Наименование разделов и тем
| № УЭ
| Наименование темы УЭ
| Кол-во часов
| Цели УЭ, краткое содержание
| Оснащение УЭ
| Тип УЭ
| Дата проведения
|
Раздел 1. Металлы и их сплавы
|
Введение
| 1
| Основные понятия: предмет материаловедения, использование металлов в промышленности.
| 1
| Познакомить, что представляет собой предмет материаловедение. Ознакомить с историей развития материаловедения и тенденцией развития этой области.
| Учебник (осн.) №1 стр.3
Учебник (осн.) №4 стр.5
Учебник (доп.) №2 стр.4, 5
| Комбинированный урок
|
|
2
| Химические элементы и вещества.
| 1
| Дать понятие химическим элементам и веществам. Дать понятие аллотропии и где она наблюдается. Научить различать простые и сложные вещества. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.4
Учебник (доп.) №2 стр.10, 51
| Комбинированный урок
|
|
Тема 1.1. Строение и свойства металлов и сплавов
| 1
| Строение металлов.
| 1
| Дать определение кристаллической решетки. Познакомить со строением металлов. Изучить виды кристаллических решеток. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.8
Учебник (осн.) №4 стр.6
Учебник (доп.) №2 стр.16
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
2
| Строение сплавов.
| 1
| Дать понятие сплава. Познакомить со строением сплавов. Объяснить, как строение сплава влияет на его свойства. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.18
Учебник (осн.) №4 стр.15
Учебник (доп.) №2 стр.58, 59, 65
| Лекция
|
|
3
| Методы изучения структуры металлов.
| 1
| Познакомить с основными методами изучения структуры металлов. Объяснить сущность каждого метода. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.30
| Беседа
|
|
4
| Физические свойства металлов.
| 1
| Дать понятие, что такое физические свойства. Познакомить с физическими свойствами. Объяснить важность знания этих свойств для применения металлов на практике. Воспитать бережное отношение к металлам и сплавам. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.41
Учебник (доп.) №2 стр.67
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
5
| Химические свойства металлов.
| 1
| Дать понятие, что такое химические свойства. Познакомить с химическими свойствами. Объяснить важность знания этих свойств для применения металлов на практике. Воспитать бережное отношение к металлам и сплавам. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (доп.) №2 стр.25
Учебник (доп.) №2 стр.67
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
6
| Механические свойства металлов.
| 1
| Дать понятие, что такое механические свойства. Познакомить с механическими свойствами. Объяснить важность знания этих свойств для применения металлов на практике. Воспитать бережное отношение к металлам и сплавам. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.32
Учебник (осн.) №4 стр.28
Учебник (доп.) №2 стр.68, 70
Раздаточный материал по теме.
| Лекция
|
|
7
| Технологические свойства металлов.
| 1
| Дать понятие, что такое технологические свойства. Познакомить с технологическими свойствами. Объяснить важность знания этих свойств для применения металлов на практике. Воспитать бережное отношение к металлам и сплавам. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.45
Учебник (доп.) №2 стр.78, 79
Раздаточный материал по теме.
| Лекция
|
|
Тема 1.2 Железоуглеродистые сплавы
| 1
| Общие сведения о железоуглеродистых сплавов. Выплавка чугуна.
| 1
| Дать понятие о железоуглеродистых сплавов. Рассказать об области их применения. Познакомить с технологией производства чугуна. Дать понятие шихты, познакомить с его составом. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.102
Учебник (осн.) №4 стр.37, 83
Учебник (доп.) №2 стр.83
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
2
| Продукты доменного производства. Применение чугуна в технике.
| 1
| Познакомить с продуктами доменного производства. Объяснить область их применения. Пояснить состав белого и серого чугуна. Рассказать о применении чугуна в технике. Научить бережно относиться к металлам и сплавам. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.102
Учебник (доп.) №2 стр.122-131
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
3
| Производство стали.
| 1
| Дать определение стали. Объяснить технологию производства стали. Дать классификацию стали. Рассказать об области применения стали в промышленности. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.109, 111
Учебник (осн.) №4 стр.85
Учебник (доп.) №2 стр.133
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
4-5
| Углеродистые стали: состав, классификация, маркировка.
| 2
| Дать определение углеродистой стали. Познакомить с ее составом. Объяснить как классифицируются углеродистые стали. Познакомить с их маркировкой. Научить расшифровывать углеродистые стали.
| Учебник (осн.) №1 стр.109
Учебник (осн.) №4 стр.37
Учебник (доп.) №2 стр.139
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
6-7
| Легированная сталь: классификация, маркировка.
| 2
| Дать определение легированной стали. Познакомить с ее составом. Объяснить как классифицируются легированные стали. Познакомить с их маркировкой. Научить расшифровывать легированные стали.
| Учебник (осн.) №1 стр.111
Учебник (осн.) №4 стр.39
Учебник (доп.) №2 стр.141
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
8
| Практические занятия
| 8
| Исследование влияния углерода и легирующих элементов на свойства стали.
Выполнение расшифровки марок сталей.
| Открытый урок
Учебник (осн.) №4 стр.37
| Самостоятельная работа
|
|
Раздел 2. Основы термической обработки
|
Тема 2.1 Термическая обработка металлов
| 1-2
| Виды термической обработки сталей.
| 2
| Дать понятие термической обработки сталей. Познакомить с видами термической обработки. Объяснить условия, при которых проводится термообработка. Изучить обработку холодом. Научить применять эти знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.57, 84, 118
Учебник (осн.) №4 стр.73, 75
Учебник (доп.) №2 стр.101
Раздаточный материал по теме.
| Лекция
|
|
3
| Дефекты термической обработки.
| 1
| Дать классификацию дефектов термической обработке. Разъяснить причины возникновения дефектов. Научить избегать или исправлять дефекты термообработки металлов и сплавов. Воспитать бережливое отношение к металлам и сплавам. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.64, 68, 79
Учебник (доп.) №2 стр.117
Раздаточный материал по теме.
| Лекция
|
|
4
| Практические занятия
| 6
| Исследование влияния термической обработки на структуру и свойства материалов и сплавов.
| Учебник (осн.) №1 стр.64
Учебник (доп.) №2 стр.101
Раздаточный материал по теме.
| Самостоятельная работа
|
|
Тема 2.2 Химико-термическая обработка сталей
| 1
| Химико-термическая обработка сталей
| 1
| Дать определение, в чем заключается химико-технологическая обработка сталей. Познакомить с видами химико-термической обработки. Объяснить сущность этого вида обработки сталей. Воспитать бережливое отношение к металлам и сплавам. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.85
Учебник (осн.) №4 стр.73, 75
Учебник (доп.) №2 стр.113
Раздаточный материал по теме.
| Лекция
|
|
2
| Контрольная работа
| 1
| Термическая и химико-термическая обработка сталей
|
| Самостоятельная работа
|
|
Раздел 3. Цветные металлы и сплавы
|
Тема.3.1 Характеристика и свойства цветных металлов и сплавов
| 1
| Производство цветных металлов и сплавов.
| 1
| Познакомить с технологией производства цветных металлов. Изучить процесс производства цветных металлов. Воспитать бережливое отношение к металлам и сплавам. Научить применять полученные знания на практике.
| Лекция, раздаточный материал
| Лекция
|
|
2
| Медь и медные сплавы.
| 1
| Дать понятие меди и медных сплавов: латуни и бронзы. Пояснить из чего состоят сплавы меди и бронзы. Познакомить с их свойствами и составом. Изучить маркировку меди и ее сплавов. Научить самим расшифровывать сплавы меди. Воспитать бережливое отношение к металлам и сплавам. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.163
Учебник (осн.) №4 стр.43
Учебник (доп.) №2 стр.164
Раздаточный материал по теме.
| Лекция
|
|
3
| Алюминий, магний и их сплавы.
| 1
| Дать понятие алюминия и его сплавов: дюралюмина и силумина. Объяснить состав сплавов алюминия и их отличие друг от друга. Изучить маркировку алюминия и его сплавов . Дать понятия магния и его сплавов. Объяснить состав сплавов магния. Изучить маркировку магния и его сплавов. Воспитать бережливое отношение к металлам и сплавам. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.165, 168
Учебник (осн.) №4 стр.43
Учебник (доп.) №2 стр.158, 170
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
4
| Свинец, олово, цинк, титан, хром, никель.
| 1
| Познакомить со свойствами свинца, олова, цинка, титана, хрома и никеля. Объяснить, где применяются эти металлы в промышленности. Познакомить со сплавами этих металлов. Воспитать бережливое отношение к металлам и сплавам. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.169
Учебник (доп.) №2 стр.169
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
5
| Баббиты и припои.
| 1
| Дать определение баббитам и припоям. Объяснить их состав и свойства. Рассказать об области применения этих сплавов. Воспитать бережливое отношение к металлам и сплавам. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.170
Учебник (осн.) №4 стр.46
Учебник (доп.) №2 стр.172
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
6
| Контрольная работа
| 1
| Цветные металлы и их применение в промышленности
|
| Самостоятельная работа
|
|
7
| Практическая работа
| 6
| Выполнение расшифровки цветных сплавов.
Выполнение испытания цветных металлов на прочность и твердость.
| Учебник (осн.) №1 стр.163
Учебник (доп.) №2 стр.158
Раздаточный материал по теме.
| Самостоятельная работа
|
|
Раздел 4. Коррозия металлов и сплавов
|
Тема 4.1. Коррозия металлов
| 1
| Сущность и виды коррозии.
| 1
| Дать определение коррозии металлов и сплавов. Познакомить с видами коррозии и объяснить условия возникновения коррозии. Научить распознавать виды коррозии. Объяснить, как важно защищать изделие от коррозии. Воспитать бережливое отношение к металлам и сплавам. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (доп.) №2 стр.25, 55
Раздаточный материал по теме.
| Лекция
|
|
2
| Методы защиты изделий от коррозии.
| 1
| Познакомить с методами защиты изделий от коррозии. Объяснить сущность каждого метода. Научить защищать металлические изделия от коррозии. Воспитать бережливое отношение к металлам и сплавам. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (доп.) №2 стр.25, 55
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
3
| Контрольная работа
| 1
| Виды коррозии и способы защиты металла от коррозии
|
| Самостоятельная работа
|
|
4
| Практическая работа
| 4
| Изучение видов коррозии металлов и сплавов.
Ознакомление со способами защиты изделий от коррозии.
| Учебник (доп.) №2 стр.25, 55
Раздаточный материал по теме.
| Самостоятельная работа
|
|
Раздел 5. Неметаллические материалы
|
Тема 5.1. Неметаллические материалы
| 1
| Древесные материалы.
| 1
| Познакомить с разнообразием древесных материалов, рассказать, где они применяются. Познакомить со структурой древесины и физико-химическими свойствами, с достоинствами и недостатками древесных материалов. Воспитать бережное отношение к изделиям из древесины. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.199
Учебник (осн.) №4 стр.64
Учебник (доп.) №2 стр.184
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
2
| Полимеры и пластические массы.
| 1
| Дать определение полимерам и пластическим массам. Рассказать про область их применения. Познакомить с физико-химическими свойствами пластмасс, с достоинствами и недостатками изделий из пластмассы. Воспитать бережное отношение к изделиям из пластмассы. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.171, 176, 187
Учебник (осн.) №4 стр.55
Учебник (доп.) №2 стр.188
Раздаточный материал по теме.
| Самостоятельная работа
|
|
3
| Электроизоляционные, прокладочные, уплотнительные, обивочные и клеящие материалы.
| 1
| Познакомить со свойствами и область применения электроизоляционных, прокладочных, уплотнительных, обивочных и клеящих материалов. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (доп.) №2 стр.206
Учебник (осн.) №4 стр.61, 65
Раздаточный материал по теме.
| Лекция
|
|
4
| Каучуки и резиновые материалы.
| 1
| Дать определение каучукам и резиновым материалам. Познакомить со свойствами резиновых материалов и областью их применения. Объяснить достоинства и недостатки изделий из каучука и резины. Воспитать бережное отношение к каучукам и изделиям из резины. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) стр.181
Учебник (осн.) №4 стр.60
Учебник (доп.) №2 стр.213
Раздаточный материал по теме.
| Самостоятельная работа
|
|
5
| Композиционные материалы.
| 1
| Дать определение композиционным материалам. Познакомить со свойствами и областью применения. Объяснить достоинства и недостатки изделий из композиционных материалов. Воспитать бережное отношение к изделиям из композиционных материалов. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.200
Учебник (осн.) №4 стр.58
Учебник (доп.) №2 стр.232
Раздаточный материал по теме.
| Самостоятельная работа
|
|
6
| Лакокрасочные материалы. Абразивные материалы и их свойства.
| 1
| Познакомить с разновидностью, свойствами и областью применения лакокрасочных материалов. Познакомить с разновидностью, составом, свойствами и областью применения абразивных материалов. Научить применять полученные знания на практике.
| Учебник (осн.) №1 стр.146, 184
Учебник (осн.) №4 стр.64
Учебник (доп.) №2 стр.227
Раздаточный материал по теме.
| Комбинированный урок
|
|
7
| Практические занятия
| 8
| Выполнение подготовки металлов к сварке.
Выполнение склеивания различных материалов.
Выполнение исследования свариваемости металлов.
| Учебник (осн.) №1 стр.50, 184
Учебник (осн.) №4 стр.61, 281
Учебник (доп.) №2 стр.31, 210
Раздаточный материал по теме.
| Самостоятельная работа
|
|