Главная страница

Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic



Скачать 64.28 Kb.
НазваниеТипы алгоритмов в среде программирования Qbasic
Дата13.04.2016
Размер64.28 Kb.
ТипПрограмма

  1. Тема: Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic.

  2. Программа УМК, используемая для подготовки и проведения урока: Н. Я. Виленкина Математика 6 класс, издательство "Мнемозина", г. Москва., Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний., Л.Л. Босова рабочая тетрадь для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., Учебник географии 6 класс.

  3. Необходимые ресурсы: Компьютерный класс, проектор, карточки, презентация, длительность урока 45 минут.

  4. Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и математическая обусловленность программирования.

  5. Планируемые обязательные результаты:

      1. личностные:

а) осмысление себя, как части информационного общества

б) осознание значимости программирования

в) развитие чувства товарищества и уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса

2. метапредметные:

а) принятие и осмысление информации в разных формах: литературные произведения, живопись, справочная информация

б) развитие творческих способностей учащихся

в) приобщение к процессу программирования

3. предметные:

а) знание об алгоритмах и их особенностях

б) начальные сведения о языке программирования Qbasic

в) знания о площадях фигур (квадрата, прямоугольника, круга)

г) знания об атмосферных осадках

VII. Описание этапов урока:

- Мотивационный этап: Фаза вызова (определение темы урока)

Группы ребят получают карточки, на которых представлены виды алгоритмов в разных формах:

1 группа:

Рецепт приготовления блюда

2 группа: Катрина Юон Константина «Сбор яблок»





3 группа: Фрагмент из произведения А.С. Пушкина.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
- «Кабы я была царица,- говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир приготовила б я пир».
- «Кабы я была царица,- говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна наткала я полотна».
- «Кабы я была царица,- третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя родила богатыря


Учитель: Определите тип алгоритма, представленного вам на карточках? Через 1 – 2 минуты на экране появляются слайды с изображением карточек. Каждая группа дает обоснованный ответ.

Учитель: Молодцы, все группы справились с заданием. Так о чем же, по вашему мнению, мы будем говорить сегодня. (ответы детей) Правильно, ребята, но окончательно сформулировать тему урока нам помогут эти портреты.






George Gordon Byron

Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс


Учитель: Что связывает эти изображения между собой, и какое отношение они имеют к информатике? (Если учащиеся не могут ответить, то учитель сам отвечает на этот вопрос.)

Ответ: Дочь поэта, Ада Лавлейс, известна созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка», считается первым программистом.

Учитель: Правильно. Хочу дополнить эту информацию. В честь нее был назван язык программирования. Сейчас он не используется, а одним из языков, который актуален в настоящее время является Qbasic. Итак, сформулируем тему урока: «Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic.»

- Содержательно-технологический этап:

Осмысление (работа по теме урока)

а) Повторение материала, который будет использован на уроке:

  • Формула площадей фигур (квадрат, прямоугольник, круг), число Пи

  • Qbasic: знаки арифметических операций, команды ввода-вывода, команда присваивания.

  • Температурный режим выпадения атмосферных осадков.

б) Линейный вид алгоритма. Учащимся раздаются карточки с текстом задачи № 856 и рисунком №1:

Задание: Написать программу для решения задачи №856 (а).



а)

б)


У

читель вместе с учениками записывает программу, объясняя каждый шаг. Длина прямоугольника обозначается за а, ширина – b, радиус – r.

CLS

INPUT a, b, r

S1= a*b

S2= 3.14*r^2

S
Рисунок №1
= S1-S2

PRINT ”S=”; S

Затем учащимся предлагается самостоятельно написать программу для нахождения площади закрашенной фигуры (смотри рисунок №1). Обращается внимание на то, что вырезается половина круга и на то, что дан диаметр круга, а не радиус. Ребята записывают решение в тетрадь, проходят за компьютеры (учебники и тетради берут с собой) и работают в редакторе Qbasic. Первые три выполненных задания учитель проверяет сам. Остальные работы проверяют учащиеся, уже выполнившие задание.

в) Разветвляющийся алгоритм:

Учитель: На стр. 74 найдите структуру команды ветвления. Обратите внимание на существование полной и краткой формы записи команды. Переведём их на язык программирования. Откройте файл под названием «Ветвление», изучите его и перепишите содержимое в тетрадь.

На рабочем столе находится текстовый файл следующего содержания:

Форма записи

Структура

полная

IF <условие> THEN <действия 1> ELSE <действия 2>

краткая

IF <условие> THEN <действия 1>

Географическая задача (используется сокращенная форма ветвления):

Определите вид твёрдых атмосферных осадков (снег, град, ледяные иглы) в зависимости от температуры.

Осадки

Температура

Снег

От -15º до 0 º

Град

Свыше +10 º

Ледяные иглы

Ниже -15 º



После обсуждения задачи учащиеся пытаются самостоятельно составить программу и проверить ее работу с различными данными.

INPUT “Введите значение температуры”; t

IF t >= -15 and t <= 0t THEN PRINT “Снег”

IF t > 10 THEN PRINT “Град”

IF t< -15 THEN PRINT “Ледяные иглы”

г) Физкультминутка: Гимнастика для глаз и кистей рук. Повороты туловища. Упражнения на осанку. Затем ребята берут учебники и тетради и садятся за парты.

д) Циклический вид алгоритма:

Учитель дает задание: Найти сумму первых 15-ти цифр.

Пока ребята выполняют вычисления в тетради, учитель записывает программу на своем ПК. Правильность вычислений проверяется с помощью программы на экране.

S=0

FOR I= 1 TO 15

S= S + I

NEXT I

PRINT “S=”; S

Опираясь на данный текст, в тетрадь учащиеся записывают программу нахождения суммы всех двузначных чисел.

- Рефлексивный этап (подведение итогов): рефлексия

  1. Учитель: Итак, сегодня с помощью трёх видов алгоритмов мы связали информатику с различными сферами деятельности человека. Вспомните эти сферы и назовите свои примеры. Первая группа сочиняет или вспоминает сказку с наличием линейного алгоритма, вторая вспоминает картину с ветвлением, третья – вспоминает рецепт с циклом.

  2. Прослушивание ответов каждой группы. Другие группы оценивают ответы товарищей и могут дополнять ответы своими примерами.

  3. Домашнее задание. Записать программы на Qbasic: № 870 (учебник математики), стр. 78 вопрос 7 (учебник информатики), найти шесть факториал (6!) (информацию о факториале найти самостоятельно).

VIII. Заключение

В процессе урока у детей формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Шестиклассники, опираясь на свой жизненный опыт, учатся понимать эстетическую обусловленность видов алгоритмов, осмысливают значимость программирования в жизни человека, культуре. Благодаря объединению знаний из разных областей (географии, литературы, живописи, математики), изменяется отношение к, казалось бы, скучному и сложному процессу программирования. Понятие «виды алгоритмов» как интегративная категория, присутствующая в различных науках, искусстве и других сферах деятельности человека, повышает интерес к этому занятию, которое становится более привлекательным и понятным для детей с различным типом восприятия мира: «слушателей», «зрителей», «деятелей» и творчески развитых «леворуких».

IX. Сведения об авторе

Рыбакова Галина Анатольевна, учитель математики и информатики ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная», стаж 20 лет.