Главная страница


Единый государственный экзамен по литературе Эти слова бросают в дрожь, наверное, каждого: и ученика, и учителя



Скачать 166.71 Kb.
НазваниеЕдиный государственный экзамен по литературе Эти слова бросают в дрожь, наверное, каждого: и ученика, и учителя
Дата08.04.2016
Размер166.71 Kb.
ТипДокументы





Единый государственный экзамен по литературе... Эти слова бросают в дрожь, наверное, каждого: и ученика, и учителя. Дей­ствительно, как же в одном сравнительно небольшом тестовом задании уместить все вопросы и все ответы по курсу русской ли­тературы, во всяком случае, в том объеме, в котором ее изучают в школе?

В последнее время ведется много споров о том, как правильно подготовить учащихся к единому государственному экзамену по литературе и нужно ли вообще это делать. Ведь тесты так ковар­ны! На мой взгляд, конечно же, тесты не могут дать исчерпываю­щую информацию о знаниях, которые есть у учащихся, но все-таки они могут помочь «сгруппировать полученные знания» и сконцентрировать внимание учащихся на отдельных пробле­мах, поднимаемых в художественных произведениях, и вопро­сах, которые являются наиболее важными и актуальными.

Мы привыкли, что после изучения каждой монографической темы по литературе задается сочинение. Естественно, кто-то пи­шет эти сочинения самостоятельно, а кто-то копирует уже кем-то когда-то написанные. Все это превращается в бессмысленное времяпрепровождение, так как учащиеся без особого интереса, «для галочки», переписывают, а учитель без интереса, в очеред­ной раз, проверяет один и тот же текст. В то время как тесты заставляют всё же подумать, прежде чем или выбрать ответ, или самому его сформулировать.

Художественная литература наряду с другими видами искус­ства сопровождает человека с раннего детства и помогает ему в осмыслении жизни. Предлагаемые тестовые задания по лите­ратуре выявляют, прежде всего, литературную начитанность школьников, уровень понимания художественного текста, его структуры, системы образов, жанровых особенностей произведе­ния. Так как в старших классах средней общеобразовательной школы курс изучается на историко-литературной основе, в ряде заданий учащимся предлагается вспомнить отдельные факты из истории литературы, определить связи произведения с литера­турной традицией, эпохой, направлениями в литературе и ис­кусстве.

Более чем по какому-либо другому предмету по литературе успех обеспечивается системной работой, начиная со среднего звена: подавляющая часть заданий ориентирована на выявление филологической и речевой компетентности.

Единый государственный экзамен по литературе – это достаточно сложное испытание для выпускников общеобразовательных учреждений. И чтобы его выдержать достойно, необходимо со всей ответственностью и серьезностью отнестись к подготовке к нему, которая должна начинаться гораздо ранее последней четверти 11 класса.

Такая подготовка начинается уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках литературы знакомятся с художественными произведениями, с первыми теоретическими понятиями, работают над развитием своей речи. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний, умений и навыков по литературе. Но целенаправленно и осознанно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену в 10-11 классах, на повторительно-обобщающих уроках, на групповых и индивидуальных консультациях, в системе элективных курсов. Последние не должны обязательно быть по теме подготовки к ЕГЭ, поскольку любой филологический курс формирует умения и навыки работы с текстом, учит видеть внутрипредметные связи, формирует культуру мышления и речи.
Задачи, содержание, структура ЕГЭ
Любая подготовка начинается с осознания необходимости «предмета», его назначения, конкретных задач, содержания, структуры. В целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знание учащимися содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету:

* умение воспринимать и анализировать художественный текст в его

жанрово-родовой специфике;

* выделять смысловые части художественного текста;

* выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать

характеристику героев;

* характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль

изобразительно-выразительных средств в произведении;

* сопоставлять литературные факты и явления;

* выделять позицию автора в произведении;

* выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного

высказывания на литературную тему.

Последняя версия ЕГЭ по литературе после многочисленных изменений на сегодня оказалась более приемлемой для такого специфичного предмета, как литература. В ней не осталось заданий с выбором ответа. Все задания требуют ответа на поставленный вопрос в форме или одного – двух слов, или краткого ответа из 5-10 предложений (их четыре) и развёрнутого ответа в объёме не менее двухсот слов.

Подобная комбинация заданий в экзаменационной работе призвана обеспечить необходимый содержательный охват материала курса экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих, речевых и т.д.

В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также выявить уровень владения основными умениями применительно к анализу художественного текста в его жанрово-родовой специфике. В итоге имеющие наиболее формализованный характер «элементарные» тесты получили вполне конкретную направленность в рамках анализируемого текста, а доля заданий со свободным развернутым ответом существенно возросла. Подобная структура экзаменационной модели дает возможность комплексной проверки разноуровневых умений учащихся (речевая, читательская и литературоведческая компетенции).

В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также выявить уровень владения основными умениями применительно к анализу художественного текста в его жанрово-родовой специфике. В итоге имеющие наиболее формализованный характер «элементарные» тесты получили вполне конкретную направленность в рамках анализируемого текста, а доля заданий со свободным развернутым ответом существенно возросла.

Конкретика (прямой ответ на поставленный вопрос, цитацию как аргумент) и краткость ответа.

Первый совет: научите школьников внимательно вчитываться в формулировку вопроса.

Совет второй: учите и учитесь отвечать на него сжато, чётко, не отклоняясь от темы. Возможно, следует показать школьникам сходство этого вопроса со сжатым изложением, какое они писали в среднем звене темы. Вот где справедливо утверждение, что «краткость – сестра таланта». К экзамену готовить надо исподволь, заранее, когда можно на один и тот же вопрос ответить сжато и полно, можно в обратном порядке: сначала полно, а потом сжато. На сегодня, как показывает практика, готовы к этому далеко не все школьники.

Может быть, сказывается наше требование отвечать полнее. Полнота полноте рознь. Не за счёт «воды» она должна достигаться, а за счёт аргументации, цитирования

Совет третий: обязательно обдумайте ответ на вопрос, составьте план и по нему излагайте материал.

Совет четвёртый: в обучении важно не только учитывать ошибки и просчёты, не менее необходимы образцы ответов (правильных, хороших, соответствующих предъявляемым к ответу требованиям).

Различные формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по литературе
Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету. В соответствии с этим школьникам предлагаются проверочные работы и формы контроля, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов.
Типология проверочных работ, используемых в системе подготовки к экзамену
Все проверочные работы можно разделить на три типа:

- работы, проверяющие знакомство учащихся с содержанием

произведений, входящих в круг обязательного чтения;

- работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и

знаний о литературе;

- работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых

в процессе изучения литературы.

Имея различную направленность, эти работы тесно связаны между собой. Только успешное выполнение работ каждого из названных типов может свидетельствовать о соответствии знаний, умений и навыков старшеклассников программно – методическим документам.

Задания первого типа проверяют знакомство учащихся с кругом обязательного чтения и охватывают изученный курс литературы, в основном произведения, предназначенные для текстуального изучения. Эти работы предполагают свободно конструируемые, хотя и краткие ответы.

Вопросы, входящие в состав этих проверочных работ, двух видов. Один из них – на узнавание произведения по отрывку, по высказываниям писателей и критиков. Другой вид заданий – вопросы, проверяющие знание тематики, героев, понимание взаимосвязи событий сюжетного развития.

Пример задания за курс 10 класса:

«Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Пророк». Назовите автора этих стихотворений. В каком из них развиваются мотивы поэта и поэзии?

Или: кому из героинь и какой пьесы принадлежат слова, ярко ее характеризующие?

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так и тянет тебя лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Из приведенных примеров видно, что каждое задание состоит из двух вопросов. Причем один из них рассчитан на воспроизведение элементарных сведений о литературном произведении (авторство, название, герои), а другой предполагает осмысление отдельных сторон его содержания и формы (тема, проблема).

Таким образом, проверочные работы этого типа ориентированы не только на выявление знаний о произведениях, изученных в течение года, но и на проверку готовности учащихся к самостоятельному истолкованию художественного текста.

Работы второго типа направлены на выявление глубины освоения изученных произведений и знаний о литературе. Они имеют комплексный характер и соответствуют аналитической деятельности, которая формируется у учащихся на уроках литературы. Основу этой деятельности составляют умения воспринимать, анализировать, оценивать литературные произведения, которые находят свое проявление в истолковании его художественных особенностей и идейного замысла.

Учащимся предлагаются фрагменты изученного произведения и вопросы, направленные на объяснение изображенного. Проверяются умения выделять и истолковывать художественные особенности текста, умение объяснять мотивы поведения, характеры или отношения героев, а также истолковывать общий смысл фрагмента как части целого произведения

(его связь с проблематикой и роль в композиции).

В проверочных работах старшеклассников задания к тексту могут предлагаться как в виде вопросов определенной направленности, так и в виде рекомендаций, указаний к выполнению всей работы. Учащиеся могут воспользоваться этими советами, а могут выбрать и собственный путь истолкования текста.

Приведем образец проверочной работы этого типа.

И.С.Тургенев. Вариант №1

Перечитайте фрагмент 10 главы романа «Отцы и дети» со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «Оба приятеля вышли…» и выполните задания:

1. Покажите на нескольких примерах, как с помощью ремарок автора раскрывается душевное состояние спорящих.

2. Назовите несколько самых важных вопросов, которые разделяют спорящих; раскройте смысл спора героев о русском народе; объясните, на чьей вы стороне.

А.П.Чехов. Вариант №2

Перечитайте 4 главу рассказа «Ионыч». Раскройте идейный смысл и художественное своеобразие этой части рассказа. Отвечая на вопросы, используйте понятие «художественная деталь».

Считаете ли вы, что рассказ актуален и в наши дни?

Из приведенных ниже примеров видно, что обе работы близки по трудности и соответствуют возрастным особенностям учащихся. Выбор учителем того или иного вида заданий зависит от знания им индивидуальных особенностей учащихся своего класса.

Работы третьего типа направлены на проверку главным образом уровня развития школьников в процессе изучения литературы. По итогам обучения в 11 классе этот уровень может быть проверен с помощью сочинений разных жанров на материале литературных произведений или жизненных впечатлений.

Например, в 10-11 классе можно предложить учащимся сочинение – рассуждение в виде вопроса: «Нигилизм – панацея от социальных болезней или болезнь века? Излечима ли она или смертельна для общества?»

При характеристике типов проверочных работ и различных форм контроля следует отметить широкую практическую направленность работы самих учащихся по составлению заданий тестового характера. Готовясь к составлению теста, школьники повторяют теоретический материал, текст самого художественного произведения и критических статей. Этот вид работы не только готовит выпускников к ЕГЭ по литературе, но и акцентирует их внимание на важных художественных особенностях изучаемых текстов. Перед тем, как дать ребятам задание по составлению тестов, я знакомлю их с типологией тестов и предлагаю им составить тестовые задания разных типов, которые классифицируются следующим образом:

1. Задания теоретического блока.

2. Задания историко–биографического блока.

3. Задания идейно–тематического блока.

4. Задания по форме произведения.

5. Задания по художественно – изобразительным средствам.

Приведу пример фрагмента теста, подготовленного учащимися 10 класса при изучении творчества А.Н.Островского.

1. Островский раскрывает социально – типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой?

- помещичье – дворянской

- купеческой

- аристократической

- народной.

2. Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются

(найди лишнее)

-Тихон

-Дикой

-Кабаниха

-Кулигин.

3. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению

Добролюбова, является проявлением:

-духовной силы и смелости

-слабости и бессилия

-моментального эмоционального взрыва.

4. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все постановки драматурга. Как называется этот театр?

- Художественный театр

- Малый театр

- Театр «Современник»

- Большой театр.
Психологический аспект подготовки ЕГЭ по литературе
Психологический аспект при подготовке к единому государственному экзамену, несомненно, важен. Диагностика уровня тревожности выпускников 11 класса показывает, что часть учащихся психологически не совсем готова к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Какие же существуют пути по преодолению этой ситуации?

В процессе обучения и при сдаче экзамена большую роль играет, во-первых, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям необходимо максимально обеспечить учащихся и родителей информацией, касающейся экзамена; активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Важно отрепетировать ситуацию проведения ЕГЭ, еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то и воспроизведение на экзамене будет более успешным. Также необходимо обучить выпускников способам профилактики неблагоприятного эмоционального состояния, научить замечать свои достижения и вырабатывать чувство уверенности в собственных силах, спокойно воспринимать собственные ошибки, делать выводы и находить выход из создавшейся ситуации.
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе
Результаты ЕГЭ разных лет показывают, что главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. В наибольшей мере степень знакомства выпускника с содержанием произведений школьной программы, проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания о литературном произведении, в частности – в ответах на проблемные вопросы (сочинение).

Как правило, выпускники, осознанно освоившие школьный курс литературы, свободны и самостоятельны в своих суждениях на литературные темы, способны к глубокому анализу произведения, в том числе в формате ЕГЭ.

Главной задачей учителя литературы, я считаю, является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.

Выпускники, готовящиеся держать ЕГЭ и получить высокий балл, должны иметь представление (знать):

* о путях развития русской литературы, об особенностях литературны направлений и творческого метода писателя;

* о родо-жанровом многообразии русской литературной классики;

* о содержательности художественных средств изображения жизни в русской литературе;

* о проблематике и системе образов произведений, входящих в обязательный минимум содержания литературного образования;

* о сквозных темах и мотивах русской литературы.

Выпускники должны уметь:

* определять хронологию творчества писателя или событий, отраженных в произведениях;

* определять место действия в эпическом произведении и ориентироваться в системе образов;

* рассматривать произведение в контексте развития литературы;

* выявлять общие особенности поэтики автора, сюжетно-композиционные особенности его произведений;

* кратко и точно характеризовать основную проблему литературного произведения;

* анализировать литературные произведения с опорой на авторский замысел;

* создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему, используя теоретико-литературные понятия.

Это можно рассмотреть и как определение конкретных задач обучения в 5-11 классах. Обозначенный уровень требований к выпускникам на ЕГЭ позволяет выявить приоритеты при организации учебного процесса.

Особую важность представляет организация повторения изученного материала, необходимость при анализе произведения обращать внимание на характеристику особенностей художественной формы, активное использование на уроках методики «медленного» чтения, совершенствование приемов работы с эпизодом или сценой, формирование у учащихся умения анализировать стихотворение в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации. Особое внимание нужно уделять рекомендациям по развитию у старшеклассников способностей «контекстного» рассмотрения литературных явлений, умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели и т.п.

Вновь подчеркну, что решение проблемы успешной подготовки к экзамену прежде всего видится в совершенствовании методики обучения сочинению в школе, поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему.

При подготовке к ответам самого разного уровня можно использовать задания в форме тренировочных тестов на проверку знания текста произведений. Тесты можно составить, используя литературу, содержащую типовые задания по ЕГЭ, в сочетании с авторскими вопросами, предложенными учителем, а иногда даже самими учениками. Подготовка вопросов – очень продуктивная форма работы над текстом произведения. Особое внимание рекомендуем обратить на вопросы по теории литературы, составленные в ЕГЭ по школьной программе, а также на вопросы историко-литературного характера. Ученики должны научиться понимать логику развития литературы, определять типологически родственные явления, уметь сопоставлять их по предложенным в вопросах признакам. Можно выделить несколько типов заданий:

  1. на знание элементов композиции сюжета пьесы или романа

(повести, рассказа);

  1. на понимание функции фрагмента текста (эпического или

драматического произведения) в целом произведении;

  1. на определение тематики фрагмента произведения;

  2. на определение жанровых особенностей произведения;

  3. выявление мотивов поведения героев;

  4. на определение художественного метода;

  5. определение темы лирического стихотворения;

  6. знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, ассонанс,

аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);

  1. умение определять виды и функции изобразительно-выразительных

средств;

  1. выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;

  2. обобщение проблематики произведения, включение его в

литературный контекст.

Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, – ничего не делать формально. Художественное произведение – это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить. Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы приобщиться к великой культуре, само существование которой оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к цивилизации.

Выводы

Экзамен по литературе в формате ЕГЭ имеет практическую значимость. За годы эксперимента получили развитие важные направления методической науки. ЕГЭ по литературе позволяет повысить объективность экзаменационной отметки, точнее дифференцировать выпускников с учетом их образовательных достижений по предмету и в соответствии с задачами отбора в высшие и средние специальные учебные заведения.

Экзамен по литературе - одна из острейших образовательных тем сегодня. Литература - это предмет, который организует личность, организует поведение человека, его умение говорить, умение воспринимать окружающий мир, понимать прошлое и настоящее. Тем более что литература, по словам Премьер министра РФ Дмитрия Медведева,- предмет государствообразующий.

В заключение следует отметить, что использование данных методических рекомендаций по подготовке учащихся к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ позволяет реализовать требование государственной программы по формированию коммуникативной компетенции учащихся, по созданию на уроках культурной речевой среды, анализа образцов правильной, грамотной и красивой речи, которые встречаются в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы. Также в процессе работы анализировать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи; формировать у школьников культуру литературных ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.

При этом у учащихся формируются и социально значимые навыки и компетенции:

- умение принимать решение, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;

-умение эффективно организовывать деятельность, ориентируясь на конечный результат;

-умение работать в информационном пространстве;

-навык самообразования;

-навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности.

Литература
1. Генералова Н.С. Литература: пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.

2. Генералова Н.С.Никулина М.Ю. Литература: самостоятельная подготовка к единому государственному экзамену. – М.: Экзамен, 2011.

  1. Ерохина Е.Л. Единый государственный экзамен. Литература. Методика подготовки. – М.: Эксмо, 2013.

  2. Зинин С.А. ЕГЭ 2012. Литература. Федеральный банк экзаменационных материалов. – М.: Эксмо, 2012.

  1. Г.С. Ковалева. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2012 года в преподавании литературы в средней школе». – Сайт ФИПИ (https://fipi.ru).

  2. Роговик Т.Н. Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Эффективная методика. – М.: Экзамен, 2011.

7. Самойлова Е. Единый государственный экзамен. Литература. Поурочное планирование. – М.: Эксмо, 2005.

8. О новой модели ЕГЭ по литературе. Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2013год.