Главная страница

Урок : Формирование познавательной самостоятельности учащегося и его познавательной активности



Скачать 72.21 Kb.
НазваниеУрок : Формирование познавательной самостоятельности учащегося и его познавательной активности
Дата12.02.2016
Размер72.21 Kb.
ТипУрок

Характеристика азота как химического элемента и простого вещества.
Цель урок: Формирование познавательной самостоятельности учащегося и

его познавательной активности.

Задачи:

по обучению

  1. Обеспечить в ходе урока закрепление

знаний о структуре ПСХЭ,ПЗ,

характеристике элемента по положению в ПС;

  1. Продолжить формирование умений

устанавливать причинно – следственные связи

между строением и свойствами элементов,

простых веществ.

по развитию

продолжить развитие интеллектуальных умений:

логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать.

по воспитанию:

Содействовать формированию в ходе урока

основных мировоззренческих идей:

причинно – следственных связей между явлениями,

познаваемость и единство мира.

Оборудование: ПСХЭ, прибор для изучения состава воздуха, магниты, сигнальные карточки, карточки с формулами веществ, жетоны.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Рада видеть знакомые лица и надеюсь, что мы поможем друг другу показать всё на что способны. У вас на столе лежат сигнальные карточки, покажите всем с каким настроением вы пришли на урок?

- отличное, готов работать

- среднее, может чего и скажу

- ещё не решил.

Я пришла на урок в отличном настроении и в качестве эпиграфа к нему выбрала слова Исаака Ньютона «Природа неистощима в своих выдумках!»

Сядем поудобней, расправим плечи, сделаем глубокий вдох и начнём.

?. Что мы вдохнули сейчас полной грудью? Воздух

? А что такое воздух? Или Можно ли написать формулу воздуха? Из чего состоит воздух? Смесь газов

? Давайте вспомним, из каких газов состоит воздух? Кислород, азот, инертные газы 1 %.

Чтобы вспомнить количественное содержание газов в воздухе проведём эксперимент( возьмем пробку и свечку, нальём немного воды в кристаллизатор, свечу зажжём и закроем колоколом. По мере горения свечи в колокол поступает вода, а когда свеча погасла колокол заполнился на 1/5 часть.)

? какой газ израсходовался в процессе горения?

?Сколько его было в исходном составе воздуха?

?Какой газ остался? Сколько его? Если газ назвать не могут, то перечисляют свойства( не поддерживает горение, занимает 4/5 воздуха

  • 1772 году Даниэль Резерфорд исследовал оставшийся газ ещё несколькими способами

( Слайд с опытом Резерфорда)

  • Вслед за Резерфордом такие же опыты провели Шееле, Пристли и Кавендиш, которые называли исследуемое вещество «удушливым воздухом», «дурным воздухом».


? Как вы поняли, почему учёные дали такое название исследуемому газу?

В 1787 году Антуан Лавуазье предложил называть «удушливый газ» азотом, что в переводе с греческого «безжизненный». То же название закрепилось и за химическим элементом.
Однако, среди учёных есть противники перевода «азот» как «безжизненный». Они утверждают, что Лавуазье заимствовал это слово у алхимиков, которые расшифровывали его как «начало и конец всех начал». Через три года было предложено новое название Nitrogenium, т.е. «рождающий селитру», ибо азот был обнаружен в составе ценных веществ – селитр, известных как природные удобрения ( NaNO3 – чилийская селитра)

Какие несоответствия вы услышали и моём рассказе?


Азот - безжизненный

Азот – начало и коней всех начал

Нитрогениум – рождающий селитру.


Цель нашей дальнейшей работы решить какое из предложенных названий больше всего подходит азоту?

Чтобы решить задачу надо исследовать все известные данные.

? А что нам известно об азоте как химическом элементе?

  1. Положение в ПС

  2. Строение атома дуги, ячейки, электронные формулы.

  3. Шкала степеней окисления.

( на доске нарисовать шкалу, на карточках сделать формулы веществ. Надо определить с.о. азота и прицепить карточку в нужное место)

Оставим на доске формулу самого распространённого вещества из числа предложенных. N2 - молекула азота.

Известно, он бесцветный газ.

Нимало знаний, но давайте

Пополним всё же их запас.

? напомните, какие электроны принимают участие в образовании хим. связи

( не спаренные, с последнего энергетического уровня.)

? сколько неспаренных электронов в атоме азота – 3

Значит азот способен образовывать тройную связь. Насколько прочна эта связь поможет определить простой опыт. Попрошу выйти с каждого ряда по 2 ученика.( мини сценка: - связь, = связь,--- связь)
? Какая связь более прочная, как это отражается на химической активности азота.?

( прочная молекула делает азот химически неактивным, т.е. на химическом языке - инертностным)

Зная состав и строение молекулы вещества можно спрогнозировать его химические свойства. Мы знаем, что молекула азота очень прочная, а значит газ неохотно вступает в химические реакции.

О том как азот взаимод. с Ме прочтёте по учебнику, а мы сейчас разберём при каких условиях азот реагирует с неМЕ. При этом азот способен выступать как в роли окислителя , так и в роли восстановителя.

Откроем учебник на стр. …..

Во время грозы в воздухе азот соединяется с кислородом с образованием оксида азота (+2) (записываем УХР, даём характеристику)

Азот при высокой температуре и давлении взаимодействует с водородом

( записываем УХР)

Из предложенных химических свойств большое практическое значение имеет реакция получения аммиака. Более подробно об этом будем говорить на следующем уроке, а сейчас обратимся к тексту параграфа на стр.109 пункт Круговорот азота в природе.

Рассмотрим схему «Круговорот азота в природе»Процесс круговорота азота очень сложный и имеет несколько стадий. Соли азотной кислоты усваиваются из почвы растениями, с растительной пищей азот переходит в организм животных и людей, а затем он снова попадает в почву с продуктами жизнедеятельности, гниения и разложения. При этом азот частично переходит в атмосферу. Из атмосферы часть азота поступает в почву во время грозовых ливней. Однако в ходе круговорота количество азота в почве уменьшается, и растения начинают ощущать его недостаток.

Поглядите как выглядит растение, испытывающее азотное голодание( смотрим на слайд)

?Есть ли такие растения с такими признаками в кабинете химии?

?Почему растения испытывают азотное голодание, если азота много в атмосфере воздуха? ( читаем в учебнике о клубеньковых бактериях)

В СПК им.Дзержинского Лихославльского района на поля высевают клевер, а после него сеют лён, которому азот необходим в больших количествах.

Однако более быстрый способ восполнения азота в почве внесение органических и минеральных удобрений. Таких как калийная и аммиачная селитры, карбамид.

Давайте подведём итог практического применения азота.

Применение азота.

  1. производство аммиака - удобрения( конечно большое количество атмосферного азота идёт на получение минеральных удобрений, но есть и другие области применения. Например….)

  2. инертная среда для заполнения электрических ламп

  3. азотирование поверхности сталей для создания прочных поверхностей

  4. охладитель до сверхнизких температур.


Настала пора вернуться к началу нашего урока На основе полученной информации, скажите какое название для азота вы считаете самым верным? ( поднимают сигнальные карточки) Почему? Или сама делаю вывод по большинству цвета.

Читаю стихотворение: Я не безжизненный, о нет!

Вы этому не верьте!

Всему живому на земле

Служить хочу я , а не смерти!

Азот повсюду нужен вам

И в этом нет сомненья

И просто как инертный газ

И в соединеньях!

3. Закрепление: небольшой тест.

  1. Азот занимает в воздухе 1/5, 4/5 или 1/2 часть

  2. Клубеньковые бактерии живут на корнях клевера, гороха, георгина.

  3. Азот является важнейшей составляющей частью белков, жиров, углеводов

  4. Первым из учёных азот открыл Шееле, Кавендиш, Пристли, Резерфорд

  5. Азот применяется в производстве аммиака, для сварки и резки металлов, как охладитель до сверхнизких температур

Ответы на слайде.

4.Заключительная часть.

Наш урок подошёл к концу. Хочу узнать, с каким настроением вы уходите с урока(поднимают сигнальные карточки)

Можно взять эту карточку на память, положить как закладку в учебник химии и в трудные моменты урока повторять

( на ней написаны стихи) В любом труде, в любом творенье

Необходимо вдохновенье.

И озарения момент

Порой важнейший элемент.


  1. Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?

  2. Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?

  3. Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?

  4. Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?

  5. Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов,

в/как охладитель до сверхнизких температур


  1. Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?

  2. Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?

  3. Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?

  4. Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?

  5. Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов, в/как охладитель до сверхнизких температур




  1. Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?

  2. Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?

  3. Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?

  4. Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?

  5. Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов,

в/как охладитель до сверхнизких температур


  1. Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?

  2. Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?

  3. Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?

  4. Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?

  5. Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов, в/как охладитель до сверхнизких температур