Главная страница


Крикунова Я. В. Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся



Скачать 74.36 Kb.
НазваниеКрикунова Я. В. Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся
Дата07.04.2016
Размер74.36 Kb.
ТипДокументы

Крикунова Я.В.

Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся.

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”. Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
• предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
• формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.
Это особенно актуально для таких школьных предметов как русский язык и литература.

Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи я использую следующие инновационные технологии:

  • проблемное обучение,

  • технологию развития «критического мышления»,

  • информационно-коммуникационные технологии,

  • проектные и исследовательские методы в обучении,

  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие виды обучающих игр,

  • обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа),

  • интерактивные методы.

      Это обусловлено самой спецификой преподавания литературы на современном этапе, когда меняются оценки тех или иных событий, исторических деталей, персонажей. В этих условиях необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.
      Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод прежде всего:

    • улучшает владение теорией,

    • учит правилам ведения дискуссии,

    • развивает коммуникативные навыки,

    • развивает аналитическое мышление.


      При подготовке к ЕГЭ (эту работу веду с 5 класса), работая над написанием эссе, а так же при обобщении материала на уроках я использую один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:

      П — предположение (Я считаю, что...)

      О — обоснование (Потому, что...)

      П — пример (Я могу доказать это тем, что...)

      С — следовательно (Я делаю вывод...)

        Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений еще с 2001 г. Чтобы идти в ногу со временем и овладеть ими мне пришлось в Московском институте открытого образования пройти краткосрочную курсовую подготовку по темам "Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий" (72 ч) и «ИКТ-компетентность учителя-предметника дистанционной школы» (72 ч).

        Преимущества ИКТ:

        1) оперативность в обновлении информации,

        2) свободный доступ к любому источнику информации,

        3) яркий и красочный мир мультимедийной продукции,

        4) наглядность и творческий стиль работы.

        Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса. Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах, создают учебные проекты. Занимаются научно-исследовательской деятельностью.
        На уроках активно используются Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.

        Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

        Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности. Учебные проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков – конференций, уроков – круглых столов.

          Такая форма работы формирует и развивает умения:

          • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
          • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
          • умение критически осмысливать полученную информацию;
          • умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;
          • умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;
          • способность брать на себя ответственность и принимать решения.
          Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на уроках литературы, но и других гуманитарных дисциплинах, например, истории, тем самым, укрепляя межпредментые связи.

          Еще одной специфической чертой «литературы» (как учебного предмета) является то, что объектом познания здесь является человек и человеческое общество. И задача учителя литературы научить детей чувствовать эпоху, о которой идет речь в произведении, развить умение встать на место человека той эпохи, определить, как бы каждый из нас поступил в тот или иной исторический момент. В этой связи я считаю целесообразным использовать в своей работе методические приемы формирования исторической эмпатии школьников. Под эмпатией следует понимать способность вчувствоваться, проникнуть в историческую эпоху. Эмоционально окрашенные рассказы учителя, обсуждение, совместные выводы надолго запоминаются и стимулируют интерес учащихся к литературе, что повышает мотивацию к учению и приводит к высокой результативности работы учителя. На своих уроках я использую такие виды заданий:

          * воображаемое путешествие,

          * воображаемое интервью,

          * ситуация выбора,

          * сочинение от первого лица.

          Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

          Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:
          1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

          2. Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

          3. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

          а) мне интересно то, чему меня учат;

          б)мне интересен тот, кто меня учит;

          в) мне интересно, как меня учат.

          Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

          4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
          Большое значение имеет овладение и широкое применение ИКТ в учебном процессе. Что создает дополнительные возможности для повышения качества образования и использования инновационных технологий в обучении.
          О результативности моей деятельности можно судить по успехам учеников.