Главная страница

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения учебного предмета технологии. (Слайд 1 ) Учебный предмет «Технология»



Скачать 55.07 Kb.
НазваниеФормирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения учебного предмета технологии. (Слайд 1 ) Учебный предмет «Технология»
Дата18.04.2016
Размер55.07 Kb.
ТипДокументы

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения учебного предмета технологии. (Слайд - 1 )

Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: (Слайд – 2) личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. (Слайд-3 ) Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира (Слайд - 4 ) вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. (Слайд - 5) Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.(Слайд-6 ) Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (Слайд - 7 ) (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; (Слайд - 8 ) использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Выполнение моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Универсальное учебное действие(Слайд -9 ) моделирование включает в свой состав знаково-символические действия – такие, как замещение, кодирование, декодирование, с освоения которых и начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийся осваивает системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок принимает идею означивания и старается понять ее на произвольно созданной символике. В настоящее время учебники используют произвольную символику с разными функциональными нагрузками.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе (Слайд -10 ) технологии создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. (Слайд-11 )Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой методических приемов, предлагаемой автором учебника УМК. В частности, выполнение целого ряда заданий предполагает необходимость организовывать совместную работу (Слайд - 12 ) в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно). Подавляющее большинство видов работ направлено на формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Выполнение моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Универсальное учебное действие(Слайд -13 ) моделирование включает в свой состав знаково-символические действия – такие, как замещение, кодирование, декодирование, с освоения которых и начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийся осваивает системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок принимает идею означивания и старается понять ее на произвольно созданной символике. В настоящее время учебники используют произвольную символику с разными функциональными нагрузками.

Там где широко используется символика и отработка некоторых компонентов моделирования, там проще происходит усвоение материал урока. Поскольку практически во всех учебных предметах среднего и старшего звена включаются задания на использование моделирования уже в сложных формах, в учебниках для начальной школы основное содержание компонентов учебного моделирования отрабатываться через систему заданий. Для полноценного формирования этого действия широко вводиться разные формы представления учебного содержания и учебных задач (символами, графиками, схемами, таблицами).

В курсе «Технология» учащиеся знакомятся со старинными, традиционными для России промыслами и ремеслами, материалами, инструментами, профессиями мастеров, работающих в этих отраслях, а также технологическими процессами современных производств Российской Федерации, работой промышленных предприятий нашей страны, продукцией, которую они выпускают.

Практические работы по изготовлению изделий традиционных ремесел, современных костюмов разных народов России формируют у учащихся осознание своей этнической и национальной принадлежности; воспитывают уважительное отношение к культуре своего и других народов. С 4 класса учащиеся при знакомстве с современными производствами нашей страны, выполняют проекты частично воспроизводят производственные циклы промышленных предприятий в РФ. (Слайд - 14)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.