|
Таланова Е. В. Педагог-психолог мадоу-црр детский сад №366 «Самоцветы» Таланова Е.В.
Педагог-психолог МАДОУ-ЦРР-
Детский сад № 366 «Самоцветы»
Руководитель РМО
педагогов-психологов ДОУ
Ленинского района Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах. В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения. Целью которого являлось создание условий для совершенствования профессионального мастерства, развития профессиональных компетенций педагогов-психологов ДОУ района.
В современной психологии проблемы развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности являются достаточно актуальными. Именно конструктивное протекание процесса позволяет педагогу достичь эффективности в той или иной деятельности, реализовать в ней свой потенциал.
Поэтому становится особенно значимой работа по развитию профессионального самосознания и идентичности педагога-психолога, поскольку профессиональная деятельность - это важнейшая сфера жизни любого взрослого человека.
Профессиональное самосознание практического психолога формируется в процессе профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация - это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Она представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих Я-образа взрослого человека.
Формирование идентичности - непрекращающийся процесс, целью которого является достижение генеративности - осознания определенной жизненной продуктивности. Активная профессиональная деятельность представляет собой один из наиболее доступных путей к самореализации, которой, однако, может препятствовать множество объективных и субъективных факторов.
Становление профессиональной идентичности специалиста-психолога - особый процесс, во многом отличный от своих аналогов, связанных с другими сферами деятельности. Эта профессия предъявляет особые требования к личности специалиста, благодаря чему он приобретает такие личностные особенности, как интернальность, рефлексивность, способность к эмпатии. Хотя эти качествам традиционно присваиваются оценки со знаком «плюс», в реальности они могут выступать «фактором риска» психоэмоциональной дезадаптации. Соответственно, становление профессиональной идентичности психолога - очень уязвимый процесс.
В переходный период реформирования образования к педагогу-психологу предъявляются новые требования, система образования определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (районного и муниципального уровней).
Инновационная деятельность.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Обобщение и распространение собственного опыта.
Аттестация, повышение квалификации.
Развитие профессиональной компетентности.
Одной из возможностей подведения итогов своей профессиональной деятельности является и участие в профессиональных конкурсах. Это позволяет провести анализ своей деятельности, подготовиться к очередной аттестации.
В рамках работы районного методического объединения педагогов-психологов района был проведён конкурс на лучшее портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога. В конкурсе приняли участие 37% педагогов-психологов, это не много, но необходимо учесть и то, что молодых специалистов со стажем работы до 5 лет в районе 47% и развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности у них в процессе становления.
Цель конкурса: создание условий для совершенствования профессионального мастерства, развития профессиональных компетенций педагогов-психологов ДОУ района.
Задачи Конкурса:
формирование портфолио педагогов-психологов ДОУ района, способствующего профессиональному росту, развитию компетенций самоанализа, обобщения направленному на изменение качества образования, активизации и стимулированию участия в конкурсах и представления опыта на разных уровнях и в разных формах;
отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста педагогов в широком образовательном контексте;
Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности;
поддержка творческой активности и самостоятельности ;
выявление наиболее результативных, активных и инициативных педагогов-психологов ДОУ, их поддержка и стимулирование.
Работа по подготовке портфолио к конкурсу для многих специалистов была новой. |
|
|