|
Тема урока: Движение.
Цель: сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообразными способами движения организмов.
Задачи
Требования к результатам освоения темы урока учащимися:
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о способах движения, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов;
Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
Познавательные: умение определить понятие «движение», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения способов движения, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных;
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Педагогические технологии:
Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Проблемного диалога.
Технология исследовательского обучения
Технология коллективного способа обучения
Оборудование: микроскопы, предметные стекла, дождевые черви, комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); набор ЦОР; рисунки учебника, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формирование
УУД
| Организационный момент
| Проверяет готовность учащихся
| Показывают свою готовность к уроку
| Регулятивные
| Проверка домашнего задания
| Выполнение тестового задания
| Выполняют тестовое задание. Оценивают и корректируют свои знания
| Познавательные
Коммуникативные
Личностные
| Актуализация знаний учащихся
| Вспомните, какие характеристики кроме обмена веществ еще свойственны живым организмам?
Об одном из них, о движении, и пойдет речь на уроке.
Живые организмы находятся в постоянном движении. Вы можете привести примеры движения на разных уровнях организации живого?
| Это рост, развитие, размножение, раздражимость, движение.
Клеточный уровень – движение цитоплазмы (амеба)
Органный – работа сердца.
Организменный – бег лошади.
| Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
| Определение темы урока
| Озвучивает тему и задачу урока
| Записывают тему в тетрадь.
| Познавательные
| Изучение нового материала
| Рассказывает о движении животных, используя ресурсы ЦОР. Комментирует материалы диска, ведет диалог с учащимися.
| Слушают рассказ, рассматривают слайды ЦОР и иллюстрации учебника, участвуют в диалоге.
| Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
| Работая с текстом учебника, выпишите способы передвижения простейших организмов и примеры животных.
Подводит итоги работы, восполняя пробелы в знаниях учащихся.
| Работают с текстом учебника. Выписывают в тетрадь способы передвижения простейших организмов и примеры животных.
Ложноножки (псевдоподии) – амеба
Реснички – инфузория туфелька.
Жгутик – эвглена зеленая.
Корректируют результаты своей работы.
| Познавательные
Регулятивные
| В организме человека также встречаются эти способы движения. Так, клетки ресничного эпителия слаженно работают в дыхательной системе, а амебоидное движение характерно для клеток лимфы – фагоцитов.
| Слушают учителя. Делают (по желанию) записи в тетради.
| Познавательные
| Движение многоклеточных животных, более сложных и совершенных с точки зрения эволюции, более разнообразны и связаны с мышечной деятельностью
| Слушают учителя
| Познавательные
| У дождевого червя
появляется хорошо развитый кожно-мускульный мешок. Прочитайте текст учебника с описанием передвижения дождевого червя и рассмотрите рисунок учебника.
| Работают с рисунком и текстом учебника.
| Познавательные
Регулятивные
| Лабораторная работа
«Передвижение дождевого червя»
Оборудование: дождевые черви, листы бумаги, предметные стекла.
Ход работы.
Достаньте из банки с землей дождевого червя.
Поместите его на лист бумаги.
Понаблюдайте за передвижением дождевого червя.
Наклонитесь к листу бумаги, постарайтесь услышать шорох щетинок на брюшной стороне тела дождевого червя.
Поместите дождевого червя на стекло. Почему он перестал двигаться?
Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.
Физминутка
| С использованием мультимедийного оборудования.
|
|
| Первичное закрепление знаний
| Выполните задания рубрики «Проверьте свои знания»
| Отвечают на вопросы, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы.
| Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
| Рефлексия
| Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.
| Оценивают свою работу на уроке и обсуждают перспективы познавательного процесса.
| Регулятивные
Личностные
| Домашнее задание
| Повторить §16, ответить на вопросы после параграфа.
Понаблюдать за движением домашних животных и птиц на воле.
Подготовить сообщение об особенностях движения того или иного животного.
Рассказать о причинах такого перемещения (активности) животного и его повадках.
| Записывают задания.
| Регулятивные
| Итог урока
| Самыми активными сегодня были …
Урок окончен. Спасибо за работу.
|
| Регулятивные
|
Анализ урока с точки зрения формирования УУД. В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока.
Познавательные УУД формируются при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, выполнение лабораторной работы); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы (подготовка сообщений), выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения за урок и перспективы познавательного процесса.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 8 ноября 2010 г.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от4 февраля 2010 г. Приказ № 271.
Асмолов А.Г. «Как проектировать УУД.»
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С. В. Молчанов «От действия к мысли» Москва 2008 год.
Осинцева И.М. «Современная государственная политика в области образования» ИРО Екатеринбург.
|
|
|