Главная страница


«Становление безопасной жизнедеятельности дошкольников через формирование основ пожарной безопасности посредством обогащения познавательной сферы дошкольников»



Скачать 71.08 Kb.
Название«Становление безопасной жизнедеятельности дошкольников через формирование основ пожарной безопасности посредством обогащения познавательной сферы дошкольников»
Кочергина А.В
Дата13.04.2016
Размер71.08 Kb.
ТипТворческая работа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Аленький цветочек»
Творческая работа

«Становление безопасной жизнедеятельности дошкольников через формирование основ пожарной безопасности посредством обогащения познавательной сферы дошкольников»

Автор: Кочергина А.В.

Воспитатель

средней группы
2014 год

г. Камень – на – Оби

Содержание

Актуальность представленной работы;

Цель данной работы;

Гипотеза;

Задачи;

Научная новизна представленной работы;

Направления представленной работы;

Методы и приёмы;

Способы стимулирования активности детей;

Материально – технические ресурсы;

Этапы проведения и реализация данной работы;

План реализации этапов работы;

Достигнутые результаты;

Диагностирование;

Стратегия осуществления опыта работы;

Заключение;

Список литературы;

Актуальность:

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных.

Проблема шалостей, неосторожном обращении детей с огнем не является новой. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Н стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовывать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого – либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах дыма и огня, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Цель: формировать у детей дошкольного возраста основы пожарной безопасности.

Гипотеза: если систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с основами пожарной безопасности, то модно добиться прочных знаний в данном направлении.

Знания будут прочными, если:

- знакомить детей с теоретическим и практическим материалом;

3

- применять индивидуальные и коллективные формы работы;

- формировать прочные знания и умения.

Для решения поставленной цели и выдвигаемой гипотезы были сформулированы задачи:

  1. Совершенствовать методы и приемы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности.

  2. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду группы для формирования прочных знаний о пожарной безопасности.

Научная новизна представленной работы:

Выявлено, что проводимые занятия способствовали повышению уровня знаний у дошкольников по основам пожарной безопасности.

Направленная деятельность:

Информационный блок: переработка теоретических материалов.

Технологический блок: перспективное планирование, разработка конспектов занятий.

Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.

Чтобы процесс формирования основ пожарной безопасности был успешным и результативным, были разработаны эффективные методы и приемы:

объяснительно – иллюстративный метод;

практический и игровой метод;

метод формирования сознания, поведения.

Для достижения задач нашей работы были выделены общие способы стимулирования активности детей:

4

обеспечение благоприятной атмосферы;

доброжелательность со стороны воспитателя;

обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми предметами для стимулирования его любознательности;

использование личного примера;

предоставлять детям возможность активно задавать вопросы и высказывать свое мнение.

Для руководства учебной деятельностью педагогом, определили профессиональные критерии:

компетентность;

умение владеть способами личностно – ориентированного взаимодействия с детьми;

учитывать индивидуальные особенности детей;

должна сама постоянно осваивать новые приемы и методы обучения детей.

Материально – технические ресурсы:

подбор литературы;

подбор наглядного материала (карточки с иллюстрациями, карточки для бесед, презентации, мультфильмы, дидактические игры);

создание условий для проведения открытых занятий, мероприятий (оформление группы, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации данной работы:

Информационно – накопительный;

5

Определение способностей;

Подбор и анализ литературы для детей и взрослых;

Работа с родителями (анкетирование, выпуск буклетов «Новый год без пожара», «Правила пожарной безопасности в картинках», выпуск газеты «Пожарная безопасность «01», выпуск книжек – малышек, памятки для родителей, информационные листы);

Организационно – практический;

Организация кружковой работы («Юные пожарные»);

Создание программы дополнительного образования («Искорка»);

Открытые занятия для педагогов («Пожарным можешь ты не быть. Не допустить пожар обязан», «Юные пожарные», «Юные помощники пожарных»);

Контрольно – рефлексивный;

Подведение итогов;

Диагностирование.

6

План реализации этапов работы:

Мероприятия

Ответственный

Продукт деятельности

  1. Диагностика уровня знаний детей

Воспитатель

Составление плана работы с детьми

  1. Анкетирование родителей

Воспитатель и родители

Составление плана работы с детьми

  1. Кружок «Юные пожарные»

Воспитатель и дети

Знания

  1. Создание программы «Искорка»

Воспитатель




  1. Консультации по теме «Пожарная безопасность»




Воспитатель

Повышения уровня знаний воспитателей и родителей

  1. Подведение итогов «Юные пожарные спешат на помощь»

Старший воспитатель и воспитатели

Оценка качества знаний детей

Достигнутые результаты:

Рост знаний детей по данной теме увеличился на 30%;

После проведения анализа усвоения программы, было выявлено, что дети, которые посещали кружок, усвоили данный материал.

7

Диагностирование:

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка. Дети с интересом проводили опыты. Задавали вопросы. У них было стремление узнать, как можно больше. Мотивом служило то, что они понимали, если будут знать, смогут рассказать об этом, помочь другим узнать. Сами будут знать, как вести себя в трудной ситуации.

Критериями оценки сформированности знаний послужили:

Высокий уровень: понимание вопроса, умение ответить на него. Точное выполнение инструкции.

Средний уровень: частичное понимание вопроса, неточный ответ. Не всегда точное выполнение инструкции.

Низкий уровень: непонимание вопроса, не полный ответ или неверный. Невыполнение инструкции.

Стратегия осуществления опыта работы:

Данный опыт апробировался в рамках МБДОУ «Детский сад №14 «Аленький цветочек» в 2014 – 2015 учебном году с детьми среднего дошкольного возраста в специально – организованной деятельности;

Совместная деятельность педагога и детей (кружковая работа).

Дети познакомились с правилами пожарной безопасности.

Дети участвовали в создании мини – уголка пожарной безопасности.

Дети усвоили, что такое легковоспламеняющиеся вещества и предметы.

Познакомились с первичными средствами тушения пожара.

Узнали, как правильно вызывать пожарных.

8

На итоговом занятии «Юные пожарные» показали все свои знания, умения действовать в критической ситуации.

Проводились конкурсы поделок, книг.

Заключение:

Таким образом, после проведения данной работы моя гипотеза подтвердилась. После систематического и целенаправленного знакомства дошкольников с основами пожарной безопасности, мы добились прочных знаний в этом направлении. Проведение коллективной и индивидуальной работы показал наглядный результат, процент знаний у детей увеличился на 30%.

9

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.,2001

  2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М.,2014

  3. Стеркина Р.И. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.,1998

  4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности//Основы безопасности жизнедеятельности. Барнаул – 2000. №8 с. 13 – 16

  5. Правила пожарной безопасности (набор карточек)


10