|
Урок окружающего мира в 3 «А» классе Учитель: Головко Е. В. Методист: Пищулина Н. И. Студентка: Рябко Валерия у-13 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок окружающего мира в 3 «А» классе
Учитель: Головко Е. В.
Методист: Пищулина Н. И.
Студентка: Рябко Валерия У-13
Дата проведения: 20.10.2015
| Тема
| Разнообразие растительного и животного мира Краснодарского края.
| Педагогическая цель
| Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Растения и животные Краснодарского края»
| Тип урока
| Закрепление ранее изученного материала.
| Планируемые результаты
(предметные)
| Расширение знаний о растениях и животных Краснодарского края; формирование представления о ценности для человека мира животных; углубление знаний о Красной книге Кубани;
| Универсальные учебные действия
(метапредметные)
| Регулятивные – умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность.
Познавательные - воспитание бережного отношения к природе, развитие культуры речи учащихся; способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
Коммуникативные - умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах; развивать коллективно-творческие способности, речь, мышление, умение работать с картой Краснодарского края, расширять кругозор.
| Основное содержание темы, понятия и термины
|
| Образовательные ресурсы
| Борисов В.И. «Занимательное краеведение»; Волина В. «Загадки от А до Я.»; Красная книга Краснодарского края; Плотников Г.К. «Животный мир Кубани».
М/м презентация, ПК, проектор, колонки, аудио композиции, голоса птиц ,карта Краснодарского края, видео ролик.
| ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы проведения урока
| Методы и приемы работы.
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)
| Содержание взаимодействия с учащимися
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| I. Организация начала урока.
Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
| Фронтальная, индивидуальная; словесный.
1) Приветствие.
2) Эмоциональный настрой.
3) Проверка готовности к уроку
| Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок кубановедение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.
- Проверьте, всё ли необходимое у вас на столах: рабочая тетрадь и пенал.
| Представляется, настраивает учащихся на работу на уроке.
Проверяет готовность к уроку.
| Настраиваются на работу на уроке.
Проверяют свою готовность к уроку.
| Личностные, коммуникативные, регулятивные
| II. Постановка учебной задачи
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический.
1) Формулировка темы и целей урока.
| Посмотрите вокруг – Зачарует краса: Нету края прекраснее нашего! Золотятся хлеба, Зеленеют леса, Даль морская лазурью окрашена…
- Сегодня мы закрепим полученные вами знания о растительном и животном мире Краснодарского края очень интересным способом! Наш урок пройдёт в видоизменённой форме игры «Поле Чудес». Объясняю правила: класс делится на 3 команды. Игра состоит из четырёх туров. В каждом – своё задание! Заключительным этапом будет супер игра! Следует быть внимательными, спокойными! Желаю вам удачи и сообразительности!
| Сообщает тему, форму и цели урока.
| Узнают тему, форму и цели урока.
| Регулятивные.
| III. Закрепление изученного материала.
Цель: даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
| Фронтальная, групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический.
1)Разминка.
| - В качестве разминки предлагаю вот такие занятия: давайте вспомним, в каких природных зонах находится наш край?
Каждая команда разгадывает кресс-кросс в течение 2 минут: карандашом обвести названия природных зон (степь, лесостепь, лес, горы, Черноморское побережье)
л
| е
| с
| о
| с
| т
| е
| п
| ь
| м
| о
| р
| е
| п
| о
| т
| ж
| ш
| к
| и
| п
| а
| р
| и
| г
| г
| о
| ч
| е
| р
| н
| о
| м
| о
| р
| с
| к
| о
| е
| я
| к
| п
| о
| б
| е
| р
| е
| ж
| ь
| е
| д
| р
| с
| я
| ь
| т
| к
| у
| б
| ы
| ш
| к
| а
| ы
| ь
| - На столе у каждой команды лежит листочек. Необходимо расставить буквы в правильном порядке, распределить на две группы и найти лишнее слово. Даётся 2 минуты.
узбр (зубр)
| убд (дуб)
| ишопвник (шиповник)
| демевьд (медведь)
| арчцбе (чабрец)
| снло (слон)
|
|
|
|
| 1) Интеллектуальная игра «Поле Чудес». Первый тур.
| - Итак, задание на первый тур. Когда говорят о России, то всегда вспоминается берёзка. А какое дерево является символом Кубани? - Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю отгадать загадки. Первые буквы ответов помогут вам собрать слово.
Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква) Ветер дунул - улетел. (Одуванчик)
Посадили зернышко — вырастили солнышко. (Подсолнух)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
- Да, действительно, тополь можно назвать символом Кубани. Одно из стихотворений в нашего кубанского поэта Виктора Стефановича Подкопаева так и называется «Край наш тополиный».
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный –
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш - Краснодарский!
| Проводит интеллектуальную игру «Поле Чудес»: читает задания, предлагает отгадать загадки, разгадать ребусы.
| Участвуют в игре, обсуждают ответы в команде, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.
| Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
|
| 2) Второй тур.
| - Задание второго тура: маис – одно из древнейших культурных растений. Различным индийским племенам оно было хорошо известно уже 7 тысяч лет назад. Многочисленные его останки находили археологи в индийских захоронениях. Как в наше время называется это растение? - Для вас этот ребус будет подсказкой.
- А знаете ли вы, что воробьям нравится не всякий сорт кукурузы? Если рядом с домом посадить сахарную или рисовую кукурузу, то они её не тронут. Они отправятся на поиски другого сорта (например, Конский зуб). А ведь сахарная гораздо слаще и вкуснее! Из кукурузных стеблей, стержней початков и обёрток вырабатывают бумагу, линолеум, вискозу, изоляционные материалы, искусственные пробки и киноплёнку.
|
| 3) Третий тур.
| - Задание следующего, третьего тура: что на Кубани сажали в землю, приговаривая так:
« Не будь голенаста, будь пузаста;
Не будь пуста, будь туга;
Не будь стара, будь молода;
Не будь мала, будь велика»
- Вот вам подсказка: я быстро назову города Краснодарского края, первые буквы которых и построят наше слово. Слушайте внимательно! Краснодар, Абинск, Приморско – Ахтарск, Усть – Лабинск, Сочи, Тимашевск, Анапа.
- Наши предки славяне выращивали капусту с IХ века и первыми изобрели способ её заквашивания. Сок капусты улучшает пищеварение человека и обогащает организм витаминами.
В народе говорят, что «капуста пьёт, как лошадь». В самом деле, каждое взрослое растение поглощает и испаряет в жаркое время до ведра воды в день. Поэтому капусту обильно поливают, а для сохранения почвенной влаги землю между рядами рыхлят.
|
|
| Физкультминутка
Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.
| Фронтальная. Практический.
1) Физминутка.
| - Мы немного отдохнём и проведём физкультминутку.
| Проводит физкультминутку.
| Выполняют упражнения физкультминутки.
| Личностные, коммуникативные.
|
| 4)Четвёртый тур.
| - Задание следующего тура: это животное открытых просторов, степных раздолий. Днём они отдыхают, а в сумерках покидают лёжки и отправляются на длительные поиски корма. Летом питаются различными травами, а зимой корой лиственных деревьев. Врагов у них очень много. Поэтому все тело этих животных приспособлено к бегу. Передняя пара ног служит опорой для задних. Передвигаться шагом эти животные не способны. А их глаза не зря называют “косыми”, они видят не только вперед и в стороны, но даже и не много назад. (Заяц)
|
|
|
|
| 5)Супер игра.
| - Пришло время супер игры. Задание очень сложное!
Следует отгадать три загадки, героями которых будут животные из Красной Книги Краснодарского края.
По тёмному небу
Ты долго летала,
Потом ты, наверное,
Очень устала
И вниз головою
Над нами висишь. (Летучая мышь)
Маленький вертолёт
Летит назад и вперёд.
Большие глаза. Кто ж она? (Стрекоза)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
- Скажите, а на территории Краснодарского края есть заповедники? Молодцы, ребята! Как же хорошо, что вы такие сообразительные и дружные!
|
|
|
| V. Итог урока.
Этап рефлексии.
Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
| Фронтальная, индивидуальная; словесный, практический.
1) Подведение итогов урока.
2) Рефлексия.
3) Домашнее задание.
| - Сегодня вы отлично потрудились! Как звучала тема урока? Что мы делали на уроке? Чему научились? Что вам больше всего понравилось?
- Проведём небольшой анализ вашей работы: если вы довольны работой на уроке – хлопните в ладоши, а если наоборот – топните ногой.
- Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из представителей растительного и животного мира, занесенном в Красную книгу Краснодарского края.
- Урок окончен! До свидания!
| Подводит, совместно с учащимися, итоги урока. Проводит рефлексию.
| Подводят итоги урока, отвечая на вопросы.
Анализируют собственную работу на уроке.
| Личностные, регулятивные, познавательные.
| Учитель ___________________________ Головко Е.В.
Методист __________________________ Пищулина Н. И. |
|
|