|
Подготовка к выполнению задания части с егэ по русскому языку на уроках литературы. На примере анализа 2-й главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы.
(На примере анализа 2-й главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».) Как научить понимать текст? Как научить читателя видеть в тексте позицию автора и правильно её интерпретировать? Как научить школьника правильно объяснять прочитанное, да ещё и письменно? Эти вопросы всегда стояли перед словесниками, но теперь, в свете проведения ГИА по русскому языку в форме ЕГЭ, стоят ещё острее. Ведь именно эти умения и проверяются на экзамене и именно они лежат в основе понимания любого произведения. Именно поэтому необходимо формирование этих умений не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
Тема урока:
«Тема совести и проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». В рамках этого урока проводится совершенствование умения выявлять и интерпретировать авторскую позицию.
Наряду с другими вопросами по анализу текста рассматриваются следующие вопросы:
Выберите слова, характеризующие Иешуа Га-Ноцри.
(«Человек лет двадцати семи… одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, аруки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведённый с тревожным любопытством глядел на прокуратора»)
Каково отношение автора к изображаемому? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним способы выражения авторской позиции. (См. справку)
Справка:
Способов выражения авторской позиции существует немало. Проще всего читателю, когда эта позиция непосредственно выражается в тексте (например, у Л.Н. Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»). Авторскую позицию может высказать конкретный персонаж-резонер, которому автор доверяет комментировать описываемые события и характеры персонажей (Стародум в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
Иногда авторская позиция заявляется в названии произведения («На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского, «Глупый помещик» М.Е. Салтыкова-Щедрина и т. п.).
Нередко автор помогает читателю, предваряя свое творение эпиграфом, как в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина («Береги честь смолоду»).
Разумеется, весьма значимы эмоциональные характеристики персонажей, то, как оцениваются автором описываемые им события, общая тональность произведения (последнее особенно значимо в лирике и лироэпике).
Способов выражения авторской позиции великое множество. Нередко мир вещей может сказать об авторском отношении к персонажу больше, чем прямая характеристика («Мертвые души» Н.В. Гоголя, вещи в романах О. де Бальзака). Пейзаж, интерьер, портрет — это тоже средства оценки и характеристики. А как важно правильно уловить интонацию повествования! Сарказм и ирония ведь способны существенно скорректировать смысл. В ответах ребята указывают и на то, что характеристика эмоциональная (3 раза повторяется слово человек, употребление уменьшительных суффиксов, упоминание внутренних переживаний героя); общая тональность- сочувственная; об отношении автора говорят и описываемые им вещи и портрет героя. 3. Каково отношение автора:
А) к нравственным принципам, которые излагает осужденный;
Б) к тексту Евангелия (что и на основе чего автор изменяет при описании событий, какие цели он преследует);
Чтобы ответить на эти очень и очень непростые вопросы, необходимо сначала - сопоставить разговор Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри и диалоги Пилата с Иисусом в Евангелии от Иоанна (глава 18, стихи 28-40). (См. Приложение) - Найдите в речи Иешуа нравственные принципы. Для этого заполняется таблица:
Нравственные принципы, которые излагает Иешуа
| Христианские заповеди
| «…малодушно помышляешь о смерти…»
| Грех самоубийства.
| «…беда в том, что ты слишком замкнут …потерял веру в людей…» «…нельзя…поместить всю привязанность в собаку»
| Любовь к ближним.
| «царство истины и справедливости»
| Вера в добро, в справедливость.
| «правду говорить легко и приятно»
| Грех лжесвидетельствования.
|
- Сопоставьте христианские истины, выраженные в главе «Понтий Пилат» и изложенные в Евангелии.
- Осознает ли себя мессией Иешуа? (Нет. Он сын человеческий))
- Почему же беззащитный, наивный философ не стал лгать, не отрёкся от своих убеждений, пошёл на казнь, простив Пилата? (Велика вера его.
- Что отвечает Пилату Иисус? («Я родился, чтоб свидетельствовать об истине»; «Ты не имел бы надо Мною власти, если бы не дано было свыше…»
- Осознаёт ли Он себя мессией? (Да. Он Сын Божий)
- Кто по Библии виновен в смерти Иисуса? ( Толпа. Право голоса было у народа, собравшегося перед дворцом.))
- Кто виновен в смерти Иешуа? (Пилат. У толпы не было права голоса.)
- Сделайте свои выводы на основе этих двух сопоставлений. Каково отношение автора:
А) к нравственным принципам, которые излагает осужденный; (Булгаков разделяет взгляды Иешуа. На первое место выдвигает право человека на осуществление нравственного выбора. Ответственность за смерть Иешуа возлагает на одного человека – Пилата.)
Б) к тексту Евангелия (что и на основе чего автор изменяет при описании событий, какие цели он преследует);
(Изменив описание событий, автор говорит, что и добро и зло творится только людьми. Всё решает сам человек. Он должен осознавать свои поступки, отвечать за них. Ответственность за свой выбор между добром и злом несёт человек. А сам выбор определяется его верой, его внутренними убеждениями).
Диалог Пилата с Иисусом в Евангелии от Иоанна (глава 18) «…Тогда Пилат…призвал Иисуса и сказал ему: «Ты Царь Иудейский?»
Иисус отвечал ему: «…Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня»… Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?» Иисус отвечал: …»Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает голоса Моего». Пилат сказал Ему: «Что есть истина?» (Ин.18:33-38).
… Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: «Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашёл человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его»… а Пилату и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: «Смерть Ему! А отпусти нам Варавву»… Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: «Распни, распни Его!»… (Лк 23:7-23)
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его… Пилат опять вышел и сказа им: «Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины». Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «Се Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «Распни, распни Его!» Пилат говорит им: «…я не нахожу в Нем вины» Иудеи отвечали ему: «…по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим». Пилат, услышав это слово, больше убоялся, и опять вошёл в преторию, и сказал Иисусу: «Откуда Ты?» Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Иисус отвечал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе». С этого времени Пилат искал отпустить Его». (Ин. 19:1-14) |
|
|