|
Урок : Формирование познавательной самостоятельности учащегося и его познавательной активности Характеристика азота как химического элемента и простого вещества. Цель урок: Формирование познавательной самостоятельности учащегося и
его познавательной активности.
Задачи:
по обучению
Обеспечить в ходе урока закрепление
знаний о структуре ПСХЭ,ПЗ,
характеристике элемента по положению в ПС;
Продолжить формирование умений
устанавливать причинно – следственные связи
между строением и свойствами элементов,
простых веществ.
по развитию
продолжить развитие интеллектуальных умений:
логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать.
по воспитанию:
Содействовать формированию в ходе урока
основных мировоззренческих идей:
причинно – следственных связей между явлениями,
познаваемость и единство мира.
Оборудование: ПСХЭ, прибор для изучения состава воздуха, магниты, сигнальные карточки, карточки с формулами веществ, жетоны. Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Рада видеть знакомые лица и надеюсь, что мы поможем друг другу показать всё на что способны. У вас на столе лежат сигнальные карточки, покажите всем с каким настроением вы пришли на урок?
- отличное, готов работать
- среднее, может чего и скажу
- ещё не решил.
Я пришла на урок в отличном настроении и в качестве эпиграфа к нему выбрала слова Исаака Ньютона «Природа неистощима в своих выдумках!»
Сядем поудобней, расправим плечи, сделаем глубокий вдох и начнём.
?. Что мы вдохнули сейчас полной грудью? Воздух
? А что такое воздух? Или Можно ли написать формулу воздуха? Из чего состоит воздух? Смесь газов
? Давайте вспомним, из каких газов состоит воздух? Кислород, азот, инертные газы 1 %.
Чтобы вспомнить количественное содержание газов в воздухе проведём эксперимент( возьмем пробку и свечку, нальём немного воды в кристаллизатор, свечу зажжём и закроем колоколом. По мере горения свечи в колокол поступает вода, а когда свеча погасла колокол заполнился на 1/5 часть.)
? какой газ израсходовался в процессе горения?
?Сколько его было в исходном составе воздуха?
?Какой газ остался? Сколько его? Если газ назвать не могут, то перечисляют свойства( не поддерживает горение, занимает 4/5 воздуха
1772 году Даниэль Резерфорд исследовал оставшийся газ ещё несколькими способами
( Слайд с опытом Резерфорда)
Вслед за Резерфордом такие же опыты провели Шееле, Пристли и Кавендиш, которые называли исследуемое вещество «удушливым воздухом», «дурным воздухом».
? Как вы поняли, почему учёные дали такое название исследуемому газу?
В 1787 году Антуан Лавуазье предложил называть «удушливый газ» азотом, что в переводе с греческого «безжизненный». То же название закрепилось и за химическим элементом. Однако, среди учёных есть противники перевода «азот» как «безжизненный». Они утверждают, что Лавуазье заимствовал это слово у алхимиков, которые расшифровывали его как «начало и конец всех начал». Через три года было предложено новое название Nitrogenium, т.е. «рождающий селитру», ибо азот был обнаружен в составе ценных веществ – селитр, известных как природные удобрения ( NaNO3 – чилийская селитра)
Какие несоответствия вы услышали и моём рассказе?
Азот - безжизненный
| Азот – начало и коней всех начал
| Нитрогениум – рождающий селитру.
|
Цель нашей дальнейшей работы решить какое из предложенных названий больше всего подходит азоту?
Чтобы решить задачу надо исследовать все известные данные.
? А что нам известно об азоте как химическом элементе?
Положение в ПС
Строение атома дуги, ячейки, электронные формулы.
Шкала степеней окисления.
( на доске нарисовать шкалу, на карточках сделать формулы веществ. Надо определить с.о. азота и прицепить карточку в нужное место)
Оставим на доске формулу самого распространённого вещества из числа предложенных. N2 - молекула азота.
Известно, он бесцветный газ.
Нимало знаний, но давайте
Пополним всё же их запас.
? напомните, какие электроны принимают участие в образовании хим. связи
( не спаренные, с последнего энергетического уровня.)
? сколько неспаренных электронов в атоме азота – 3
Значит азот способен образовывать тройную связь. Насколько прочна эта связь поможет определить простой опыт. Попрошу выйти с каждого ряда по 2 ученика.( мини сценка: - связь, = связь,--- связь) ? Какая связь более прочная, как это отражается на химической активности азота.?
( прочная молекула делает азот химически неактивным, т.е. на химическом языке - инертностным)
Зная состав и строение молекулы вещества можно спрогнозировать его химические свойства. Мы знаем, что молекула азота очень прочная, а значит газ неохотно вступает в химические реакции.
О том как азот взаимод. с Ме прочтёте по учебнику, а мы сейчас разберём при каких условиях азот реагирует с неМЕ. При этом азот способен выступать как в роли окислителя , так и в роли восстановителя.
Откроем учебник на стр. …..
Во время грозы в воздухе азот соединяется с кислородом с образованием оксида азота (+2) (записываем УХР, даём характеристику)
Азот при высокой температуре и давлении взаимодействует с водородом
( записываем УХР)
Из предложенных химических свойств большое практическое значение имеет реакция получения аммиака. Более подробно об этом будем говорить на следующем уроке, а сейчас обратимся к тексту параграфа на стр.109 пункт Круговорот азота в природе.
Рассмотрим схему «Круговорот азота в природе»Процесс круговорота азота очень сложный и имеет несколько стадий. Соли азотной кислоты усваиваются из почвы растениями, с растительной пищей азот переходит в организм животных и людей, а затем он снова попадает в почву с продуктами жизнедеятельности, гниения и разложения. При этом азот частично переходит в атмосферу. Из атмосферы часть азота поступает в почву во время грозовых ливней. Однако в ходе круговорота количество азота в почве уменьшается, и растения начинают ощущать его недостаток.
Поглядите как выглядит растение, испытывающее азотное голодание( смотрим на слайд)
?Есть ли такие растения с такими признаками в кабинете химии?
?Почему растения испытывают азотное голодание, если азота много в атмосфере воздуха? ( читаем в учебнике о клубеньковых бактериях)
В СПК им.Дзержинского Лихославльского района на поля высевают клевер, а после него сеют лён, которому азот необходим в больших количествах.
Однако более быстрый способ восполнения азота в почве внесение органических и минеральных удобрений. Таких как калийная и аммиачная селитры, карбамид.
Давайте подведём итог практического применения азота.
Применение азота.
производство аммиака - удобрения( конечно большое количество атмосферного азота идёт на получение минеральных удобрений, но есть и другие области применения. Например….)
инертная среда для заполнения электрических ламп
азотирование поверхности сталей для создания прочных поверхностей
охладитель до сверхнизких температур.
Настала пора вернуться к началу нашего урока На основе полученной информации, скажите какое название для азота вы считаете самым верным? ( поднимают сигнальные карточки) Почему? Или сама делаю вывод по большинству цвета.
Читаю стихотворение: Я не безжизненный, о нет!
Вы этому не верьте!
Всему живому на земле
Служить хочу я , а не смерти!
Азот повсюду нужен вам
И в этом нет сомненья
И просто как инертный газ
И в соединеньях!
3. Закрепление: небольшой тест.
Азот занимает в воздухе 1/5, 4/5 или 1/2 часть
Клубеньковые бактерии живут на корнях клевера, гороха, георгина.
Азот является важнейшей составляющей частью белков, жиров, углеводов
Первым из учёных азот открыл Шееле, Кавендиш, Пристли, Резерфорд
Азот применяется в производстве аммиака, для сварки и резки металлов, как охладитель до сверхнизких температур
Ответы на слайде.
4.Заключительная часть.
Наш урок подошёл к концу. Хочу узнать, с каким настроением вы уходите с урока(поднимают сигнальные карточки)
Можно взять эту карточку на память, положить как закладку в учебник химии и в трудные моменты урока повторять
( на ней написаны стихи) В любом труде, в любом творенье
Необходимо вдохновенье.
И озарения момент
Порой важнейший элемент.
Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?
Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?
Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?
Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?
Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов,
в/как охладитель до сверхнизких температур
| Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?
Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?
Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?
Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?
Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов, в/как охладитель до сверхнизких температур
| Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?
Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?
Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?
Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?
Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов,
в/как охладитель до сверхнизких температур
| Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?
Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?
Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?
Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?
Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов, в/как охладитель до сверхнизких температур
| |
|
|