|
«Становление безопасной жизнедеятельности дошкольников через формирование основ пожарной безопасности посредством обогащения познавательной сферы дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Аленький цветочек» Творческая работа
«Становление безопасной жизнедеятельности дошкольников через формирование основ пожарной безопасности посредством обогащения познавательной сферы дошкольников»
Автор: Кочергина А.В.
Воспитатель
средней группы 2014 год
г. Камень – на – Оби
Содержание
Актуальность представленной работы;
Цель данной работы;
Гипотеза;
Задачи;
Научная новизна представленной работы;
Направления представленной работы;
Методы и приёмы;
Способы стимулирования активности детей;
Материально – технические ресурсы;
Этапы проведения и реализация данной работы;
План реализации этапов работы;
Достигнутые результаты;
Диагностирование;
Стратегия осуществления опыта работы;
Заключение;
Список литературы;
Актуальность:
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных.
Проблема шалостей, неосторожном обращении детей с огнем не является новой. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Н стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовывать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого – либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах дыма и огня, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Цель: формировать у детей дошкольного возраста основы пожарной безопасности.
Гипотеза: если систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с основами пожарной безопасности, то модно добиться прочных знаний в данном направлении.
Знания будут прочными, если:
- знакомить детей с теоретическим и практическим материалом;
3
- применять индивидуальные и коллективные формы работы;
- формировать прочные знания и умения.
Для решения поставленной цели и выдвигаемой гипотезы были сформулированы задачи:
Совершенствовать методы и приемы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности.
Обогатить развивающую предметно – пространственную среду группы для формирования прочных знаний о пожарной безопасности.
Научная новизна представленной работы:
Выявлено, что проводимые занятия способствовали повышению уровня знаний у дошкольников по основам пожарной безопасности.
Направленная деятельность:
Информационный блок: переработка теоретических материалов.
Технологический блок: перспективное планирование, разработка конспектов занятий.
Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.
Чтобы процесс формирования основ пожарной безопасности был успешным и результативным, были разработаны эффективные методы и приемы:
объяснительно – иллюстративный метод;
практический и игровой метод;
метод формирования сознания, поведения.
Для достижения задач нашей работы были выделены общие способы стимулирования активности детей:
4
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны воспитателя;
обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми предметами для стимулирования его любознательности;
использование личного примера;
предоставлять детям возможность активно задавать вопросы и высказывать свое мнение.
Для руководства учебной деятельностью педагогом, определили профессиональные критерии:
компетентность;
умение владеть способами личностно – ориентированного взаимодействия с детьми;
учитывать индивидуальные особенности детей;
должна сама постоянно осваивать новые приемы и методы обучения детей.
Материально – технические ресурсы:
подбор литературы;
подбор наглядного материала (карточки с иллюстрациями, карточки для бесед, презентации, мультфильмы, дидактические игры);
создание условий для проведения открытых занятий, мероприятий (оформление группы, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации данной работы:
Информационно – накопительный;
5
Определение способностей;
Подбор и анализ литературы для детей и взрослых;
Работа с родителями (анкетирование, выпуск буклетов «Новый год без пожара», «Правила пожарной безопасности в картинках», выпуск газеты «Пожарная безопасность «01», выпуск книжек – малышек, памятки для родителей, информационные листы);
Организационно – практический;
Организация кружковой работы («Юные пожарные»);
Создание программы дополнительного образования («Искорка»);
Открытые занятия для педагогов («Пожарным можешь ты не быть. Не допустить пожар обязан», «Юные пожарные», «Юные помощники пожарных»);
Контрольно – рефлексивный;
Подведение итогов;
Диагностирование.
6
План реализации этапов работы:
Мероприятия
| Ответственный
| Продукт деятельности
| Диагностика уровня знаний детей
| Воспитатель
| Составление плана работы с детьми
| Анкетирование родителей
| Воспитатель и родители
| Составление плана работы с детьми
| Кружок «Юные пожарные»
| Воспитатель и дети
| Знания
| Создание программы «Искорка»
| Воспитатель
|
| Консультации по теме «Пожарная безопасность»
| Воспитатель
| Повышения уровня знаний воспитателей и родителей
| Подведение итогов «Юные пожарные спешат на помощь»
| Старший воспитатель и воспитатели
| Оценка качества знаний детей
| Достигнутые результаты:
Рост знаний детей по данной теме увеличился на 30%;
После проведения анализа усвоения программы, было выявлено, что дети, которые посещали кружок, усвоили данный материал.
7
Диагностирование:
Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка. Дети с интересом проводили опыты. Задавали вопросы. У них было стремление узнать, как можно больше. Мотивом служило то, что они понимали, если будут знать, смогут рассказать об этом, помочь другим узнать. Сами будут знать, как вести себя в трудной ситуации.
Критериями оценки сформированности знаний послужили:
Высокий уровень: понимание вопроса, умение ответить на него. Точное выполнение инструкции.
Средний уровень: частичное понимание вопроса, неточный ответ. Не всегда точное выполнение инструкции.
Низкий уровень: непонимание вопроса, не полный ответ или неверный. Невыполнение инструкции.
Стратегия осуществления опыта работы:
Данный опыт апробировался в рамках МБДОУ «Детский сад №14 «Аленький цветочек» в 2014 – 2015 учебном году с детьми среднего дошкольного возраста в специально – организованной деятельности;
Совместная деятельность педагога и детей (кружковая работа).
Дети познакомились с правилами пожарной безопасности.
Дети участвовали в создании мини – уголка пожарной безопасности.
Дети усвоили, что такое легковоспламеняющиеся вещества и предметы.
Познакомились с первичными средствами тушения пожара.
Узнали, как правильно вызывать пожарных.
8
На итоговом занятии «Юные пожарные» показали все свои знания, умения действовать в критической ситуации.
Проводились конкурсы поделок, книг.
Заключение:
Таким образом, после проведения данной работы моя гипотеза подтвердилась. После систематического и целенаправленного знакомства дошкольников с основами пожарной безопасности, мы добились прочных знаний в этом направлении. Проведение коллективной и индивидуальной работы показал наглядный результат, процент знаний у детей увеличился на 30%.
9
Список литературы
Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.,2001
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М.,2014
Стеркина Р.И. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.,1998
Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности//Основы безопасности жизнедеятельности. Барнаул – 2000. №8 с. 13 – 16
Правила пожарной безопасности (набор карточек)
10 |
|
|