|
С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Могут быть приведены примеры:
1) политика внешняя, межгосударственная (деятельность в ООН);
2) политика экономическая (принятие антимонопольных законов),
3) социальная политика (проведение пенсионной реформы).
Возможны иные верные позиции.
|
| Указаны и проиллюстрированы примерами три направления
| 3
| Указаны два-три направления и проиллюстрированы примерами два из них
| 2
| Указаны одно – три направления и проиллюстрировано примерами одно из них
| 1
| Указано(-ы) направление(-я) без примера, ИЛИ приведен (-ы) пример (-ы) без указания направления ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
Социальная мобильность
Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.
Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.
(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.) C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности? C2.При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий. C3.Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности. C4.В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Балл
| В ответе должны присутствовать следующие элементы:
указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице);
названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная.
|
| Указана черта, названы два направления
| 2
| Указана черта, названо одно направление
| 1
| Названы одно-два направления без черты,
ИЛИ указана одна черта без направлений,
ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
C2.При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Балл
| В ответе должны присутствовать следующие элементы:
названы два условия:
стабильный период развития общества;
структурная перестройка экономики;
дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования.
Может быть приведено другое объяснение.
|
| Названы два условия, и дано верное объяснение
| 2
| Названо одно условие, и дано верное объяснение
| 1
| Названы одно-два условия, объяснение не дано,
ИЛИ дано объяснение, условия не названы,
ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
C3.Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Балл
| В ответе должны присутствовать следующие элементы:
дано определение, например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»;
приведены три примера, допустим:
человек, недавно переехавший жить в город из деревни;
горожанин, работающий в деревне после окончания института;
представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.
Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры.
|
| Дано определение, и приведены три примера
| 3
| Дано определение, и приведены два примера
| 2
| Дано определение, и приведен один пример,
ИЛИ приведены три примера без определения
| 1
| Дано определение без примеров,
ИЛИ приведены один-два примера без определения,
ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
C4.В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Балл
| В ответе должны быть указаны три проявления, например:
отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;
маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;
маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.
Могут быть указаны другие проявления.
|
| Указаны три верных проявления
| 3
| Указаны два верных проявления
| 2
| Указано одно верное проявление
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4 Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи. С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления. С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия? С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины. С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
Ответ
С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:
- рост числа разводов;
- увеличение количества неполных семей.
|
| Правильно указаны две черты
| 2
| Правильно указана одна черта
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
| С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В ответе называются сферы общества:
-социальные отношения;
-экономика.
Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.
|
| Правильно названы сферы общества, показан характер их взаимодействия
| 2
| Правильно названы сферы общества
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
| С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В ответе могут быть названы следующие причины:
-сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;
- усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;
- женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жен, хозяйки дома.
|
| Правильно указаны три причины
| 3
| Правильно указаны две причины
| 2
| Правильно указана одна причина
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
| С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).
Могут быть названы такие ее признаки:
- совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;
- более равномерное распределение семейных обязанностей.
|
| Правильно назван тип семьи, указаны два ее признака
| 3
| Правильно назван тип семьи, указан один ее признак
| 2
| Правильно назван тип семьи
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной <…> Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными <…>; здесь развертывается производство идей <…>; здесь в значительной степени происходит и их потребление <…>
Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, <…> единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности.
Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).
Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.
Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.
(С.Э. Крапивенский) С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором. С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.
С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.
С4. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.
С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) духовные потребности;
2) духовное производство (производство идей);
3) потребление духовных ценностей.
|
| Названы три элемента при отсутствии неправильных позиций
| 2
| Названы два элемента
| 1
| Назван один элемент, ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) цель духовного производства: «воспроизводство общественного сознания в его целостности»;
2) функции духовного производства:
- совершенствование остальных сфер жизни общества;
- производство знания о знаниях;
- его распространение (трансляция);
- производство общественного мнения.
|
| Названы цель и две функции духовного производства
| 2
| Названа цель и одна функция духовного производства ИЛИ две функции духовного производства без указания цели
| 1
| Названа только одна цель или одна функция духовного производства, ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
| |
|
|