|
Урок по физике для 8-го класса по теме "Действие электрического тока"
|
|
Урок по физике для 8-го класса по теме "Действие электрического тока"
Учителя физики Кужугет М.Ш. Тип урока: комбинированный, объяснение нового материала с использованием технологий критического мышления.
Цель урока. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей, проверка экспериментальных навыков.
Задачи:
1. Приобретение учащимися знаний:
о превращении энергии в элементах электрической цепи;
о тепловом, химическом, магнитном действиях электрического тока;
о методах научного познания природы: наблюдение, измерение, эксперимент;
о цикле научного познания, о месте эксперимента в нем, о соотношении теории и эксперимента.
2. Приобретение учащимися умений:
проводить наблюдения, описывать и обобщать их результаты;
планировать эксперимент, определяя оптимальное соотношение цели и средств;
отбирать приборы для выполнения эксперимента;
выполнять эксперимент;
представлять результаты наблюдений;
участвовать в дискуссии, понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
владения навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
3. Воспитание учащихся:
формирование научного мировоззрения;
отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
План урока.
Организационный момент. Приветствие.
Постановка цели урока. Определение темы урока. Разделение на группы.
Анализ понимания учащимися материала, изученного ранее.
Решение качественных задач способом ранжирования.
Постановка экспериментальных задач.
Проблемный эксперимент.
Проверка экспериментальных навыков, решение экспериментальных задач.
Самооценка и взаимооценка в группах.
Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание.
Оборудование и материалы:
раздаточный материал;
источники электрического тока, нагревательные спирали, ключи, соединительные провода, звонок, проволочный виток, электролитическая ванна, шприц, поваренная соль, электролампа, электромагнит, раствор медного купороса;
компьютерная презентация.
ТСО: компьютер.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие. (1 минута)
Обзор материала, изученного ранее на уроках. (7 минут)
Учитель. На предыдущих уроках вы разобрались в роли источника электрического тока, а также в элементах электрической цепи. Давайте разберемся, а для чего нам нужна электрическая цепь? Составим схему превращения различных видов энергии в электрической цепи. Учитель. Источник превращает энергию какого-то вида (механическая, тепловая, химическая, световая, магнитная) в электрическую, вы изучали разные источники на предыдущих уроках. А каково значение потребителя? Он превращает энергию электрического поля в тепловую, магнитную. Электрический ток в потребителе производит какое-либо действие. А вам всем легко было понять, что такое электрическое поле? А почему? Его можно увидеть, ощутить, услышать? А его действия? Как вы думаете, какую задачу мы можем поставить на этом уроке? Объявляем цель урока «Изучение действия электрического тока» и записываем ее с учащимися.
Метод «Фишбоун». Учитель. Предлагаю вам заполнить ребра «рыбы» потребителями электрической энергии, в которых проявляется действие электрического тока (никелирование ложек, утюг, электромагнит, амперметр, вольтметр, посеребрение, лампа накаливания, электрический звонок, электродвигатель, кипятильник).
Учитель. В жизни мы встречаем действия электрического тока на каждом шагу. Проверим, узнаете ли действия электрического тока (магнитное, тепловое, химическое)? Поставьте в первой колонке напротив наименования прибора V, если действие тока является тепловым, магнитное действие – VV, химическое действие – VVV. Обменяйтесь листами с соседом по парте, и пусть он поставит во второй колонке свое мнение на этот счет. Сравните свои результаты с результатами соседа по парте. Чайник
|
|
|
| Лампа накаливания
|
|
|
| Динамик
|
|
|
| Наушники.
|
|
|
| Электромагнит.
|
|
|
| Позолочение и посеребрение столовых приборов.
|
|
|
| Гальваническое покрытие автомобиля.
|
|
|
| Электрический звонок.
|
|
|
| Получение чистых металлов.
|
|
|
| Утюг.
|
|
|
| Проведение экспериментов. (10 минут)
Учитель. Теперь займемся проверкой действий тока на эксперименте.
Учащиеся объединяются в группы, состоящие из 4 человек.
Каждой группе дается индивидуальное исследовательское задание. Приборы для выполнения этого задания подберите сами из предложенных на демонстрационном столе (источники электрического тока, нагревательные спирали, ключи, соединительные провода, звонок, проволочный виток, электролитическая ванна, шприц, поваренная соль, электродвигатель, электромагнит, раствор медного купороса).
Выяснить, как найти иголку в стоге сена.
Определить экспериментальную зависимость температуры воды от времени прохождения тока.
Выяснить принцип действия электрического звонка.
«Превращение цвета». Наблюдение химического действия электрического тока.
Взаимодействует ли проволочный виток, по которому течет электрический ток, с магнитным полем?
Действие электрического двигателя.
Тепловое действие электрического тока в лампе накаливания.
Разработка эксперимента.
Предварительные замечания, выдвижение гипотезы.
Проектирование опыта.
Поставить цель – проверить истинность или ложность предположения.
Проектирование приспособлений опыта.
Разработка метода исследования.
Сочетание средств опыта и методов исследования.
Влияние внешних причин на ход опыта.
| |
|
|