|
«Профессии» Конспект учебного занятия с использованием ИКТ
Город: Магнитогорск
МООУ «Санаторная школа-интернат №2»
Учитель-логопед: Полуэктова Екатерина Николаевна
Класс: 1-2 класс
Тема логопедического занятия: «Профессии»
Продолжительность логопедического занятия: 40 мин.
Тип логопедического занятия: групповое
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) логопедического занятия:
1. Актуализация словаря по теме «Профессии».
2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами.
3. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Задачи логопедического занятия:
1. Развитие ассоциативного и образного мышления, устойчивого внимания, слуховой и зрительной памяти.
2. Актуализировать словарный запас по теме.
Оборудование: экран, проектор, тетради, ручки, раздаточный материал, сюжетные картинки с изображением людей разных профессий.
Ход логопедического занятия:
Этап логопедического занятия
| Время
| Цель
| Методы
| Формы
| Компетенция
| Используемые ИКТ
| I.Орг. момент.
| 1 мин.
| Развитие слуховой памяти. Работа над дикцией.
| Словесный
| Фронтальная
| Достаточно развитая слуховая память.
| Слайд 1-2
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| - Посмотрите на экран и прочитайте стихотворение В. Нищева.
Ждет письмо мой старший брат, Я журналу буду рад, Папа ждет газету. Где же взять все это? Принес нам это он - Наш знакомый почтальон.
- О человеке, какой профессии идет речь?
- Тема нашего занятия «Профессии».
| - Учащиеся хором читают стихотворение.
- Ответ детей (о почтальоне.)
| II. Дидактическая игра «Назови профессию».
| 5 мин.
| Активизация словаря по теме «Профессии».
| Инструкция, опрос
| Индивидуальная
| Знать инструменты, которыми пользуются люди разных профессий.
| Слайд 3-12
| - На экране изображения инструментов, которые используют в работе люди разных профессий. Рассмотрите их и назовите профессию человека, которому эти инструменты нужны в работе.
| - Дети по цепочке определяют, какие инструменты, к какой профессии относятся.
| III. Упражнение «Кто что делает? »
| 3 мин.
| Подбор глаголов к существительным.
| Инструкция, опрос
| Индивидуальная
| Уметь соотносить предмет с действием.
| Слайд 13
| Повар - варит, жарит и т. д. Врач - ... Учитель - ... Музыкант - ... Портниха - ... Художник - ... Парикмахер - ...
| - Ответы детей.
| IV. Игра
«Четвертый лишний».
| 2 мин.
| Развивать операции обобщения, классификации, активизировать словарь по теме, развивать внимание.
| Словесный
| Фронтальная
| Уметь сравнивать разные профессии.
| Слайд 14-15
| 3 картинки с атрибутами разных профессий, 1 – с изображением
работающего человека;
3 картинки с изображением людей, по характеру своей профессии связанных с транспортом, 1 – с представителем другой профессии.
| - Дети находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.
| V. Физминутка.
| 1 мин.
| Снятие мышечного утомления.
| Инструкция
| Фронтальная
|
|
| Вверх мы руки поднимаем, подъемный кран изображаем,
Руки в стороны поставим, самолет изображаем,
Он пускается в полет, управляет им пилот.
Приседать мы ловко будем, про здоровье не забудем.
| - Учащиеся повторяют все движения за логопедом.
| VI. Упражнение «Назови женскую профессию».
| 2 мин.
| Словообразование.
| Опрос
| Индивидуальная
| Знание ж. р. имени существительного
| Слайд 16
| Пианист – …
Певец – …
Портной – …
Писатель – …
Продавец – …
Учитель – …
Лыжник – …
Художник – …
Воспитатель – …
| - Ответ (пианистка).
- Ответ (певица).
- Ответ (портниха).
- Ответ (писательница).
- Ответ (продавщица).
- Ответ (учительница).
- Ответ (лыжница).
- Ответ (художница).
- Ответ (воспитательница).
| VII. Работа в тетрадях.
| 5 мин.
| Активизация словаря.
| Словесный
| Индивидуальная
| Умение классифицировать.
| Слайд 17
| - Посмотрите на экран, прочитайте вопросы, ответы запишите в тетрадь. Какое слово не относится к профессиям?
Вопросы:
Кто переносит багаж? – носильщик.
Кто пасет табун коней?
Кто вставляет стекла?
Кто работает на кране?
Кто чинит часы?
Кто танцует на сцене?
Кто играет на барабане?
Кто работает в парикмахерской?
Кто обманывает?
Кто дрессирует животных?
Кто играет на трубе?
Кто перевозит на пароме?
Кто убирает дворы?
Кто играет на скрипке?
Кто приносит почту?
| - Ответы детей.
| VIII. Составление рассказа по плану.
| 10 мин.
| Развитие связной речи. Обогащение словарного запаса по лексической теме.
| Словесный, инструкция
| Индивидуальная
| Умение работать с планом.
| Слайд 18
| - Послушайте стихотворение:
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать …
Ну, а ты кем хочешь стать?
- Используя план на экране, составьте рассказ о любой профессии, которая вам нравится.
План:
Что это за профессия?
Носят ли люди этой профессии форменную одежду? Если да, то какую?
Какие инструменты нужны людям этой профессии?
Это какая профессия – мужская, женская или общая?
С кем или чем работают люди этой профессии?
Что делают люди этой профессии?
|
| IX. Отгадывание кроссворда.
| 10 мин.
| Активизация знаний по теме. Словарь.
| Инструкция словесный
| Индивидуальная
| Умение сравнивать и сопоставлять, выделять главное и второстепенное.
| Слайд19-22
| - Приготовьте красные, синие, зелёные ручки и простой карандаш. Отгадывая загадки, вы будите вписывать в клеточки слова. Красной пастой – гласные буквы, зеленой – мягкие согласные, синей – твердые согласные, а простым карандашом мягкий и твердый знаки.
Загадки к кроссворду
1. В белоснежном колпаке, 2. Вот на краешке с опаской
Перепачканный в муке, Он железо красит краской.
Булки сдобные печет У него в руках ведро,
И ребятам раздаёт. Сам расписан он пестро (маляр)
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это…..(пекарь)
3. Кто в дни болезней 4. Наведёт стеклянный глаз,
Всех полезней, Щёлкнет раз -
И лечит нас И помнит вас. (фотограф)
От всех болезней? (доктор)
5. Он учит детишек 6. В прошлый раз был педагогом
Читать и писать, Послезавтра - машинист,
Природу любить, Должен знать он очень много,
Стариков уважать (учитель) Потому что он … (артист)
7. В горячем цехе 8. Встаём мы очень рано,
В доменной печи Ведь наша забота –
Он варит сталь, Всех отвозить
А это ведь не щи! (сталевар) По утрам на работу(водитель)
9. И спросила Ната тихо:
«Разве плохо быть ……..(портнихой)?
Кто штаны ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот».
- Дети записывают в своих карточках, логопед работает у доски.
- Какое слово получилось по вертикали? (профессии)
1П
| Е
| К
| А
| Р
| Ь
|
| 2М
| А
| Л
| Я
| Р
|
| 3Д
| О
| К
| Т
| О
| Р
|
|
| 4Ф
| О
| Т
| О
| Г
| Р
| А
| Ф
|
|
| 5У
| Ч
| И
| Т
| Е
| Л
| Ь
|
| 6А
| Р
| Т
| И
| С
| Т
|
|
| 7С
| Т
| А
| Л
| Е
| В
| А
| Р
| 8 В
| О
| Д
| И
| Т
| Е
| Л
| Ь
|
|
| 9 П
| О
| Р
| Т
| Н
| И
| Х
| А
|
|
|
| X. Подведение итогов.
| 1 мин.
| Обобщение результатов деятельности на уроке.
| Рефлексия
| Индивидуальная
| Уметь давать самооценку.
|
| - Вспомните, о чем мы сегодня говорили? Что запомнили?
- У всех ли получилось справиться с заданием?
| - Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность.
| Конспект учебного занятия с использованием ИКТ
Город: Магнитогорск
МООУ «Санаторная школа-интернат №2»
Учитель-логопед: Полуэктова Екатерина Николаевна
Класс: 1-2 класс
Тема логопедического занятия: «Транспорт»
Продолжительность логопедического занятия: 40 мин.
Тип логопедического занятия: групповое
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) логопедического занятия:
1. Систематизировать представления детей о разных видах транспорта, активизировать словарь по данной теме.
2. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы, развивать память, логическое мышление.
3. Создать положительный эмоциональный фон.
Задачи логопедического занятия:
1. Закрепить знания о видах транспорта и их назначении, о частях разных транспортных средств, о профессиях, связанных с работой на транспорте.
2. Актуализировать словарный запас по теме.
3. Развивать память, мышление, воображение.
Оборудование: экран, проектор, тетради, ручки, раздаточный материал.
Ход логопедического занятия:
Этап логопедического занятия
| Время
| Цель
| Методы
| Формы
| Компетенция
| Используемые ИКТ
| I. Орг. момент.
| 1 мин.
| Актуализация словарного запаса, развитие образного и логического мышления.
| Словесный
| Фронтальная
| Умение сравнивать и сопоставлять, выделять главное и второстепенное.
| Слайд 1
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| - Здравствуйте ребята, сейчас на место сядет тот, кто отгадает мои загадки.
- Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит.
Меж собою говорит.
- Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два слепящих огонька.
- Железные избушки
- Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Везет нас за собой.
- Домик на колесах с нетерпеньем ждем.
Он сейчас подъедет, мы в него войдем,
Там кондуктор просит всех билеты взять.
Домик на колесах, как его назвать?
- Молодцы! Скажите, как одним словом можно назвать все эти отгадки?
| - Ответ детей. (Самолет.)
- Ответы детей. (Автомобиль.)
- Ответ детей. (Поезд.)
- Ответ детей. (Автобус.)
- Ответ детей. (Транспорт.)
| II. Работа со штриховкой.
| 2 мин.
| Развитие графомоторных навыков.
| Инструкция
| Индивидуальная
| Умение рисовать диагональные и горизонтальные линии.
|
| - Сейчас, откройте свои тетради, найдите вложенную картинку с изображением автомобиля или самолета. На каждом изображении показано, каким образом необходимо заштриховать картинку.
- Молодцы! Все справились.
| - Учащиеся берут картинку с изображением самолета или автомобиля. Простым карандашом штрихуют изображение по образцу.
| III.Виды транспорта.
| 5 мин.
| Активизировать знания о видах транспорта.
| Инструкция, опрос
| Фронтальная, индивидуальная
| Знать назначение разных видов транспорта.
| Слайд 2
| - Давайте вспомним, какие виды транспорта выделяют. В этом вам поможет схема, которую вы видите на экране.
- Распределите картинки на три столбика: 1-пассажирский транспорт, 2-личный транспорт, 3-служебный.
Картинки: автобус, автомобиль, скорая помощь, пожарная машина, теплоход, мотоцикл, милицейская машина, самолет, трамвай, велосипед, лодка, поливальная машина.
- Теперь давайте проверим, что у нас получилось? Молодцы!
| -Учащиеся, используя схему, выделяют виды транспорта.
- Распределяют картинки по столбикам.
| IV. Игра «Мы едем, едем,
едем …».
| 5 мин.
| Развитие причинностного мышления.
| Инструкция опрос
| Фронтальная, индивидуальная
| Уметь соотносить предмет с действием.
| Слайд 3
| - Сейчас, поиграем в игру «Мы едем, едем, едем…». Посмотрите на экран, вам необходимо подобрать подходящее слово к предложению. Работаем с места по цепочке.
- Едет современный (что?) …
- Мчится в больницу (что?)…
- Летит быстрый (что?)…
- Грохочет по рельсам (что?)…
- От платформы отходит (что?)…
- Идет по волнам (что?)…
| - Ответ детей. (Автобус.)
- Ответ детей. (Скорая помощь.)
- Ответ детей. (Самолет.)
- Ответ детей. (Трамвай.)
- Ответ детей. (Поезд.)
- Ответ детей. (Теплоход.)
| V.Игра «Ремонтная мастерская».
| 5 мин.
| Активизировать знания о частях транспорта, отличительных особенностях.
| Инструкция
| Индивидуальная
| Уметь составлять простые распространенные предложения.
|
| - В ремонтной мастерской ремонтировалось несколько видов транспорта и их детали перепутались. Нужно помочь починить транспорт. Необходимо сложить разрезные картинки с изображением транспорта.
Картинки: трамвай, грузовик, вертолет, велосипед.
| - Ребята складывают транспорт. Затем рассказывают, из каких частей состоит транспорт, который они отремонтировали.
| VI. Физминутка.
| 1 мин.
| Снятие мышечного утомления.
| Инструкция
| Фронтальная
|
|
| - Давайте немного разомнемся, и сделаем несколько упражнений.
- Есть у лодочки моей два больших весла.
Весла в воду опущу – лодка поплыла.
- Руки вверх мы поднимаем
Самолет изображаем.
- Наклонились вправо-влево
Электричка загудела.
- Молодцы! Садитесь.
| - Ребята встают со своих мест и выполняют физминутку вместе с логопедом.
- Поднимают руки через стороны к плечам. Круговые вращения вперед-назад.
- Руки вверх через стороны, потянулись. Руки в стороны (изображаем полет самолета).
- Руки на поясе, наклоны вправо-влево, пропевая звук У-У-У…
| VII. Игра
«Кто управляет
этим видом транспорта»?
| 5 мин.
| Закрепить в речи детей названия людей, управляющих различными видами транспорта.
| Опрос
| Фронтальная, индивидуальная
|
| Слайд 4-9
| - Посмотрите на изображение вида транспорта и назовите профессии людей, управляющих им.
- Мотоцикл, велосипед, теплоход, автобус, трамвай, самолет.
| - Ответы детей. (Мотоциклист, велосипедист, капитан, водитель, вагоновожатый, пилот.)
| VIII.
Игра «Третий лишний».
| 5 мин.
| Развивать операции обобщения, классификации, активизировать словарь по теме, развивать внимание.
| Словесный
| Фронтальная
| Уметь сравнивать разные виды транспорта.
| Слайд 10-13
| - Ребята посмотрите на экран, и скажите, какой вид транспорта лишний и почему?
- Молодцы!
| - Учащиеся определяют лишний вид транспорта и объясняют свой выбор.
| IX. Разгадывание кроссворда.
| 10 мин.
| Активизация знаний по теме. Словарь.
| Инструкция опрос
| Индивидуальная
| Знать основные виды транспорта.
| Слайд 14-16
| - Посмотрите на экран, на котором картинки с изображением транспорта, рядом с каждой картинкой номер, соответствующий номеру в кроссворде. Необходимо определить, что изображено на картинке и вписать это название в свой кроссворд на индивидуальной карточке.
- Давайте проверим, правильно ли вы заполнили ячейки кроссворда.
-
|
|
| 1
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
|
|
|
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
|
|
|
| О
|
|
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
| - Дети по картинкам вписывают слова в свой кроссворд на индивидуальной карточке.
- Ребята по цепочке с логопедом проверяют свою работу.
| X. Подведение итогов.
| 1 мин.
| Обобщение результатов деятельности на уроке.
| Рефлексия
| Индивидуальная
| Уметь давать самооценку.
|
| - Вспомните, о чем мы сегодня говорили? Что запомнили?
- У всех ли получилось справиться с заданием?
| - Учащиеся отвечают на вопросы.
- Учащиеся анализируют свою деятельность.
| Конспект учебного занятия с использованием ИКТ
Город: Магнитогорск
МООУ «Санаторная школа-интернат №2»
Учитель-логопед: Полуэктова Екатерина Николаевна
Класс: 2-3 класс
Тема логопедического занятия: «Транспорт»
Продолжительность логопедического занятия: 40 мин.
Тип логопедического занятия: групповое
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) логопедического занятия:
1. Систематизировать представления детей о разных видах транспорта, активизировать словарь по данной теме.
2. Коррекция навыка чтения.
3. Создать положительный эмоциональный фон.
Задачи логопедического занятия:
1. Развитие неречевых психических процессов.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Актуализировать словарный запас по теме.
4. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.
Оборудование: экран, проектор, тетради, ручки, цветные карандаши, раздаточный материал.
Ход логопедического занятия:
Этап логопедического занятия
| Время
| Цель
| Методы
| Формы
| Компетенция
| Используемые ИКТ
| I. Орг. момент.
| 1 мин.
| Развитие фонематического слуха.
| Словесный
| Фронтальная
| Подбор наиболее рифмующегося слова.
| Слайд 1
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Игра «Доскажи словечко»:
- Прицепившись к задней шине, Мишка едет на ...
- Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полет Винтокрылый ...
- В этом доме тишина, Много окон, дверь одна. Дом летит под небеса. За окошком вся страна. Дом отправился в полет. Значит это ...
- Мимо рощи, мимо яра, Мчит без дыма, мчит без пара Паровоза сестричка ... Кто такая? ...
- Как, одним словом назвать все добавленные вами слова?
| - Ответ детей (на машине).
- Ответ детей (вертолет).
- Ответ детей (самолет).
- Ответ детей (электричка).
- Ответ детей (Транспорт).
| II. Развитие
графомоторных навыков.
| 2 мин.
| Развитие ручной моторики.
| Инструкция
| Индивидуальная
| Знание частей машины, различение цветов и оттенков.
|
| - Обведите и раскрасьте кабину грузовика желтым карандашом, а кузов красным. Окно обведите и раскрасьте голубым карандашом. Колеса раскрасьте черным карандашом.
| - Учащиеся на своих индивидуальных карточках по инструкции логопеда выполняют задание.
| III. Развитие неречевых психических процессов.
| 3 мин.
| Умение вычленить часть из целого.
| Инструкция, опрос
| Фронтальная
индивидуальная
| Знание видов транспорта.
| Слайд 2
| - Посмотрите на экран и определите предмет по части (штурвал – корабль, крыло – самолет и т. д.).
| - Дети по части определяют, какой вид транспорта имеет эту часть в своем составе.
| IV. Дидактическая игра «Один-много-нет».
| 2 мин.
| Изменение существительных по падежам.
| Инструкция
| Индивидуальная
| Иметь представление о единственном и множественном числе.
| Слайд 3
| - Игра «Один-много-нет». Измените названия транспорта по образцу.
Образец: пароход – пароходы – нет пароходов
Лодка –
Самолет –
Вертолет –
Ракета –
| - Учащиеся по цепочке работают над словами, изменяя их.
| V. Упражнение «Почему так называется? »
| 3 мин.
| Образование сложных слов.
| Опрос
| Индивидуальная
| Понимание значения слов.
| Слайд 4
| - Прочитайте слова и объясните их значение, из каких слов они состоят. Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Самолет - сам летает. Вездеход - ... Паровоз - ... Пароход - ... Самосвал - ... Самокат - ...
| - Учащиеся по цепочке работают со словами, записывают результат в тетрадь.
| VI. Физминутка.
| 1 мин.
| Снятие мышечного утомления.
| Инструкция
| Фронтальная
|
|
| - Давайте немного отдохнем и разомнемся перед серьезной работой.
Мы ехали, ехали, К мосту подъехали Въехали, съехали Снова поехали Ехали, ехали К яме подъехали Яму объехали И к дому поехали.
| - Дети встают, имитируя руками, вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, «едут», приседают, делают поворот, «едут», останавливаются.
| VII. Упражнение «Неполные слова».
| 5 мин.
| Развитие фонематического анализа и синтеза.
| Инструкция
| Индивидуальная
| Знать названия транспорта.
|
| - У каждого на парте листок, на котором написаны слова с пропущенной буквой. Вам необходимо определить какая буква пропущена и вставить ее в слово.
Слова: ркета, парвоз, маина, автбус, поед, трктор, травай, теповоз, крабль, ветолет, лода, самолт.
| - Ученики на индивидуальных карточках вставляют в слова пропущенные буквы.
| VIII. Работа с изографом.
| 12 мин.
| Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.
| Словесный
| Индивидуальная
| Умение сравнивать и сопоставлять, выделять главное и второстепенное.
| Слайд 5
|
- Отгадайте загадки по лексической теме «Транспорт» и найдите отгадки. Слова могут располагаться в любом направлении и даже вдоль ломаной линии, но не пересекаться.
Каждый учащийся в своей карточке цветными карандашами выделяет отгадки
Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам, Ходят красные дома. (трамвай)
Винт раскручу – В небеса улечу. (вертолет)
Ни о чем, не беспокоясь, Под землёй несёт нас поезд. (метро)
Какой железной птице, В небо нужно взвиться? (самолет)
Два колеса, мотор. Вперёд нас конь железный понесёт. (мотоцикл)
Провода над ним висят. В них его-то сила вся. Он рогами их коснётся И по улице несётся. (троллейбус)
Резиновые лапы, Железные латы. В нём папа, Едет куда-то. (автомобиль)
Он не троллейбус, не трамвай, А пассажиров возит. Его скорее называй – Тебя мы очень просим. (автобус)
|
| IX. Работа с предложением и текстом.
| 10 мин.
| Коррекция навыка чтения.
| Инструкция
| Фронтальная, индивидуальная
|
| Слайд 6-8
| а) Составьте предложения из слов, написанных на отдельных карточках, изменяя их по смыслу. Получившиеся предложения запишите в тетрадь.
Машина, ехать, по, городской, улица.
Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, автобус.
б) Посмотрите на экран, прочитайте написанный наоборот отрывок, по словам.
Дзеоп лидоху ьнечо ондзоп, он ьзовкс еынрёч анко куЧ и кеГ ирп едзеъто огечин огонсеретни ен иледиву. зереЧ еонженс еонрозу онко аногав кеГ ледиву унул, ад юукат юунморго, йокак в евксоМ и ен теавыб. И адгот но лишер, отч дзеоп ежу ястичм оп микосыв марог, адукто од ынул ежилб.
– О чем прочитали?
(Поезд уходил очень поздно, но сквозь чёрные окна Чук и Гек при отъезде ничего интересного не увидели. Через снежное узорное окно вагона Гек увидел луну, да такую огромную, какой в Москве и не бывает. И тогда он решил, что поезд уже мчится по высоким горам, откуда до луны ближе.)
| - Дети составляют предложения, записывают их в тетрадь.
- Дети по цепочке читают отрывок.
- Ответы детей.
| X. Подведение итогов.
| 1 мин.
| Обобщение результатов деятельности на уроке.
| Рефлексия
| Индивидуальная
| Уметь давать самооценку.
|
| - Вспомните, о чем мы сегодня говорили? Что запомнили?
- У всех ли получилось справиться с заданием?
| - Учащиеся отвечают на вопросы.
- Учащиеся анализируют свою деятельность.
| |
|
|