|
С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Могут быть приведены примеры:
1) разработка экономической теории, направленной на обоснование экономических реформ (совершенствование экономической сферы);
2) создание социальных учений, оказавших влияние на развитие общества (совершенствование социальной сферы);
3) разработка учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы).
Возможны иные правильные ответы.
|
| Приведено по одному примеру для каждой из указанных сфер общественной жизни
| 3
| Приведены два примера для разных сфер общественной жизни
| 2
| Примером (примерами) проиллюстрирована деятельность в одной из сфер
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
С4. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ может содержать, например, следующие аргументы:
1) транслируемая информация объективно не является нейтральной, т.е. изначально содержит определенную оценку, отношение;
2) нередко распространение информации осуществляет человек, который в силу своих жизненных взглядов, добавляет определенные оценочные моменты;
3) на базе воспринятой информации формируются идейные установки ее потребителей;
4) как правило, распространяя знания, информацию, социальные институты ставят целью формирование определенного общественного отношения к конкретным проблемам.
Возможны иные, имеющие основания, аргументы.
|
| Даны три аргумента
| 3
| Даны два аргумента
| 2
| Дан один аргумент
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
Федеральный закон об образовании (извлечение) Ст. 14 Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации. 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. 6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования? С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте? С3.Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах? С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами. С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Ответ должен содержать следующие позиции:
1)обеспечение самоопределения личности;
2)развитие общества;
3)укрепление и совершенствование правового государства.
|
| Правильно указаны три позиции при отсутствии неверных
| 2
| Правильно указаны одна-две позиции при отсутствии неверных ИЛИ правильно указаны три позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и)
| 1
| Правильно указаны одна-две позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Ответ должен содержать следующие позиции:
права обучающихся на:
1)получение ими профессии и соответствующей квалификации в системе профессионального образования;
2)свободный выбор мнений и убеждений:
права образовательных учреждений:
3) самостоятельно разрабатывать и реализовывать программу обучения;
4) на дополнительные образовательные услуги.
|
| Правильно указаны три-четыре позиции
| 2
| Правильно указаны две позиции
| 1
| Указана одна позиция; ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
С3. .Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Ответ должен содержать следующие возможные варианты:
1) профессиональное образование;
2) общее образование;
3) дополнительное образование
и примеры каждого из них.
|
| Перечислены три возможных варианта и приведены примеры каждого из них
| 3
| Перечислены два-три возможных варианта и приведено менее трех примеров
| 2
| Приведен один возможный вариант с примером
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Опираясь на текст и свои знания о правовом государстве, дается объяснение, например:
1) приобретаются знания, необходимые гражданину;
2) формируется правовая культура – стремление следовать правовым нормам;
3) принимаются ценности правового государства;
4) развиваются умения реализовывать и защищать свои права.
|
| Правильно указаны две-три позиции и приведены соответствующие примеры
| 3
| Правильно указана одна позиция и приведен соответствующий пример
| 2
| Правильно указана одна позиция, пример отсутствует; или дан частный пример без обобщения
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований …
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений…
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом…
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.
(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)
С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки. С2. Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали? С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы. С4. Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Могут быть приведены следующие определения науки:
1) «теоретическое систематизированное представление о мире…»;
2) «система знаний и вид духовного производства»;
3) «специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания»;
4) «отдельные отрасли научного знания».
|
| Приведены три определения
| 2
| Приведены два определения
| 1
| Приведено одно определение ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
С2. Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) констатацию сущности изменений в системе наук: от четкой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;
2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования.
|
| Дан ответ и указана причина
| 2
| Дан ответ без указания причины
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Могут быть указаны такие проблемы, например:
- проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.);
- процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.);
- экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).
Могут быть указаны и другие проблемы
|
| Указаны три проблемы и науки, их изучающие
| 3
| Указаны две-три проблемы и науки, изучающие две из них
| 2
| Указаны от одной до трех проблем и наука, изучающая одну из них
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
С4. Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Могут быть приведены, допустим, такие примеры:
1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования;
2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей;
3) происходит изменение экономической структуры общества, в том числе структуры занятости.
Могут быть приведены другие примеры.
|
| Приведены три примера
| 3
| Приведены два примера
| 2
| Приведен один пример
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.
|
Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.
Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.
При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.
(Б.Н. Чичерин)
C1
К чему, по мнению автора, политическая свобода призывает общественные силы? В чем автор видит главный источник политической жизни в конституционных государствах? |
|
|