МБУ детский сад комбинированного вида №197 «Радуга» г.о. Тольятти
Доклад
«Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом».
Составила: воспитатель группы
«Особый ребенок 2»
Гойдина Светлана Николаевна
2013 «Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом». Познавательный интерес – это потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений.
Познавательная сфера – это совокупность познавательных процессов (память, внимание, воображение, и т.д.). Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Одним из основных достижений дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания.
Для развития памяти чаще всего мы используем следующие методы: д/и, наблюдение, рассматривание картин, рассказы воспитателя, детей, чтение художественных произведений, беседы, экскурсии.
Структура нарушений познавательной сферы при ДЦП имеет ряд специфических особенностей.
Внимание у детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
Нарушения внимания могут быть связанны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями функционирования зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, и т.д.
Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своём развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания.
Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмечается слабость активного, произвольного внимания.
Восприятие у детей с ДЦП характеризуется недостаточностью в развитии. Так, например, нистагм не даёт возможности ребёнку создать целостное представление о предмете. Образ восприятия оказывается нечетким, «рванным», фрагментарным, искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.
Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребёнку не удаётся оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.
Память включает в себя двигательную, эмоциональную зрительную, слуховую.
Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП.
Память тесно взаимосвязана с речью и мышлением, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своём становлении. Поэтому у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.
Для развития познавательных интересов используются методы, направленные на развитие познавательных процессов, в том числе и памяти. Рассмотрим наиболее часто используемые методы развития памяти с детьми.
Дидактическая игра:
Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать, как познавательный способ решения задач. Для развития памяти мы используем дидактические игры с наглядной и словесной основой.
Например наглядные: д/и «Чудесный мешочек», это старая игра, но проиграть её можно по-новому. «Чудесный мешочек» предлагает несколько мотиваций: помочь Незнайке, разделить предметы на то, что сделано руками и то, что выросло на огороде. Или: зайчик нашел под кустом «Чудесный мешочек» заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке возьму себе, а что куплено в посудной лавке, пусть остаётся в мешке, отнесу в детский сад, и дети помогут мне назвать эти предметы и рассказать о них.
Познавательный интерес дошкольников отражается в играх, рисунках, рассказах, и др. видах творческой деятельности. Д/и побуждают детей описывать предметы: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, и каких частей состоит и. т. д. Также они помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование д/игр повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Для развития памяти и внимания я использую такие игры, как: «Что исчезло?».
I способ. На столе раскладываю несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает, затем я ему надеваю повязку для глаз и убираю 1 предмет. Когда повязка снята ребенок называет, что исчезло.
II способ. На столе раскладываю несколько игрушек и предлагаю рассмотреть и запомнить. Когда ребенок отворачивается, я либо добавляю 1 игрушку, или меняю их местами. Ребенок называет что изменилось.
III способ. На столе ставятся несколько игрушек или предметов. Ребенку предлагается запомнить, в каком порядке расположены игрушки (предметы) взрослый закрывает игрушки ширмой и нарушает этот порядок. Когда ширма убирается, ребенку предлагается вернуть игрушку на прежнее место.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Это такие игры, как «Отгадай-ка?», «Назови одним словом», «Летает не летает», «Назови что нибудь? (деревянное, металлическое, меховое и.т.д.)» Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
Наиболее эффективно для развития памяти использование сравнительного наблюдения. Например: наблюдение за деревьями.
Детям предлагается вспомнить, какими деревья были в начале осени, а что стало с ними потом? На каких деревьях первыми желтеют листья, а на каких опадают самыми последними.
- Рассматривание картин.
Рассматривание картин побуждает ребенка к речевой активности. Предлагается рассмотреть две одинаковые картинки и найти различия. Развивается не только кратковременная память, но и восприятие, мышление(функция сравнения).
Чтение художественных произведений.
Продолжения чтения произведения, начатого накануне.
Читая книгу с продолжением, т.е. интересную, длинную сказку состоящую из нескольких глав. Читая с детьми ранее начатую сказку педагог предлагает вспомнить, на чем мы остановились и вспомнить краткое содержание прочитанного. Такое чтение развивает внимание, память, к тому же поддерживает интерес к этой книге, ведь ребенок в процессе чтения сопереживает героями и наверняка захочет узнать, чем закончится история приключений любимых героев.
Экскурсии.
В процессе экскурсии воспитатель помогает подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи, запомнить названия, назначение объектов.
Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье. Наиболее эффективным методом является «Метод проектов». Родители с детьми работали над проектом «Лукошко витаминов». Дети вместе с родителями сделали очень красивые поделки из овощей и фруктов, такие как: крокодил, ёжик, медведь, божья коровка и др. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка. В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнились богатым познавательным, продуктивным содержанием.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. |