|
Перспективный план коррекционной работы в подготовительной группе Перспективный план коррекционной работы в подготовительной группе
на 2008-2009 г.
Учитель-дефектолог: Северова Е.С. Основной задачей работы дефектолога в подготовительной группе является подготовка детей с нарушением зрения к обучению в школе путем осуществления коррекционно-развивающих мероприятий.
Психолого-педагогические исследования учебной деятельности детей с амблиопией и косоглазием свидетельствуют о наличии ряда трудностей:
-плохое запоминание и трудности в различении конфигурации букв, обусловливающее появление возвратных движений глаз и снижающих темп и правильность чтения;
-неадекватное формирование зрительного образа буквы, цифры, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и цифр;
-пропуск или появление новых (лишних) букв и элементов;
-появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер и др.
-нарушение границ рабочего поля, строки;
-трудности в восприятии целостного объекта;
-трудности в выделении части из целого.
В ходе различных видов деятельности дети с нарушением зрения испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий.
Для данной категории детей также характерными являются :
-трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
-трудности в узнавании предметов, изображённых в разных модальностях (натуральное изображение, контур, силуэт);
-нечёткие пространственные представления и низкий уровень сформированности умения ориентироваться в пространстве;
-длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации.
В связи с этим необходимо производить коррекционную работу по профилактике подобных отклонений в период школьного обучения. Необходимо постоянно повышать уровень сенсорной готовности детей к обучению в школе:
-формировать и закреплять умение оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина);
-развивать навыки ориентировки в большом и малом пространстве;
-совершенствовать зрительно-моторную координацию;
-развивать аналитико-синтетические способности;
-учить воспринимать сюжетное изображение;
-развивать внимание;
-расширять предметные представления детей.
К концу года пребывания в подготовительной группе дети должны уметь:
1. Самостоятельно показывать и называть цвета, выбирать цвет по названию (без показа образца). Цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый, коричневый, серый, белый, чёрный. Уметь выделять оттенки ( до 12 ) и раскладывать их по насыщенности. Выделять цвет в окружающей среде, самостоятельно описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров.
2. Самостоятельно показывать и называть формы: шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, пятиугольник, шестиугольник. Соотносить формы и фигуры, самостоятельно находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме фигуры. Соотносить формы, фигуры и предметное изображение или предмет. Выделять из множества фигур фигуры заданной формы. Дифференцировать и группировать фигуры сходной формы.
3. Самостоятельно дифференцировать предметы одной формы, но разной величины. Определять величину предмета (большой-маленький, широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий, толстый-тонкий). Сравнивать предметы по величине, раскладывать предметы по порядку от меньшего к большему и от большего к меньшему.
4. Зрительно-моторная координация: уметь проводить линии (горизонтальные и вертикальные) от заданного начала к заданному концу, прямую линию между двумя горизонтальными и вертикальными параллельными линиями, не отрывая карандаш от бумаги. Обводить фигуры, нарисованные пунктиром, рисовать аналогичные самостоятельно.
5. Зрительно-пространственное восприятие. Умение оценивать взаиморасположение и расстояние между предметами на изображении и в действительности. Описывать взаиморасположение предметов с помощью предлогов и наречий (в, на, за, перед, около, у, слева, справа, впереди, сзади, под, над). Распознавать фигуры и предметы, предъявленные в необычных ракурсах (положениях). Ориентироваться относительно себя и относительно предметов, ориентироваться на листе бумаги. Анализировать и копировать несложные формы, состоящие из линий и различных углов (соединение точек, образующих фигуру). Фигурно-фоновое различение: находить заданную фигуру при увеличении количества фоновых фигур (на зашумлённом фоне). Определять постоянство очертаний: выделять заданную фигуру, имеющую разные размеры, цвет и разное положение в пространстве.
6. Восприятие изображения сложной формы: конструировать из геометрических фигур по образцу. Составлять целое предметное изображение по образцу: разрезная картинка из 8 частей.
7. Восприятие сюжетной картины: точно и адекватно определять содержание картины, определять причинно-следственные связи, называть планы изображения, определять эмоциональное состояние героев, определять время года и время суток.
8. Зрительное внимание: уметь находить различия, изменения; определять, что нарисовано неправильно.
9. Предметные представления: уметь классифицировать предметы, определять их назначение.
10. Иметь высокий познавательный интерес. |
|
|