Сравнительный анализ результатов воспитания в семьях с разными подходами в воспитании.
Автор - Самсонова Наталья Николаевна.
Проблема воспитания детей стояла остро во все времена. Как не избаловать ребенка? Как вырастить его разносторонне развитым? Как привить моральные и этические качества? Как воспитать полноценную личность? А главное - как не сломать? Как не навредить? Это лишь часть вопросов, на которые любые родители хотели бы знать ответ. Решениями этих вопросов занимались педагоги, философы, психологи, теоретики, практики и просветители. Нам известны такие выдающиеся практики как Я.А.Каменский, Дьюи, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, Д. Локк и другие. Все они были очень не похожи в идеях воспитания: кто-то предлагал поощрение, кто-то наказание, а кто-то совершенно другое - выбор оставался за родителями, что близко именно им, как, а главное кого они хотят вырастить: мягкую творческую натуру или дисциплинированную организованную личность.
Как уже выше было сказано, что подходов в воспитании было много, сегодня мы рассмотрим два кардинально разных: авторитарный (одним из ярких представителей подхода мы считаем Дж. Локка [1]) и гуманистический (интересно описан в трудах Л.Н.Толстого[2]). Попытаемся не только охарактеризовать эти методики в целом, но и провести сравнительный анализ, то есть рассмотреть все плюсы и минусы данных подходов, найти слабые, а главное сильные стороны одной и другой.
Основными понятиями в воспитании по Локку являются - дисциплина, авторитет родителей, наказание и похвала, характер, воля, нравственность. «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное». Безусловно все эти понятия важны при воспитании. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Д.Локк считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске», которая не имеет идей, и то, кем становится человек - это только благодаря воспитанию. Все то, что у человека сформировано в характере в старшем возрасте, было заложено в детстве при помощи воспитания. Толстой же напротив, считал что ребенок уже рожден совершенным и наше воспитание мешает ему развиваться таким, каким он должен вырасти. Все занятия в Яснополянской школе проходили без принуждения, дети сами решали идти в класс или нет и чем там заниматься. Могли начать с математики или рисования, а закончиться все могло историей или письмом. Это категорически недопустимо в наше время. Сейчас и детей в классах больше, да и предметов не так мало. То , что школа была рассчитана в большей степени на крестьян – это значительный плюс, так как обходилась она не так дорого. В свою очередь Д.Локк был сторонником частного , надомного, образования, а такое образование не всем под силу. Зато вот авторитет взрослого у Локка играет чуть ли не ведущую роль, дитя должно воспринимать родителя , да и учителя (воспитателя) как благодетеля, чего не скажешь о школе Толстого. Ученики здесь могли продолжать играть, а то и драться даже в присутствии учителя, когда он уже стоял в классе и начинал образование детей – это явный минус. Что касается наказания , а в частности порки и побоев, здесь и один и другой выступали категорически против, так как это только вызывает у детей агрессию и может повлечь за собой необратимые последствия. Чрезмерная свобода в образовании и воспитании Толстого может привести к другой крайности: к избалованности, хамству, наглости и возвышению ребенка над родителями, поэтому здесь не помешала бы дисциплина и организованность, которая присуща Локку. Организованность, а не теория о том, что с детства каждому ребенку можно привить даже не любимое дело, если делать это постоянно и с определенной периодичностью – это мне кажется не совсем правильно. Хорошие манеры, привычки и правила поведения, их прививание и усовершенствование безусловно нужно и полезно, и в этом Локк бесспорно прав, а Л.Н.Толстой не уделял этому особого внимания. Дети могли во время урока лежать на полу, сидеть на столе или подоконнике – это было нормой для его занятий. Но хорошим манерам нужно обучать с детства и всех. Что касаемо интереса детей и их любознательности - то здесь мнения сошлись. И в одной и другой методиках это более чем приветствуется, поощряется и уважается. Толстой сам не однократно катался с детьми на санках с горки, играл в лапту , отвечал на все вопросы – он действовал исключительно в интересах детей .Локк же напротив, считал что в игре детям нужно предоставлять полную самостоятельность, они сами должны организовывать свой досуг, и без участия взрослых , но если это конечно не наносит вред их здоровью. Разница только в причине , по которой предоставлялась эта свобода. Локк считал, что детям скоро наскучит заниматься бесполезным времяпрепровождением, и они снова приступят к более важным делам, то - есть игра останется игрой и потеряет всякий смысл. Что бы стать добрее, рассуждал Локк, дети должны соревноваться между собой , должны стараться превзойти друг друга в щедрости, милосердии , вежливости и добре .Говорил о том, что еще в детстве ребенка нужно приучать делиться с другими всем тем, что у него есть. С одной стороны это очень хорошо, но с другой стороны щедрость может перерасти в безумную благотворительность, когда человек будет помогать другим в ущерб себе – а это уже минус.
Конечно положительных моментов больше чем отрицательных, и в одной и другой методиках. Толстой считал , что образование не должно вмешиваться в воспитание , но мне все же кажется ,что и то и другое тесно связаны друг с другом, и должны быть направлены на формирование сильной и самодостаточной личности. Сильной не только физически, как у Локка, а сильной, значит свободной , как у Толстого, которой было бы где развернуться и её не сковывали бы установленные рамки. Главная задача у образования - это доступность. Оно для всех, а не для избранных ( по Локку). Главные задачи воспитания, по моему мнению: развивать, раскрывать, показывать, объяснять и направлять, но не в коем случае не бить и не унижать, не приносить себя в жертву своему дитя, идти с ним вместе, быть ему поддержкой и опорой. Чрезмерная свобода, как и жесткие рамки может нанести большой вред. Родители конечно должны быть другом своему ребенку , но не надо забывать , что они в первую очередь родители – это главное, и их авторитет должен быть не преклонен.
В рамках этой темы была проведена диагностика на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за помощью, по вопросам воспитания детей и общения с ними. Была использована методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина». Диагностировались родители из пяти семей, которым необходимо было ответить на 61 вопрос опросника. Одна из этих семей не полная. В ней мальчика воспитывает мама и бабушка. Остальные семьи полные. В одной из полных семей воспитываются девочки – близнецы, в другой старшая сестра и мальчик пяти лет. В третьей воспитывается мальчик, а в четвертой девочка. Детям , за которыми проходило наблюдение, в группе детского сада, по 5 – 6 лет. Диагностика состоит из 5 шкал:
- «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
- «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.
- «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.
- « Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.
- «маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.
После опроса было выявлено некоторые связи. Если в семье так называемый ребенок «сорванец», который очень конфликтен в общении со сверстниками, агрессивно настроен, то здесь можно говорить об авторитарной гиперсоциализации, то - есть родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии понять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. По 4 критерию эти дети набрали: 95,76% ; 83,79%. В этих семьях просматривается и симбиоз – это постоянная тревога за своего ребенка , родитель не предоставляет ему самостоятельности , старается оградить от трудностей жизни и удовлетворить все потребности ребенка. Здесь так же высокий процент 86,63%. Но вот что интересно для этих семей: в семье, где 3 и 4 показатели высокие, но мама одна воспитывает ребенка( без отца), отсюда , наверное, и полный контроль за мальчиком, по критерию принятия – отвержение , показатели низкие(31,01%),мама все же стремится проводить с ребенком много времени, он ей нравится таким, каким есть, она уважает его. У ребенка хоть и случаются приступы агрессии, но в целом он активный и с радостью идет на контакт. А в семье, где есть и папа и мама, но так же высокие 3 и 4 показатели, родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным и неудачным, им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение и обиду. Это подтверждается и наличием высокого балла по 5 критерию. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Такой ребенок очень трудно идет на контакт не только со взрослыми, но и со своими сверстниками, он очень зажат и чувствует себя диким среди ровесников. В семье же , где основным принципом воспитания является полная свобода , низкие показатели были по всем пяти критериям (1-0,63; 2-9,77; 3-19,53; 4-13,86; 5-14,55), в этой семье воспитываются девочки- близнецы. Это говорит о том, что родители уважают своих детей, одобряют их интересы, вместе проводят много времени, высоко оценивают творческие и интеллектуальные способности, они не ограждают своих детей от трудностей, а только помогают с ними справиться, искренне доверяют детям и испытывают за них большую гордость. При наблюдении за девочками в повседневной жизни испытываешь только радость. Они очень легко идут со всеми на контакт, очень открытые, всесторонне развиты, легко находят выход из сложившейся ситуации, я могу отметить только один минус – во время проведения занятий, они могут совершенно спокойно встать и начать заниматься своим делом, но это я думаю можно и подкорректировать.
В завершении можно сделать вывод о том, что гуманистическая методика воспитания Л.Н.Толстого пригодится тем , кто заинтересован в воспитании творческой свободной личности, а подход Д.Локка , как и он сам говорил, для воспитания джентельмена.
Литература
Дж.Локк. Сочинения в трёх томах: Т. 3.– М.: Мысль, 1988.– 668 с. – (Филос. наследие. Т.103 ).– С.407-614.
Л.Н.Толстой. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы// Полн. собр. соч.- М., 1936. – Т. 8. – С. 29-52.
|