|
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений умк под редакцией БабпйцевойВ. В В мире синтаксиса и пунктуации. 9-й класс Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г.Паустовский Цели урока
Учебные.
Повторить сведения об обособленных и однородных членах предложения, вводных словах, обращении, типах подчинительной связи, сложных предложениях.
Знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции;
Применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.
Обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе обучения в 8-9 кл.
Закрепить навыки пунктуации в простых и сложных предложениях.
Развивающие.
Развитие творческих способностей.
Развитие умения работать как самостоятельно, так и в коллективе;
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся путем переноса знаний и умений в новую ситуацию.
Воспитательные.
Содействовать в ходе урока формированию умения познавать природу и мир в целом.
Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.
Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование и оснащение.
Классная доска.
АРМ учителя
Учебный материал: Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений УМК под редакцией БабпйцевойВ.В.
Оргмомент
Постановка темы и цели урока
Слово учителя: Ребята! Посмотрите на слайд1. Прочитайте строки Паустовского, которые я предлагаю вам в качестве эпиграфа к нашему уроку.
Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г.Паустовский
Как вы думаете, над какими заданиями части В мы будем с вами работать? Какие вопросы решать?
Слайд 2. Итак тема нашего урока «В мире синтаксиса и пунктуации»
Вы уже познакомились с таким понятием, как простые осложненные предложения, сложносочиненные, бессоюзные, сложноподчиненные и сложные предложения с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о синтаксисе и пунктуации в таких предложениях. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем с предложениями и словосочетаниями, проведем работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.
Вы знаете, что вся наша страна отмечает 50-летие первого полета в космос. И сегодня на уроке вся наша работа объединена одной тематикой «Освоение космоса». Поэтому начать наш урок мне хочется строками из песни (слайд3):
Жить и верить – это замечательно. Перед нами небывалые пути. Утверждают космонавты и мечтатели, Что на Марсе будут яблони цвести.
У вас на партах текст и задания, составленные по типу тех, которые нам предлагают разработчики КИМов для проведения Государственной аттестации. Я выбрала те задания части В, которые у вас «западали». Мы с вами работали над этими темами, и сегодня вам предстоит показать, как вы их освоили. Итак, давайте прочитаем текст.
Текст для анализа (1) В своих мечтах, воплощённых в сказках, легендах, фантастических романах, человечество уже давно стремилось в космос. (2) Об этом свидетельствуют и многочисленные (как правило, неосуществимые) изобретения прошлого. (3) Рассказы о полёте в небо встречаются уже в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских и иранских легендах. (4) В древнеиндийской поэме «Махабхарата» содержатся наставления для полёта на Луну. (5) Широко известен греческий миф о полёте к Солнцу Икара на крыльях, скрепленных воском. (6)Полёт к Луне на крыльях описал Лукиан Самосатский (II в. до н. э.).
(7)Когда археологи, производя раскопки легендарной Ниневии, наткнулись на библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала, то среди тысяч глиняных табличек, испещренных клинописью, нашли и ту, что поведала легенду об Этане, верхом, на орле, воспарившем в небо. (8) С рождения легенды прошло более четырех тысяч лет. (9)И только 50 лет назад человечество сделало свой первый шаг навстречу звездам, а легенда воплотилась в жизнь.
(10) В 20-х гг. XX в. были основаны первые общества космоса: в СССР (1924), Австрии (1926), Германии (1927), Великобритании и США (1930).
(11) Целью этих обществ была пропаганда идей космоса и содействие решению практических проблем в этой области. (12) В СССР работы в области ракетной техники начаты в 1921 году. (13)Основоположником практической космонавтики является Сергей Павлович Королев.
(14)Если говорить про саму идею реактивного движения и первую ракету, то эта идея и её воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э.
(15) В 19 веке в России Н. Тихомиров вслед за К. Циолковским занимался изучением, созданием реактивной ракеты. (16)В 1912 году, когда он представил морскому министерству проект реактивной ракеты, это стало прорывом.
(17)12 апреля – день космонавтики.
(18) Гагаринский старт был рассчитан на 10 запусков, но с него уже стартовало более 400 ракет, на борту которых находились люди, дерзнувшие бросить вызов земному притяжению.
(19) Корабль отрывается от земли, и астронавты отправляются в путешествие на орбиту нашей планеты.
(20)К концу 2007 года в космосе побывали граждане 35 государств; только три страны (Россия, США и Китай) имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты.
(21) 108 космонавтов из России побывали на орбите, более 300 астронавтов США изучали космическое пространство, в последние десятилетия появились космические туристы.
А сейчас выполним тестовые задания Слайд4.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. В своих мечтах,(1) воплощённых в сказках, (2) легендах,(3) фантастических романах,(4) человечество уже давно стремилось в космос. Об этом свидетельствуют и многочисленные (как правило,(5) неосуществимые) изобретения прошлого. Слайд5. В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. 12 апреля –(1) день космонавтики.
Гагаринский старт был рассчитан на 10 запусков,(2) но с него уже стартовало более 400 ракет, (3) на борту которых находились люди, (4) дерзнувшие бросить вызов земному притяжению.
Корабль отрывается от земли,(5) и астронавты отправляются в путешествие на
орбиту нашей планеты.
Слайд6. В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного бессоюзного предложения. К концу 2007 года в космосе побывали граждане 35 государств; (1) только три страны (Россия,(2) США и Китай) имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты.
108 космонавтов из России побывали на орбите, (3) более 300 астронавтов США изучали космическое пространство, (4) в последние десятилетия появились космические туристы. Слайд7. В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Если говорить про саму идею реактивного движения и первую ракету, (1) то эта идея и её воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э.
В 19 веке в России Н. Тихомиров вслед за К. Циолковским занимался изучением, (2) созданием реактивной ракеты.
В 1912 году,(3) когда он представил морскому министерству проект реактивной ракеты,(4) это стало прорывом. Слайд8. В8. Замените словосочетание ОБЩЕСТВА КОСМОСА (предложение 11), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Слайд9. В8. Замените словосочетание ЗЕМНОМУ ПРИТЯЖЕНИЮ (предложение 18), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Слайд10. В10. Среди предложений 1- 6 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Слайд11. В11. Среди предложений 17 – 20 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. Слайд12. В13. Среди предложений 18 – 20 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. На следующих слайдах помещен справочный материал для повторения темы «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными». Слайды 13 – 16 Вспомнили? А теперь Слайд17. В14. Среди предложений 5—9 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Слайд18
Определите вид подчинения
1.Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что С. Королев- конструктор и основатель советской космонавтики. (Однородное) Слайд19
2.Валентина Терешкова открыла путь к звёздам, так как стала первой женщиной- космонавтом, которой восхищались миллионы людей во всем мире. (Последовательное) Слайд20
3.Когда посещаешь музей космодрома Байконур, как бы становишься астронавтом, потому что видишь уникальные предметы космического быта: скафандры, пищу, космическое кресло. (Параллельное) Итак, а сейчас поменяйтесь работами, мы проведем с вами взаимопроверку.
Слайд21 Ответы на слайде
В5
| 5
| В6
| 2,3,5
| В7
| 1,3,4
| В7
| 1,3,4
| В8
| Космические(ое) общества(о)
| В8
| Притяжению Земли
| В10
| 1,3
| В11
| 18
| В13
| 20
| В14
| 7
| 1.
| Однородное
| 2.
| Последовательное
| 3.
| Параллельное
| 11-13— «5»
8-10 – «4»
5- 7 – «3»
0 – 4 – «2»
Прежде, чем перейти к следующему этапу нашей работы, хочу поведать вам один исторический эпизод, чтобы вы представили себе отношение властей к мечте о космическом путешествии в середине XIX века.
Слайд21
1848 год. Скромная фраза в отделе хроники газеты «Московские губернские новости». Тогда эти строчки могли и не привлечь внимания, символическими они стали гораздо позже, попавшись на глаза одному историку, рывшемуся в архивах. А написано было следующее: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полете на Луну сослать в отдаленное поселение…» Спустя 100 лет название данного поселения стало известно всему миру, вспомните его название….(Байконур).
А теперь я предлагаю вам и поиграть, и заработать баллы, особенно тем, кто хочет повысить свою оценку, заработанную за тест. Внимание на экран. Выбирайте тему, которую усвоили лучше других и вперед, за пятерками!
Презентация . «Своя игра»
Оцените результаты своей работы: А) я все понял и могу этот материал объяснить другому;
Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;
В) для полного понимания мне нужно повторить тему;
Г) я ничего не понял. Домашнее задание
Перед вами текст (знаки препинания расставлены не все).
В необъятной Вселенной пока что известен один крохотный уголок где может жить человек. Это наша Земля средняя по размерам и массе планета с воздушной оболочкой кружащая не слишком далеко и не слишком близко от своей звезды – Солнца. Здесь мы в безопасности – атмосфера защищает нас от грозного невидимого дыхания космоса и ударов метеоритов нам не грозят ни испепеляющий жар ни смертельный мороз. Маленький островок жизни в беспредельном космическом океане колыбель человечества его единственное пристанище...
Но представьте на мгновение что вдруг на одной из космических трасс вы встретились с кораблем дружественных инопланетян. Во время переговоров они захотели узнать, кто вы откуда и что же это за планета – Земля? Что вы сможете рассказать о нашей родной прекрасной планете пришельцам из космоса? Задания:
1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.(Схемы предложений 1 абзаца) 2) В чем философский смысл текста? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?
Напишите небольшое сочинение – размышление на тему «Что же это за планета – Земля?»
|
|
|