|
Тематический план месяц ффср(старш гр.) Нед. Лексические темы Грамота(подг гр.) КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц
| ФФСР(старш.гр.)
| Нед. Лексические темы
| Грамота(подг.гр.)
| Сентябрь
|
Развитие артикул.-го аппарата
| 1. Обследование
2. Обследование
3. Осень. Признаки осени.
4. Овощи. Огород
|
А У И
П П
| Октябрь
| Разв.слух.воспр.-я.
У
А
А У
| 5. Фрукты. Сад.
6. Лесные ягоды. Грибы
7. Лес. Деревья, кустарники.
8. Перелётные птицы
| Т П –Т
К К
О И С
Х Х К -Х
| Ноябрь
| И
Н
М
| 9. Дикие животные и их детёныши.
10. Одежда. Головные уборы.
11. Обувь.
12. Поздняя осень
13. Начало зимы. Зимние месяцы.
| Ы Ы- И М
С О
Н
З С-З
Б
| Декабрь
| Д-К
Д-К
Д-К
Д-К
| 14. Домашние животные и их детён.
15. Домашние птицы и их птенцы
16. Зимующие птицы.
17. Новый год. Зимние забавы
|
В
Д
Г Г-К
| Январь
|
К –Т
П-Т
П-Т-К
| Каникулы
18. Посуда. Продукты питания
19. Мебель. Дом.
20. Транспорт. Профессии на транспорте.
|
Э Е-Ё
Л Л-Л
Ш
| Февраль
| Х
К-Х
О
| 21. Профессии.
22. Инструменты Электроприборы
23. Наша Армия.
| Ш-С
Я
Р
| Март
| Х П Т
К
| 24. Ранняя весна. Приметы, месяцы весны.
25. Мамин праздник. Профессии наших мам
26. Наша Родина. Мой дом.
27.Человек. Части тела.
| Р-Л Ж Ш-Ж Ц
Ч
| Апрель
| Ы Ы-И
Л
Л-И
В
| 28.Весна. Птицы
29. Земля. Космос
30. Школа
31. Хлеб всему – голова.
| Ю
Ф В-Ф
Щ
Щ Ч С Т
| Май
| Ф Ф
| 32. Весна. Сад. Огород.
День Победы
33. Насекомые .Цветы
34. Времена года
35. Лето.
| И
|
I раздел: «Что должны знать дети ».
Дети должны знать следующие признаки весны:
Увеличивается день, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Набухают почки, появляются листья и цветы. Прилетают птицы, пробуждаются животные от зимней спячки, появляются насекомые.
Объяснить, что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.
Дети должны знать, какие весенние работы совершаются на огородах, в садах и полях, должны принимать посильное участие в труде на огороде и в саду.
Дети должны знать и различать понятия "ранняя" и "поздняя" весна.
II раздел: «Позанимайтесь с ребёнком дома».
Гуляя с детьми, обратите их внимание на то, какие изменения происходят в природе весной, объясните эти явления.
Чаще указывайте на то, что весеннее солнце иное, чем зимой: теперь оно такое яркое, что слепит глаза, с каждым днём оно светит всё дольше - день становится длиннее, а ночь короче. Постепенно подводите детей к выводу о том, что изменения в активности солнца приводят к изменениям в природе.
Учите детей сравнивать и определять, что было раньше, что изменилось в природе. Почему, например, сосульки висят с одной стороны крыши? Почему днем они падают? С какой стороны образуются больше сосульки.
Постарайтесь, чтобы дети запомнили и активно использовали в своей речи слова: капель, проталинки, перелётные птицы, наводнение, талая вода, пробуждается (природа).
По возможности прочитайте в книгах, расскажите, что весенние изменения происходят не только в погоде, в жизни растений, но и в жизни птиц, животных (прилет из тёплых стран, изменения в окраске, рождении детёнышей). Обратите внимание на появление насекомых (где они были зимой?),
Обращайте внимание детей на то, какие изменения происходят в природе от начала к концу весны, чтобы дети усвоили понятия "ранняя" и "поздняя" весна.
III раздел: «Поиграйте с детьми». Эта игра приучает детей слушать описание природа и соотносить его с определённым временем года.
Взрослый спрашивает ребёнка: "Кто знает, когда это бывает?" и приводит какое-нибудь высказывание о разных временах года, например: "Светит солнышко, тает снег, побежали по дорогам ручейки", или: "Жарче и жарче греет солнышко. Ходят ребята купаться, ловить рыбу", или "Краснеет рябина, золотой листвой покрыты берёзы и т.п.
Каждый правильный ответ ребёнка можно оценить фишкой.
IV раздел: «Задание на дом».
1. 3нать признаки весны:
какие изменения происходят в жизни природы, деятельности животных и людей.
2. Знать, что это происходит из-за изменения в погоде (каким становится солнце, как оно греет? и т.п.)
3. Знать названия весенних месяцев.
Тема недели: Откуда хлеб пришёл?
1. Приклеить в тетради картинку, изображающую один из моментов сева или уборки хлеба. Провести с ребёнком беседу о том, откуда берётся хлеб. Добиваться полных ответов на вопросы.- Где мы покупаем хлеб? — Мы покупаем хлеб в магазине.- Где пекут хлеб? - Хлеб пекут в пекарне, на хлебозаводе.- Из чего делают хлеб? — Хлеб делают из муки.- Откуда берут муку? — Муку получается из зёрен.- Где берут зёрна? — Зёрна берут из колосьев.- Где растут колосья? — Колосья растут в поле.- Кто сеет и собирает колосья? — Сеют и собирают колосья колхозник2. Учить ребёнка образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде. Выделять голосом окончания прилагательных. Поиграть в игру «Какой - какое - какая?»- Колос пшеницы — это колос (какой?) — пшеничный колос.- Поле пшеницы — это поле (какое?) — пшеничное поле.- Мука из пшеницы — это мука (какая?) — пшеничная мука.Колос ячменя - ячменный Поле пшеницы - пшеничное Мука из пшеницы —пшеничнаяржи - ржаной ржи –ржаное ржи —ржанаяпочаток кукурузы — кукурузный кукурузы - кукурузное кукурузы – кукурузная3. Учить ребёнка образовывать предметов от действий. Поиграть в игру «Что такое?»Когда сеют — сев Помогает косить — косилка веять - веялкаубирают—уборка жать — жатка сушить — сушилкажнут — жатва молотить – молотилка4. Учить ребёнка подбирать действия к предмету. Поиграть в игру «Кто что делает?»- Что делает тракторист? — Тракторист пашет, боронит. Хлебороб - растит мельник - перемалывает комбайнёр -убирает хлебопёк – печёт5. Нарисовать в тетради белый хлеб (батон) и чёрный хлеб (буханку), научить ребёнка составлять сопоставительный рассказ о хлебе по плану:- Что это?- Это батон, а это буханка.- Какие по форме? — Батон овальный, а буханка прямоугольная.- Какие по цвету? - Батон жёлтый, а буханка коричневая.- Какие на вкус? — Батон вкусный и буханка вкусная.- Из чего сделаны? — Батон сделан из пшеницы, а буханка — из ржи.6. Выучить стихотворение Поскорей накрывай
Режь да ешь от души
Чтобы в этот светлый час
Стол скатёркой чистой
- Силы набирайся,
Хлеб на стол явился,
Перед нами каравай
Лишь напрасно не кроши,
Кто-то встал ещё до нас
С корочкой душистой!
Хлебом не швыряйся.
И крепко потрудился.
Л. Кузьмин
Тема: Наш город. Наша республика. Наша страна.1.Нарисовать в тетради флаг России. Научить ребёнка отвечать на вопросы:- Как называется страна, в которой мы живём?- Назови столицу России.- Как называется наша республика?-Какие города ты знаешь?-Чем отличается город от деревни?-Какие реки ты знаешь?(моря). Чем они отличаются?- Как называется наш город?- Назови свой домашний адрес.2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.Поиграть в игру «Чего в России много?»- Один город, в России много (чего?)- В России много городов. Много: сёл, деревень, рек, морей, гор, полей и т.п.Поиграть в игру «Чего в городе много?» Много: магазинов, улиц, площадей, мостов, памятников, школ, театров, больниц. Учить ребёнка согласованию существительных с количественными числительными Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»- Один музей, два музея, ... пять музеев, десять музеев.3.Учить ребёнка отвечать на вопрос полным ответом:- Что можно делать в аптеке?- В аптеке можно покупать лекарства.Что можно делать - в магазине в парикмахерской в скверев больнице в школе в кафев парке на вокзалев музее на рынке4. Объяснить ребёнку смысл поговоркиРодимая сторона - мать, а чужая — мачеха.5.Выучить стихотворениеНебо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. Есть и клёны, и дубы. А какие есть грибы! А ещё пекут в печи Вот такие калачи!В. Гусев.1 . Приклеить или нарисовать следующих насекомых пчела, шмель, оса, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, жук, комар, таракан, паук, сверчок, светлячок. Научить ребёнка называть насекомых и отвечать на вопросы: - Как всё это назовём, одним словом? - Насекомые.- Почему они так называются? - У них тело будто разделено «насечками».- Сколько ногу насекомых? - Шесть. (У паука - восемь).2. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один» и «одна». Поиграть в игру: «Не ошибись».- Про какое насекомое мы скажем «один»? - Один жук (муравей, паук...)- Про какое насекомое мы скажем «одна»? - Одна муха (оса, бабочка...)3.Учить ребёнка подбирать признаки к предметам -Бабочка (какая?) - лёгкая, красивая, жёлтая... -Комар (какой?) —маленький, вредный, надоедливый...4. Учить ребёнка образовывать причастия от глаголов. Поиграть в игру : «Какое насекомое?»- Если насекомое летает, то оно (какое?) —летающее, жужжит — жужжащее ползает — ползающее, жалит – жалящее, звенит – звенящее, кусает – кусающее5. Учить ребёнка употреблять предложный падеж существительных с предлогами. Поиграть в игру: «Кто где живёт?»- Где живёт пчела? - В улье.муравей — в муравейнике,стрекоза - на реке, шмель и оса - в гнездекомар — на болоте, паук — в паутине, жук — в земле6.Учить ребёнка составлять описательный рассказ о любом насекомом по плану: - Кто это?- Какие есть части тела?- Как передвигается?- Чем питается?- Вредное или полезное?7.Выучить стихотворение Думал-думал таракан И надумал таракан: -Ятакое же домашнее животное! Кормят-поят хомяков, Канареек и щенков,То-то жизнь у них у всех беззаботная! А меня, как ни увидят — Обязательно обидят! Почему?И. Жуков1. Приклеить картинку на школьную тематику. Провести с ребёнком беседу:- Сколько тебе лет?- Куда ты пойдёшь первого сентября?-Чем будешь заниматься в школе? И т. п.2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.Поиграть в игру «Чего (кого) в школе много?» - Один класс, а в школе много (чего?) - В школе много классов. Много: учителей, учеников, школьников, парт.3 .Учить ребёнка образовывать существительные женского рода. Поиграть в игру «Он - она»- Он ученик, а она...? - Ученица.школьник — школьница преподаватель - преподавательницаучитель —учительница директор — директриса4. Учить ребёнка образовывать причастия от глаголов. Поиграть в игру «Какой ученик?»- Если ученик в школу поступает, то он (какой?) — поступающий заканчивает — заканчивающий идёт — идущийзаходит — заходящий выходит — выходящийвбегает — вбегающий выбегает — выбегающийчитает — читающий пишет — пишущийсчитает — считающий отстаёт — отстающий5.Учить ребёнка образовывать сложные слова путём сложения- Если школьник в первом классе, то он кто? — первоклассник. Второ-, третье-, четверо-, пяти-, шести-, семиклассник.6. Объяснить ребёнку смысл поговоркиКрасна птица перьями, а человек —ученьем.7.Выучить стихотворениеСемь ночей и дней в неделе, Семь вещей у нас в портфеле: Есть дневник и тетрадь, Ручка есть, чтобы писать, Есть и ластик, чтобы пятнаУбирались аккуратно, И пенал и карандаш, И букварь — приятель наш.По С. МаршакуТема: «Космос»1. Приклеить в тетради картинку или нарисовать планеты Солнечной системы и научить ребёнка отвечать на вопросы:- Как называется планета, на которой мы живём? - Земля - Какая звезда освещает и согревает нашу планету? - Солнце - Как называется спутник Земли? - Луна - Какую планету называют то «утренняя», то «вечерняя»? - Венера - Назовите «красную планету» - Марс - Назовите планету, вокруг которой есть кольцо - Сатурн - Назовите самую большую планету Солнечной системы – Юпитер 2. Приклеить портреты космонавтов и научить ребёнка называть их. Рассказать о том, что 12 апреля празднуется День Космонавтики.3. Учить употреблять родительный падеж множественного числа существительных Поиграть в игру «Чего в космосе много?»- Одна планета, а в космосе много чего? - В космосе много планет. Слова: планета, звезда, спутник, созвездие, космонавт, робот, луноход, ракета, корабль, метеор, метеорит, комета; 4. Учить согласованию существительных с количественными числительными и порядковый счёт. Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»-Одна планета, две планеты, ... пять планет,.... десять планет. -Первая звезда, вторая звезда,... пятая звезда,... десятая звезда. 5. Учить склонению глаголов настоящего и прошедшего времени по лицам:- Я лечу, ты..., он..., она..., они..., мы..., ты..., вы... - Я приземлился, ты..., он..., она..., они..., мы..., ты..., вы... 6. Учить подбирать и объяснять значение родственных слов- Спутник Земли - Луна - Свет от луны - лунный свет - Человек, который ходит во сне - лунатик - Аппарат по Луне ходит - луноход- Луна полная - полнолуние - Высадиться на поверхности Луны – прилуниться 7. Изготовить вместе с ребёнком модель фантастического космического корабля из любого материала и научить рассказывать о нём по плану:- Что это? - Из чего сделан? - Кто делал? - Какие есть части? - Куда полетит? 8. Выучить стихотворениеПо порядку все планеты Шесть - Сатурн, Назовёт любой из нас: Семь - Уран, Раз - Меркурий, За ним - Нептун. Два - Венера, Он восьмым идёт по счёту. Три - Земля, А за ним уже, потом, Четыре - Марс. И девятая планета Пять - Юпитер, Под названием Плутон. Тема: 1. Приклеить или нарисовать следующие картинки:самокат, велосипед, мотоцикл, автомобиль, грузовик, автобус, троллейбус, поезд, лодка,корабль, самолёт, вертолёт, парашют, ракета,Научить ребёнка называть и различать разные виды транспорта:- Покажи и назови транспорт, который ездит по земле. - Это транспорта (какой?)- Наземный.То же спросить про водный и воздушный транспорт.2.Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных Поиграть в игру «Чего много?»- Один самолёт, а много (чего?)- Много самолётов.Много: самокатов, велосипедов, мотоциклов, автомобилей, грузовиков, ...3.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»Одна машина, две машины...пять машин..., десять машин.4.Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным и наречиям Поиграть в игру «Наоборот»- Большой, а наоборот как будет? — Маленький длинный — короткий высоко – низко быстрый — медленный далеко - близко старый — новый быстро — медленно5. Учить ребёнка употреблять творительный падеж существительных с предлогом «НАД». Поиграть в игру «Над чем летит самолёт».- Внизу река, самолёт летит НАД ЧЕМ? - Над рекой. Внизу: поле, лес, море, село.6. Нарисовать любой вид транспорта и научить ребёнка составлять описательный рассказ о транспорте по плану:- Что это?- Какие есть части?- Где может ездить?- Кто управляет?- Какой это вид транспорта?7.Вьгучить стихотворение. Объяснить ребёнку, что такое «суша» и «мель»О чём грустят кораблики Где можно на минуточкуОт суши вдалеке? Присесть и отдохнуть.Грустят, грустят кораблики И где совсем, ни чуточки О мели на реке. Не страшно отдохнуть.В. Лунин1. Приклеить в тетради картинку с изображением весны. Провести с ребёнком беседу:- Какое здесь время года?- Назови весенние месяцы.(первый,второй,третий)- Какое весной солнышко?- Что происходит весной со снегом и со льдом?- Что появляется весной на деревьях?2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных Поиграть в игру «Чего весной много?» Один ручеёк, а весной много (чего?)- Весной много ручейков3.Учить ребёнка подбирать признаки к предметам. Поиграть в игру «Скажи - какой (какое, какая)?» - Весной солнце (какое?) - яркое, тёплое, ласковое... небо — синее, чистое... снег—рыхлый, тёмный, грязный...ручей — быстрый, звонкий... трава — зелёная, мягкая...4. Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным. Поиграть в игру «Наоборот». - Тёплый, а наоборот, как будет? —Холодный, грязный - чистый тёмный — светлый белый — чёрный лёгкий - тяжёлый длинный - короткий холодный - тёплый высокий — низкий пасмурный — солнечный тихий — шумный5.Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти» - Одна почка, две почки... десять почек.6. Научить ребёнка произносить слово «проталины» и объяснить его смысл (место, где снег уже растаял и видна чёрная земля). 7. Выучить стихотворениеК нам весна шагаетБыстрыми шагами. И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны.Видно очень тёплые Ноги у весны. И. ТокмаковаЛексико – грамматические упражнения по теме«Насекомые»1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Пчела – пчелка и т.д.3. «Счет». Согласование ИС с числительными.Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.5. «Закончи предложение». Употребление косвенных падежей ИС в ед. числе.Муравей сидел около … .Божья коровка ползла по … .Жук спрятался под … .Муха села на … .Гусеница сидела на … .Муха ползла по … .6. «Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций.Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.Майский жукЭто маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков. Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей? б) А для растений? в) Как появляется на свет майский жук? 8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору), по плану: Кто это? Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба? Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)? Где живет? Какую роль это насекомое играет в окружающем мире? Лексико – грамматические упражнения по теме«Продукты питания»1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Суп - супчик
| Торт - тортик
| Масло - маслице
| Варенье - вареньице
| Блин - блинчик
| Каша - кашка
| Котлета - котлетка
| Изюм - изюминка
| Лапша - лапшичка
| Икра - икринка
| Творог - творожок
| Мармелад - мармеладинка
| Баранки - бараночки
| Горох - горошинка
| Хлеб - хлебушек
| Печенье - печеньице
| 2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Суп – супы – много супа (супов) Щи – щи – много щей Котлета – котлеты – много котлет Молоко – молоко – много молока Пирог – пироги – много пирогов Холодец – холодец – много холодца Сосиска – сосиски – много сосисок Сок – соки – много соков (сока) Консервы – консервы – много консервов Фарш – фарш – много фарша Каша – каши – много каш. 3. «Счет продутов». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже. Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет Один пышный пирог – два пышных пирога – пять пышных пирогов 4. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных. Хлеб из ржи - ржаной
| Каша из манки - манная
| Бульон из курицы - куриный
| Котлеты из моркови - морковные
| Бульон из рыбы - рыбный
| Котлеты из свеклы - свекольные
| Бульон из мяса - мясной
| Котлеты из капусты - капустные
| Молоко у коровы - коровье
| Оладьи из картофеля - картофельные
| Молоко у козы - козье
|
| Каша из гречки - гречневая
| С названиями фруктов и овощей:
| Каша из риса - рисовая
| «Назови сок, варенье»
| Каша из пшена - пшенная
| Сок из груш - грушевый
| Каша из геркулеса - геркулесовая
| Варенье из груш – грушевое и т.д.
| 5. «Назови по образцу». Образование качественных прилагательных. Жарить картофель – значит, он какой? – жареный Варить свеклу – значит, она какая? - вареная Парить репу – значит, она какая? – пареная Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные Солить капусту – значит, она какая? – соленая. |
|
|