Главная страница


Урок химии в 8 классе тема урока «Кислоты в свете тэд, их классификация и свойства» Подготовила: Сиротина Е. Н., учитель химии



Скачать 135.18 Kb.
НазваниеУрок химии в 8 классе тема урока «Кислоты в свете тэд, их классификация и свойства» Подготовила: Сиротина Е. Н., учитель химии
Дата24.02.2016
Размер135.18 Kb.
ТипУрок

Урок химии в 8 классе

ТЕМА УРОКА «Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства»

Подготовила: Сиротина Е.Н., учитель химии

ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов

1.Образовательные

  • Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот в свете ионных представлений.

2.Развивающие

  • Учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умение добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

  • Коммуникативные: навыки работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умение ответить на поставленный вопрос;

  • Информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные

Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к познаниям, соблюдения правил безопасного обращения с веществами.
ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок - практикум (исследование)

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

Определение понятий – кислоты как электролита

Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;

Уравнения реакций ионного обмена;

Проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

Пользоваться таблицей растворимости, рядом напряжения металлов.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ:

1.По источнику знаний:

Словесные (беседа, объяснение, чтение);

Наглядные (компьютерная презентация);

Практические (работа с заданием по тексту учебника, слайда, инструкции, выполнение устных и письменных, экспериментальных заданий)

метод активного обучения (игры)

2.По характеру познавательной деятельности учащихся:

Частично-поисковый

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ:

    1. компьютер, колонки, медиапроектор, экран;

    2. презентация к занятию, видеосюжет «Взаимодействие серной кислоты с оксидом мед (II)»;

    3. раздаточный материал для каждого ученика: рефлексивный лист учета знаний, инструкция «Лабораторная работа по теме: «Химические свойства кислот»;

    4. рабочая тетрадь;

    5. учебник «Химия. 8 класс» О.С. Габриелян

6.Оборудование и реактивы:

лабораторная работа (штатив с пробирками, растворы: НCl, КOH, AgNO3; Zn,Cu , метилоранж, фенолфталеин);

демонстрация (H2SO4, H3 РO4, НCl)

7.Таблицы: электрохимический ряд напряжений металлов, растворимость кислот, оснований и солей в воде, цвет индикаторов в различных средах

ПРИМЕЧАНИЕ:

Презентация создана в среде приложения Office Ms Power Point, включает 24 слайдa. Демонстрация объектов слайдов происходит с использованием режима анимации, управление выходом объектов на слайд и смена слайдов осуществляется учителем по ходу урока.

СТРУКТУРА УРОКА

1.Мотивация. Актуализация знаний учащихся (3мин.)

2.Целеполагание (2мин.)

3.Усвоение новых знаний (15мин.)

4.Формирование умений и навыков. Закрепление (10мин.)

5.Промежуточный контроль полученных ЗУН (5мин.)

6.Итог. Рефлексия (4мин.)

7.Домашнее задание (1мин.)

Ход урока
1.Мотивация Актуализация знаний учащихся (слайд № 5)

Цели: Организовать начало урока, обеспечить положительную мотивацию учащихся и потребность решать поставленную проблему.

Методы и приемы: Проблемный вопрос, наглядный, беседа

Форма организации: фронтальная

У. В сказке «Хрустальный лак» П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него всё до капельки видно. И станет та рисовка либо картинка, как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом её не берёт. Ну, конечно, ежели «царской водкой» либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспорить, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут». Как видите, мастеровые Урала ещё в ХIХ в. были с кислотами на «ты».

Объясните, о каких химических соединениях и свойствах ведёт речь рассказчик (учащиеся приходят к выводу, что это кислоты; свойства, о которых идет речь, они не знают и хотели бы узнать)

Тема урока «Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства»

(слайд № 1).

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь
2.Целеполагание (слайд № 6).

Цели: Определить цель и задачи урока

Методы и приемы: беседа с использованием листа учета знаний

Форма организации: фронтальная
У. Определим цель и задачи урока. Пользуясь листом учета знаний, сформулируйте, какие задачи для себя вы ставите на уроке, и оцените свои знания по предложенной теме в конце урока.

(Лист учета знаний помогает сделать процесс обучения целенаправленным при изучении темы)

Лист учета знаний учащегося по теме:

«Кислоты, их классификация и свойства в свете ТЭД»

п/п

Знания, умения

Самооценка

Знаю хорошо

Частично

Не знаю

Оценка

I

Я буду знать:
















  • Определение понятий кислоты

  • Признаки классификации кислот

  • Химические свойства кислот с точки зрения ТЭД













II

Я буду уметь













1

Давать характеристику кислоте, используя различные признаки классификации













2

Пользоваться таблицей растворимости













3

Составлять уравнения реакций ионного обмена













4

Проводить реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами














Учащиеся формулируют цель и задачи урока, учитель корректирует.
У. Как видите, вам предстоит очень серьезная, но интересная работа, знания каких тем помогут нам в этом?

Учащиеся (ТЭД )
3.Усвоение новых знаний

Цели: Научиться распределять кислоты по признакам классификации

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический (учебник, рабочая тетрадь)

Форма организации: фронтальная
3.1 Классификация кислот (слайд № 7)

Цель: научиться разделять кислоты по признакам классификации
Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический (учебник, письменная работа в рабочей тетради)

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (взаимопроверка)
А) Демонстрация коллекции кислот: серной, соляной, фосфорной
Задание: по каким признакам отличаются кислоты?
У. Одной из задач урока является научиться давать характеристику кислоте, используя различные признаки классификации. Чтобы выполнить задание необходимо изучить материал в учебнике.

Б) Рассмотрите таблицу 10, стр. 157 в §38
Задание: Дайте характеристику кислотам по признакам классификации

В) Рабочая тетрадь стр.142 №1 ( взаимопроверка )

ключ для проверки (слайд № 8)

Признак классификации

Название и формула кислоты

серная кислота

соляная кислота

Фосфорная кислота

Наличие кислорода в кислотном остатке

кислородсодержащая

бескислородная

кислородсодержащая

Растворимость в воде

растворимая

растворимая

растворимая

Основность

двухосновная

одноосновная

трехосновная

Летучесть

нелетучая

нелетучая

нелетучая

Степень электролитической диссоциации

сильная

сильная

средней силы



3.2 Состав кислот (слайд № 9)
Цель: установить причинно-следственную связь между строением и свойствами кислот в свете ионных представлений

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический (учебник)

Форма организации: фронтальная
А) Вставьте пропущенное слово
Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа,

Катионом ……...
Б) Объясните утверждение:
Кислоты имеют ряд общих свойств
3.3 Общие химические свойства кислот (слайд 10)
Цель: изучить общие химические свойства растворов кислот по схеме, научиться пользоваться рядом напряжений металлов и таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций кислот

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический (учебник)

Форма организации: фронтальная, парная

У. Какими бы разными ни были кислоты, все они образуют при диссоциации катионы водорода, которые и обуславливают ряд общих свойств. Наша задача выяснить какие это свойства.

А) Работа со слайдом

Задание:

1.Назовите общие химические свойства кислот

2.Назовите условия, при которых возможны реакции представленные в схеме

Б) Источник информации: учебник § 38 на стр. 211-213 рассмотрите схему, электрохимический ряд напряжения металлов, таблица растворимости кислот, солей, оснований в воде

Условия протекания химических реакций для кислот

    1. М находиться в ряду напряжений металлов до водорода;

    2. В результате реакции должна получиться растворимая соль

    3. В реакцию вступает растворимая кислота

    4. Концентрированный раствор серной и раствор азотной кислоты любой конценцентрации

    5. взаимодействует с М иначе.

  • Взаимодействие кислот с солями


4.Формирование умений и навыков. Закрепление (слайд 11-12)
4.1 Цель: умение учитывать условия, при которых возможно протекание химических реакций кислот

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический, игровой
Форма организации: фронтальная, парная

А) Работа со слайдом

Задание:

1.Помоги Клаве Ошибкиной дать озаглавить группы веществ.

2.Объясните взаимосвязь общих названий с классом кислот.

Учащиеся Кислоты взаимодействуют с веществами: с индикаторами, металлами, оксидами металлов, основаниями, солями.
4.2 Цель: Экспериментально изучить химические свойства кислот

Методы и приемы: словесный, практический (ученический эксперимент)
Форма организации: парная
У. Сейчас вам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.
У. Прочитайте тему лабораторной работы, уясните цель. Соблюдайте правила техники безопасности. Чтобы не повторить ошибок, которые были допущены учеными - химиками.

« Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притертой пробкой. «Ну – ка, обнажи руку», говорит он Фогу и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли жжет? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту».

Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? Конечно, неправильно, после пробы у Фога долго болела рука, и оставался белый шрам.

У. Давайте вспомним, как обращаться с кислотами и другими реактивами? (Ученики повторяют правила обращения с реактивами)

Учащиеся выполняют лабораторную работу, пишут уравнения реакций в тетрадь.

У. После проведения опыта вызывает учащихся к доске для отчета о результатах эксперимента (запись уравнений реакций в молекулярном и ионном видах, формулировка вывода об изученном свойстве кислоты). Оценивает ответы учащихся.
Инструкционная карта (слайд 13)

Лабораторная работа

По теме: «Химические свойства кислот»

Цель: проделать реакции, характерные для кислот на примере серной кислоты, сделать вывод о химических свойствах кислот, закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Ход работы

Опыт 1. Качественная реакция на катион водорода в кислоте

1.Раствор соляной кислоты налейте в чистую пробирку.

2.Прилейте к кислоте несколько капель индикатора метилоранжа.

Признак реакции…..

Вывод: Растворимые кислоты действуют на индикатор ( индикатор изменяет окраску).
Опыт 2. Взаимодействие кислот с металлами

1.В пробирке № 1 находятся гранулы цинка, в пробирке №2 находятся кусочки медной проволоки

2.Налейте в пробирки №1 и №2 два миллилитра раствора соляной кислоты.

Признак реакции…….

Напишите молекулярное уравнение реакции

Zn + НСl =

Вывод: Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до __________ (Реакция замещения)
Опыт 3. Взаимодействие кислоты с оксидом металла (видеосюжет)

Запишите уравнение реакции между веществами в молекулярном виде

Вывод: Кислоты взаимодействуют с оксидами металлов с образованием соли и воды. (Реакция обмена)
Опыт 4. Взаимодействие кислот с основаниями

1.В пробирке № 3 находиться гидроксид калия, добавьте к нему несколько капель фенолфталеина, а затем соляную кислоту.

Признак реакции…….

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.

Вывод: Кислоты взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды. (Реакция обмена, нейтрализации).
Опыт 5. Взаимодействие кислот с солями

1.В пустую пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты.

2.Добавьте 2-3 капли раствора нитрата серебра

Признак реакции …….

Запишите уравнение реакции в молекулярном виде и ионном видах

Вывод: Кислоты взаимодействуют с солями с образованием новой кислоты и новой соли, при условии, что образуется газ или осадок. (Реакция обмена)
Учащиеся записывают уравнения и формулируют вывод.

Учащиеся делают общий вывод: Кислоты проявляют общие химические свойства и вступают в реакции с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями
5.1 Промежуточный контроль полученных ЗУН (слайд 14-18)

5.1 Цель: установить уровень усвоения типичных свойств кислот

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический

Форма организации: фронтальная

Задание:

1.Используя слова: Действие или Взаимодействие, озаглавьте процесс, который может протекать между веществами, изображенными на фотографиях

2.Ответьте на вопросы.
5.2 Цель: умение учитывать необходимые условия при которых реакции кислот возможны (слайд 19-21)

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический, игровой
Форма организации: фронтальная
У. В нашей лаборатории расцвел химический цветок (на лепестках формулы: Au, Al, СаO, CO2, NaOH, KCl, BaCl2 , H2СO3 , Na2SiO3 и слово лакмус). Погадайте, какие вещества «не любит» серная кислота. Отрываем ненужные лепестки.

Задание:

Запишите в тетрадь формулы веществ, с которыми взаимодействует серная кислота

Ключ ответа: Al, CaO, NaOH, BaCl2, лакмус.

Критерии оценки: «5»-5правильных ответа; «4»-4правильных ответа; «3»-3 правильных ответа; «2»-1-2 правильных ответа

Учащиеся отрывают лепестки и дают пояснение
6.Итог. Рефлексия (слайд 22)

Цель: оценить уровень ЗУН по изученной теме определить, что необходимо отработать при выполнении домашнего задания

Методы и приемы: словесный, практический

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

А) заполните лист самооценки учета знаний (+,-)

Учащиеся оценивают свои знания по изученной теме, заполнив графу «самооценка» в листе учета знаний.

У. Подводит итог урока.

Б) Продолжите предложение:

Мне не удалось …

Меня удивило…

Мне понравилось…

Мне надо поработать над…

Я могу похвалить себя за…

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?

Благодарю за работу.

У. Вы выполнили поставленные перед собой задачи. Знания о свойствах кислот вам пригодятся при выполнении упражнений на следующем уроке.
7.Домашнее задание (слайд 23)

Цель: Ознакомить учащихся с домашним заданием.

Запись в дневнике:

§ 38, рабочая тетрадь стр.142 №1 (закончить заполнение таблицы)

Устный комментарий учителя: напишите уравнения реакций серной кислоты с веществами, которые остались (игра «Гадание на химическом цветке») в молекулярном и ионном виде.

Дополнительно: Используя различные источники информации подготовить сообщение по теме «Применение кислот»