|  | Урок : Формирование познавательной самостоятельности учащегося и его познавательной активности| Характеристика азота как химического элемента и простого вещества.
 Цель урок: Формирование познавательной самостоятельности учащегося и
 
 его познавательной активности.
 
 Задачи:
 
 по обучению
 
  Обеспечить в ходе урока закрепление
 
 знаний о структуре ПСХЭ,ПЗ,
 
 характеристике элемента по положению в ПС;
 
  Продолжить формирование умений
 
 устанавливать причинно – следственные связи
 
 между строением и свойствами элементов,
 
 простых веществ.
 
 по развитию
 
 продолжить развитие интеллектуальных умений:
 
 логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать.
 
 по воспитанию:
 
 Содействовать формированию в ходе урока
 
 основных мировоззренческих идей:
 
 причинно – следственных связей между явлениями,
 
 познаваемость и единство мира.
 
 Оборудование: ПСХЭ, прибор для изучения состава воздуха, магниты, сигнальные карточки, карточки с формулами веществ, жетоны.
 Ход урока.
 
  Организационный момент.
 
 Здравствуйте ребята! Рада видеть знакомые лица и надеюсь, что мы поможем друг другу показать всё на что способны. У вас на столе лежат сигнальные карточки, покажите всем с каким настроением вы пришли на урок?
 
 - отличное, готов работать
 
 - среднее, может чего и скажу
 
 - ещё не решил.
 
 Я пришла на урок в отличном настроении и в качестве эпиграфа к нему выбрала слова Исаака Ньютона «Природа неистощима в своих выдумках!»
 
 Сядем поудобней, расправим плечи, сделаем глубокий вдох и начнём.
 
 ?. Что мы вдохнули сейчас полной грудью? Воздух
 
 ? А что такое воздух? Или Можно ли написать формулу воздуха? Из чего состоит воздух? Смесь газов
 
 ? Давайте вспомним, из каких газов состоит воздух? Кислород, азот, инертные газы 1 %.
 
 Чтобы вспомнить количественное содержание газов в воздухе проведём эксперимент( возьмем пробку и свечку, нальём немного воды в кристаллизатор, свечу зажжём и закроем колоколом. По мере горения свечи в колокол поступает вода, а когда свеча погасла колокол заполнился на 1/5 часть.)
 
 ? какой газ израсходовался в процессе горения?
 
 ?Сколько его было в исходном составе воздуха?
 
 ?Какой газ остался? Сколько его? Если газ назвать не могут, то перечисляют свойства( не поддерживает горение, занимает 4/5 воздуха
 
  1772 году Даниэль Резерфорд исследовал оставшийся газ ещё несколькими способами
 
 ( Слайд с опытом Резерфорда)
 
  Вслед за Резерфордом такие же опыты провели Шееле, Пристли и Кавендиш, которые называли исследуемое вещество «удушливым воздухом», «дурным воздухом».
 
 
 ? Как вы поняли, почему учёные дали такое название исследуемому газу?
 
 В 1787 году Антуан Лавуазье предложил называть «удушливый газ» азотом, что в переводе с греческого «безжизненный». То же название закрепилось и за химическим элементом.
 Однако, среди учёных есть противники перевода «азот» как «безжизненный». Они утверждают, что Лавуазье заимствовал это слово у алхимиков, которые расшифровывали его как «начало и конец всех начал». Через три года было предложено новое название Nitrogenium, т.е. «рождающий селитру», ибо азот был обнаружен в составе ценных веществ – селитр, известных как природные удобрения ( NaNO3 – чилийская селитра)
 
 Какие несоответствия вы услышали и моём рассказе?
 
 
      | Азот - безжизненный
 
 | Азот – начало и коней всех начал
 
 | Нитрогениум – рождающий селитру.
 
 |  
 Цель нашей дальнейшей работы решить какое из предложенных названий больше всего подходит азоту?
 
 Чтобы решить задачу надо исследовать все известные данные.
 
 ? А что нам известно об азоте как химическом элементе?
 
  Положение в ПС
 
Строение атома дуги, ячейки, электронные формулы.
 
Шкала степеней окисления.
 
 ( на доске нарисовать шкалу, на карточках сделать формулы веществ. Надо определить с.о. азота и прицепить карточку в нужное место)
 
 Оставим на доске формулу самого распространённого вещества из числа предложенных. N2 - молекула азота.
 
 Известно, он бесцветный газ.
 
 Нимало знаний, но давайте
 
 Пополним всё же их запас.
 
 ? напомните, какие электроны принимают участие в образовании хим. связи
 
 ( не спаренные, с последнего энергетического уровня.)
 
 ? сколько неспаренных электронов в атоме азота – 3
 
 Значит азот способен образовывать тройную связь. Насколько прочна эта связь поможет определить простой опыт. Попрошу выйти с каждого ряда по 2 ученика.( мини сценка: - связь, = связь,--- связь)
 ? Какая связь более прочная, как это отражается на химической активности азота.?
 
 ( прочная молекула делает азот химически неактивным, т.е. на химическом языке - инертностным)
 
 Зная состав и строение молекулы вещества можно спрогнозировать его химические свойства. Мы знаем, что молекула азота очень прочная, а значит газ неохотно вступает в химические реакции.
 
 О том как азот взаимод. с Ме прочтёте по учебнику, а мы сейчас разберём при каких условиях азот реагирует с неМЕ. При этом азот способен выступать как в роли окислителя , так и в роли восстановителя.
 
 Откроем учебник на стр. …..
 
 Во время грозы в воздухе азот соединяется с кислородом с образованием оксида азота (+2) (записываем УХР, даём характеристику)
 
 Азот при высокой температуре и давлении взаимодействует с водородом
 
 ( записываем УХР)
 
 Из предложенных химических свойств большое практическое значение имеет реакция получения аммиака. Более подробно об этом будем говорить на следующем уроке, а сейчас обратимся к тексту параграфа на стр.109 пункт Круговорот азота в природе.
 
 Рассмотрим схему «Круговорот азота в природе»Процесс круговорота азота очень сложный и имеет несколько стадий. Соли азотной кислоты усваиваются из почвы растениями, с растительной пищей азот переходит в организм животных и людей, а затем он снова попадает в почву с продуктами жизнедеятельности, гниения и разложения. При этом азот частично переходит в атмосферу. Из атмосферы часть азота поступает в почву во время грозовых ливней. Однако в ходе круговорота количество азота в почве уменьшается, и растения начинают ощущать его недостаток.
 
 Поглядите как выглядит растение, испытывающее азотное голодание( смотрим на слайд)
 
 ?Есть ли такие растения с такими признаками в кабинете химии?
 
 ?Почему растения испытывают азотное голодание, если азота много в атмосфере воздуха? ( читаем в учебнике о клубеньковых бактериях)
 
 В СПК им.Дзержинского Лихославльского района на поля высевают клевер, а после него сеют лён, которому азот необходим в больших количествах.
 
 Однако более быстрый способ восполнения азота в почве внесение органических и минеральных удобрений. Таких как калийная и аммиачная селитры, карбамид.
 
 Давайте подведём итог практического применения азота.
 
 Применение азота.
 
  производство аммиака - удобрения( конечно большое количество атмосферного азота идёт на получение минеральных удобрений, но есть и другие области применения. Например….)
 
инертная среда для заполнения электрических ламп
 
азотирование поверхности сталей для создания прочных поверхностей
 
охладитель до сверхнизких температур.
 
 
 Настала пора вернуться к началу нашего урока На основе полученной информации, скажите какое название для азота вы считаете самым верным? ( поднимают сигнальные карточки) Почему? Или сама делаю вывод по большинству цвета.
 
 Читаю стихотворение: Я не безжизненный, о нет!
 
 Вы этому не верьте!
 
 Всему живому на земле
 
 Служить хочу я , а не смерти!
 
 Азот повсюду нужен вам
 
 И в этом нет сомненья
 
 И просто как инертный газ
 
 И в соединеньях!
 
 3. Закрепление: небольшой тест.
 
  Азот занимает в воздухе 1/5, 4/5 или 1/2 часть
 
Клубеньковые бактерии живут на корнях клевера, гороха, георгина.
 
Азот является важнейшей составляющей частью белков, жиров, углеводов
 
Первым из учёных азот открыл Шееле, Кавендиш, Пристли, Резерфорд
 
Азот применяется в производстве аммиака, для сварки и резки металлов, как охладитель до сверхнизких температур
 
 Ответы на слайде.
 
 4.Заключительная часть.
 
 Наш урок подошёл к концу. Хочу узнать, с каким настроением вы уходите с урока(поднимают сигнальные карточки)
 
 Можно взять эту карточку на память, положить как закладку в учебник химии и в трудные моменты урока повторять
 
 ( на ней написаны стихи) В любом труде, в любом творенье
 
 Необходимо вдохновенье.
 
 И озарения момент
 
 Порой важнейший элемент.
 
 
     |  Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?
 
Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?
 
Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?
 
Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?
 
Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов,
 
 в/как охладитель до сверхнизких температур
 
 
 |  Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?
 
Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?
 
Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?
 
Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?
 
Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов, в/как охладитель до сверхнизких температур
 
 
 
 
 |   |  Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?
 
Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?
 
Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?
 
Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?
 
Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов,
 
 в/как охладитель до сверхнизких температур
 
 
 |  Азот занимает в воздухе: а/ 1/5, б/ 4/5, в/1/2 часть?
 
Клубеньковые бактерии живут на корнях: а/клевера, б/гороха, в/георгина?
 
Азот является важнейшей составляющей частью: а/ белков, б/жиров, в/углеводов?
 
Первым из учёных азот открыл: а/Шееле, б/Кавендиш, в/Пристли, г/Резерфорд?
 
Азот применяется в производстве а/аммиака, б/для сварки и резки металлов, в/как охладитель до сверхнизких температур
 
 
 
 
 |  | 
 |  |