Отличительные черты тестирования: простота процедуры выполнения, стандартность структуры, мелкая дозировка учебного материала, возможность непосредственной фиксации результата, удобство количественного выражения качества выполнения задания.
Функции теста: Социальная функция (определяет соответствие достигнутых умений и навыков образовательным стандартам), Образовательная функция (систематизация знаний, умений и навыков, повышения их качества), Воспитательная функция (формирование положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, снижения тревожности), Развивающая функция (развитие внимания, мышления, умения слушать, самостоятельности), Контролирующая функция (информация о достижениях своих учеников, динамике этих достижений, уровне развития личностных качеств), Функция творческого роста учителя (достижения и ошибки в педагогической деятельности),
Положительные стороны тестирования: удается проверить большой объем материала; быстро обработать полученные результаты; скорректировать знания каждого ученика, снять психологический барьер перед данной формой контроля; возможность охвата большой группы тестируемых одновременно; единообразные условия проведения; быстрая обработка данных; способствуют большой накопляемости оценок.
Отрицательные стороны тестирования: снижает возможности взаимопонимания учителя и ученика; исключает из процедуры контроля устного речевого компонента; Надо осторожно интерпретировать итоги тестирования , помня, что любой тест говорит о результате успеваемости ученика только на данный момент. Кроме традиционных тестовых заданий можно использовать клоуз-тесты: нужно вставить в отрывок из текста пропущенные слова (особенно интересно это при изучении поэзии); ченч-тесты (найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст); Тесты, составленные учениками, по произведениям (на знание текста, литературоведческих основ произведения) или по биографии писателя.
Литература по теме: Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СП6., 1997. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность М.,1997 Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994 Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля. М., 1994 Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002. |