Главная страница

Развитие критического мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания



Скачать 26.82 Kb.
НазваниеРазвитие критического мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания
Дата06.04.2016
Размер26.82 Kb.
ТипДокументы

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления предусматривает не только активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение оттого, что они усвоили с собственным опытом, а так же сравнение усвоенного с другими исследованиями в области физической культуры. Целевыми ориентирами данной методики являются:

- активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;

- формирование исследовательских навыков, включающих в себя умение ориентироваться в источниках информации, «отсеивать» второстепенную информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Организация урока по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность отличается от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают услышанное. Основой организации учебного процесса является работа учащихся в динамических парах и группах.

Формы построения урока:

Групповая:

- группы получают одно и то же задание;

- группы получают разные задания

- группы получают разные задания, но работают на общий результат;

Роль учителя состоит в том, чтобы не допустить отклонений от основных задач урока, акцентировать внимание на главном в содержании занятия, при необходимости выдвигать проблемные вопросы, сталкивать мнения, различные точки зрения, привлекать к обсуждению возможно большее число участников.

«Квадратичная». Класс делится на четверки, у каждого ученика номер, от первого до четвертого. Каждый член группы должен разобраться со своей частью, а остальные помогут ему по очереди. Ученику нужно освоить свое задание, выработать свое мнение, выразить себя ясно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учитель в основном координирующая.

Игровая форма. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: цель перед учениками ставится в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Индивидуальная форма. Для этого каждому ученику учитель определяет индивидуальный образовательный маршрут – это структурная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения, как способ индивидуального освоения одного из разделов программы, разбитые на небольшие блоки. Наряду с посещением уроков по данной теме, ученик может заниматься и во внеурочное время. В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Роль учителя направляющая.

Если с раннего детства включать детей в исследовательскую деятельность, у них развиваются пытливость ума, критичность мышления, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся чертами личности человека.

Список литературы:

1. Клустер Д. Что такое критическое мышление. - М.: ЦГЛ, 2005.—С. 5—13.

2. Шакирова Д. М. Формирование критического мышления учащихся

и студентов в условиях модернизации образования.- Казань, 2004. . —С.58.