|
Протокол № от 20 г «Согласовано»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ
«Рассмотрено »
Руководитель ШМО ________/Габдулбариева Р.Ш. Протокол № _____
от «_____» ________ 20 __ г
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 16» _______ / Багаутдинова Е.И./ « ____ » ________20____ г.
| «Утверждаю»
Директор
МАОУ «СОШ №16» ______ / Парфилова Н.В./ «___ » _________20___ г.
|
Рабочая программа
учебного курса по физике для 10 Б класса
учителя физики
высшей квалификационной категории
Тарзимановой Гюзели Раисовны.
Базовый уровень.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «___» августа 20___г.
20___- 20___ учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного (среднего) общего образования, учебного плана МАОУ «СОШ №16» г. Альметьевска, РТ на 2014-2015 учебный год, образовательной программы муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ, Положения о рабочей программе по учебному предмету муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16», г. Альметьевска, РТ, расписания школы, графика календарного учебного плана. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания физики.
Общими целями и задачами обучения физике в данном курсе являются:
Задачи обучения:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни
Овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.
Цели изучения физики:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Содержание планирования учебного курса.
Содержание
| Количество часов
| По примерной программе
| По рабочей программе
| 1. Физика и методы научного познания
| 2
| 2
| 2.Механика
| 24
| 30
| 3.Молекулярная физика.
| 26
| 21
| 4.Электродинамика
| 18
| 15
| Повторение
|
| 2
| ИТОГО
| 70
| 70
|
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, --поле, взаимодействие, звезда, Вселенная
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты
Смысл физических законов: Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электрические явления
Отличать гипотезы от научных теорий
Делать выводы на основе экспериментальных данных
Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Учебно – методический комплекс.
Для учителя:
1. Программа курса физики для общеобразовательных учреждений 10-11 классы. Базовый уровень. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» - М.. Просвещение 2006г.;
2. Физика / учебник 10 класс: Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий – М.: Просвещение, 2008;
3. Физика 10 - 11 класс./ дидактический материал: Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. - М.: Илекса, 2005
4. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразовательных учреждений/ составитель Г.Н. Степанова .- М.: Просвещение, 2006;
5. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П. Рымкеевич. – 14 издание, -М.: Дрофа, 2010 Для учащихся:
1.Физика / учебник 10 класс: Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий – М.: Просвещение, 2008;
2. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразовательных учреждений/ составитель Г.Н. Степанова .- М.: Просвещение, 2006;
3. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П. Рымкеевич. – 14 издание, -М.: Дрофа, 2010. Календарно-тематическое планирование
учебного материала по физике для 10 класса (2 учебных часа в неделю, всего 70 часов).
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания
| Дата проведения
| По плану
| Фактически
| Физика и методы научного познания (2ч)
| 1
| Инструктаж по ТБ. Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
| 1
|
| 02.09
|
| 2
| Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира
| 1
|
| 04.09
|
| Механика (30ч)
| Кинематика. (6 ч.)
| 3
| Механическое движение его виды. Относительность механического движения
| 1
| Материальная точка, система отсчета, путь, траектория, перемещение, координаты. Поступательное движение. Вращательное и колебательное движение
| 09.09
|
| 4
| Прямолинейное равноускоренное движение
| 1
| Средняя и мгновенная скорость Скорость.
| 11.09
|
| 5
| Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного движения»
| 1
| Ускорение, уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
| 16.09
|
| 6
| Свободное падение. Решение задач «равноускоренного прямолинейного движения»
| 1
|
| 18.09
|
| 7
| Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
| 1
| Центростремительное ускорение. Угловая скорость. Угловая и линейная скорости вращения.
| 23.09
|
| 8
| Контрольная работа №1«Кинематика»
| 1
|
| 25.09
|
| Динамика (24 ч.)
| 9
| Принцип относительности Галилея
| 1
|
| 30.09
|
| 10
| Законы динамики
| 1
|
| 02.10
|
| 11
| Вес. Невесомость
|
|
| 07.10
|
| 12
| Движение под действием силы трения
| 1
|
| 09.10
|
| 13-15
| Движение под действием нескольких сил
| 3
|
| 14.10
21.10
|
| 16
| Движение связанных тел
| 1
|
| 23.10
|
| 17
| Лабораторная работа №2 «Исследование тела под действием постоянной силы»
| 1
|
| 28.10
|
| 18
| Всемирное тяготение
| 1
| Первая космическая скорость.
| 30.10
|
| 19
| Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
| 1
|
| 11.11
|
| 20
| Лабораторная работа №3 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»
| 1
|
| 13.11
|
| 21
| Контрольная работа№2 «Динамика»
| 1
|
| 18.11
|
| 22-23
| Работа над ошибками. Законы сохранения в механике
| 2
| Законы сохранения импульса, законы сохранения энергии
| 20.11
25.11
|
| 24
| Механическая работа.
| 1
| мощность
| 27.11
|
| 25
| Превращение энергии при действии силы тяжести.
| 1
|
| 02.12
|
| 26
| Превращение энергии при действии силы упругости.
| 1
|
| 04.12
|
| 27
| Превращение энергии при действии силы трения
| 1
|
| 09.12
|
| 28
| Лабораторная работа № 4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»
| 1
|
| 11.12
|
| 29
| Лабораторная работа №5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости»
| 1
|
| 16.12
|
| 30
| Предсказательная сила законов классической механики.
| 1
|
| 18.12
|
| 31
| Границы применимости классической механики.
| 1
|
| 23.12
|
| 32
| Контрольная работа №3«Законы сохранения в механике»
| 1
|
| 25.12
|
| Молекулярная физика. (21ч)
| Основы молекулярной физики (10ч.)
| 33
| Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.
| 1
| Основное положение МКТ и их опытное обоснование Размеры и масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение.
| 13.01
|
| 34
| Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества
| 1
| Тепловое равновесие. Измерение скоростей движения молекул газа.
Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа.
| 15.01
|
| 35
| Модель идеального газа.
|
| 20.01
|
| 36
| Давление газа
|
| 22.01
|
| 37-38
| Уравнение состояния идеального газа
| 2
| 27.01
29.01
|
| 39-40
| Газовые законы
| 2
| 03.02
05.02
|
| 41
| Лабораторная работа №6 « Проверка закона Гей – Люсака»
| 1
| 10.02
|
| 42
| Контрольная работа№4 «Основы МКТ идеального газа»
| 1
| 12.02
|
| Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела (4 ч.)
| 43
| Работа над ошибками.
Строение и свойства жидкостей. Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха»
| 1
| Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха.
Кристаллические и аморфные тела. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
| 17.02
|
| 44
| Лабораторная работа №8 «Измерение поверхностного натяжения жидкости».
| 1
| 19.02
|
| 45
| Строение и свойства твердых тел
| 1
| 24.02
|
| 46
| Контрольная работа № 5 «Жидкие и твёрдые тела»
| 1
|
| 26.02
|
| Термодинамика (7 ч.)
| 47-48
| Работа над ошибками. Законы термодинамики.
| 2
|
| 03.03
05.03
|
| 49
| Теплопередача. Количество теплоты. Лабораторная работа №6 «Измерение удельной теплоты плавления льда»
| 1
| Теплоемкость.
| 10.03
|
| 50
| Порядок и хаос
| 1
|
| 12.03
|
| 51
| Необратимость тепловых процессов процессов.
| 1
| Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
| 17.03
|
| 52
| Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
| 1
| 19.03
|
| 53
| Контрольная работа № 6 «Термодинамика»
| 1
|
| 24.03
|
| Электродинамика (15ч)
| Электростатика (6 ч.)
| 54
| Работа над ошибками. Элементарный электрический заряд.
| 1
| Электрическое взаимодействие.
| 26.03
|
| 55
| Закон сохранения электрического заряда.
| 1
| Закон Кулона
| 07.04
|
| 56
| Электрическое поле.
| 1
| Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля
| 09.04
|
| 57-58
| Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора
| 2
|
| 14.04
16.04
|
| 59
| Контрольная работа №7 «Электростатика»
| 1
|
| 21.04
|
| Постоянный электрический ток (7 ч.)
| 60
| Работа над ошибками. Электрический ток.
| 1
| Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Источники тока.
| 23.04
|
| 61-62
| Работа и мощность постоянного тока
| 2
| Тепловое действие электрического тока.
| 28.04
|
| 63-64
| Закон Ома для полной цепи
| 2
|
| 30.04
05.05
|
| 65
| Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
| 1
|
| 07.05
|
| 66
| Контрольная работа № 8 «Законы постоянного тока»
| 1
|
| 12.05
|
| Электрический ток в различных средах (2 ч.)
| 67
| Работа над ошибками. Электрический ток в различных средах
| 1
| Электрический ток в металлах. Сверхпроводимость. Полупроводники. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах.
| 14.05
|
| 68
| Плазма
| 1
| 19.05
|
| 69
| Итоговая контрольная работа
| 1
| 21.05
|
|
70
| Повторение курса
| 1
| 26.05
|
|
График контрольных и лабораторных работ
№ п/п
| Лабораторная работа
| Контрольная работа
| Сроки
|
| Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного движения»
|
| 16.09
| 1
|
| Контрольная работа №1«Кинематика»
| 25.09
| 2
| Лабораторная работа №2 «Исследование тела под действием постоянной силы»
|
| 28.10
|
| Лабораторная работа №3 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»
|
| 13.11
|
|
| Контрольная работа№2 «Динамика»
| 18.11
|
| Лабораторная работа № 4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»
|
| 11.12
|
| Лабораторная работа №5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости»
|
| 16.12
|
|
| Контрольная работа №3«Законы сохранения в механике»
| 25.12
|
| Лабораторная работа №6 « Проверка закона Гей – Люсака»
|
| 10.02
|
|
| Контрольная работа№4 «Основы МКТ идеального газа»
| 12.02
|
| Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха»
|
| 17.02
|
| Лабораторная работа №8 «Измерение поверхностного натяжения жидкости».
|
| 19.02
|
|
| Контрольная работа № 5 «Жидкие и твёрдые тела»
| 26.02
|
|
| Контрольная работа № 6 «Термодинамика»
| 24.03
|
|
| Контрольная работа №7 «Электростатика»
| 24.04
|
| Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
|
| 07.05
|
|
| Контрольная работа № 8 «Законы постоянного тока»
| 12.05
|
Лист корректировки рабочей программы
Класс
| Название раздела, темы
| Дата проведения по плану
| Причина корректировки
| Корректирующие мероприятия
| Дата проведения по факту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|