Главная страница

Перспективный план коррекционной работы в подготовительной группе



Скачать 36.29 Kb.
НазваниеПерспективный план коррекционной работы в подготовительной группе
Дата14.04.2016
Размер36.29 Kb.
ТипДокументы

Перспективный план коррекционной работы в подготовительной группе

на 2008-2009 г.

Учитель-дефектолог: Северова Е.С.
Основной задачей работы дефектолога в подготовительной группе является подготовка детей с нарушением зрения к обучению в школе путем осуществления коррекционно-развивающих мероприятий.

Психолого-педагогические исследования учебной деятельности детей с амблиопией и косоглазием свидетельствуют о наличии ряда трудностей:

-плохое запоминание и трудности в различении конфигурации букв, обусловливающее появление возвратных движений глаз и снижающих темп и правильность чтения;

-неадекватное формирование зрительного образа буквы, цифры, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и цифр;

-пропуск или появление новых (лишних) букв и элементов;

-появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер и др.

-нарушение границ рабочего поля, строки;

-трудности в восприятии целостного объекта;

-трудности в выделении части из целого.

В ходе различных видов деятельности дети с нарушением зрения испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий.

Для данной категории детей также характерными являются :

-трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;

-трудности в узнавании предметов, изображённых в разных модальностях (натуральное изображение, контур, силуэт);

-нечёткие пространственные представления и низкий уровень сформированности умения ориентироваться в пространстве;

-длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации.

В связи с этим необходимо производить коррекционную работу по профилактике подобных отклонений в период школьного обучения. Необходимо постоянно повышать уровень сенсорной готовности детей к обучению в школе:

-формировать и закреплять умение оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина);

-развивать навыки ориентировки в большом и малом пространстве;

-совершенствовать зрительно-моторную координацию;

-развивать аналитико-синтетические способности;

-учить воспринимать сюжетное изображение;

-развивать внимание;

-расширять предметные представления детей.

К концу года пребывания в подготовительной группе дети должны уметь:

1. Самостоятельно показывать и называть цвета, выбирать цвет по названию (без показа образца). Цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый, коричневый, серый, белый, чёрный. Уметь выделять оттенки ( до 12 ) и раскладывать их по насыщенности. Выделять цвет в окружающей среде, самостоятельно описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров.

2. Самостоятельно показывать и называть формы: шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, пятиугольник, шестиугольник. Соотносить формы и фигуры, самостоятельно находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме фигуры. Соотносить формы, фигуры и предметное изображение или предмет. Выделять из множества фигур фигуры заданной формы. Дифференцировать и группировать фигуры сходной формы.

3. Самостоятельно дифференцировать предметы одной формы, но разной величины. Определять величину предмета (большой-маленький, широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий, толстый-тонкий). Сравнивать предметы по величине, раскладывать предметы по порядку от меньшего к большему и от большего к меньшему.

4. Зрительно-моторная координация: уметь проводить линии (горизонтальные и вертикальные) от заданного начала к заданному концу, прямую линию между двумя горизонтальными и вертикальными параллельными линиями, не отрывая карандаш от бумаги. Обводить фигуры, нарисованные пунктиром, рисовать аналогичные самостоятельно.

5. Зрительно-пространственное восприятие. Умение оценивать взаиморасположение и расстояние между предметами на изображении и в действительности. Описывать взаиморасположение предметов с помощью предлогов и наречий (в, на, за, перед, около, у, слева, справа, впереди, сзади, под, над). Распознавать фигуры и предметы, предъявленные в необычных ракурсах (положениях). Ориентироваться относительно себя и относительно предметов, ориентироваться на листе бумаги. Анализировать и копировать несложные формы, состоящие из линий и различных углов (соединение точек, образующих фигуру). Фигурно-фоновое различение: находить заданную фигуру при увеличении количества фоновых фигур (на зашумлённом фоне). Определять постоянство очертаний: выделять заданную фигуру, имеющую разные размеры, цвет и разное положение в пространстве.

6. Восприятие изображения сложной формы: конструировать из геометрических фигур по образцу. Составлять целое предметное изображение по образцу: разрезная картинка из 8 частей.

7. Восприятие сюжетной картины: точно и адекватно определять содержание картины, определять причинно-следственные связи, называть планы изображения, определять эмоциональное состояние героев, определять время года и время суток.

8. Зрительное внимание: уметь находить различия, изменения; определять, что нарисовано неправильно.

9. Предметные представления: уметь классифицировать предметы, определять их назначение.

10. Иметь высокий познавательный интерес.