|  | Протокол № от 20 г «Согласовано»| 
 Муниципальное автономное образовательное учреждение
 
 «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ
 
 
      | «Рассмотрено »
 
 Руководитель ШМО
 ________/Габдулбариева Р.Ш.
 Протокол № _____
 
 от «_____» ________ 20 __ г
 
 
 | «Согласовано»
 
 Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 16»
 _______ / Багаутдинова Е.И./
 « ____ » ________20____ г.
 
 | «Утверждаю»
 
 Директор
 
 МАОУ «СОШ №16»
 ______ / Парфилова Н.В./
 «___ » _________20___ г.
 
 
 |  
 
 Рабочая программа
 
 учебного курса по физике для 10 Б класса
 
 учителя физики
 
 высшей квалификационной категории
 
 Тарзимановой Гюзели Раисовны.
 
 Базовый уровень.
 
 Рассмотрено на заседании
 
 педагогического совета
 
 протокол №1
 
 от «___» августа 20___г.
 
 20___- 20___ учебный год
 
 Пояснительная записка
 
 Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного (среднего) общего образования, учебного плана МАОУ «СОШ №16» г. Альметьевска, РТ на 2014-2015 учебный год, образовательной программы муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ, Положения о рабочей программе по учебному предмету муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16», г. Альметьевска, РТ, расписания школы, графика календарного учебного плана. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
 
 Общая характеристика учебного предмета
 
 Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
 
 Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
 
 Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
 
 Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
 
 При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания физики.
 
 Общими целями и задачами обучения физике в данном курсе являются:
 
 Задачи обучения:
 
  Приобретение  знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни
 
Овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности
 
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.
 
 Цели изучения физики:
 
  освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
 
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
 
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
 
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
 
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
 
 
 Содержание планирования учебного курса.
 
 
      | Содержание
 
 | Количество часов
 
 |   | По примерной программе
 
 | По рабочей программе
 
 |   | 1. Физика и методы научного познания
 
 | 2
 
 | 2
 
 |   | 2.Механика
 
 | 24
 
 | 30
 
 |   | 3.Молекулярная физика.
 
 
 | 26
 
 | 21
 
 |   | 4.Электродинамика
 
 | 18
 
 | 15
 
 |   | Повторение
 
 | 
 
 
 | 2
 
 |   | ИТОГО
 
 | 70
 
 | 70
 
 |  
 
 Требования  к уровню подготовки.
 
 В результате изучения курса физики ученик должен:
 
 Знать/понимать:
 
  Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория,  вещество, --поле, взаимодействие,  звезда, Вселенная
 
Смысл физических величин:  скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты
 
Смысл физических законов:  Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.
 
Вклад российских и зарубежных  ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки
 
 Уметь:
 
  Описывать и объяснять физические явления:  движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электрические явления
 
Отличать гипотезы от научных теорий
 
Делать выводы на основе экспериментальных данных
 
Приводить примеры, показывающие, что  наблюдение и эксперимент  являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить  истинность  теоретических выводов,  физическая теория дает возможность объяснять не только известные  явления природы и научные факты, но и предсказывать  еще неизвестные явления
 
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  интернет, научно-популярных статьях
 
Использовать приобретенные  знания и умения в повседневной жизни
 
 
 
 Учебно – методический комплекс.
 
 Для учителя:
 
 1.   Программа курса физики для общеобразовательных учреждений  10-11 классы. Базовый уровень. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» -  М.. Просвещение 2006г.;
 
 2. Физика / учебник 10 класс: Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий – М.: Просвещение, 2008;
 
 3. Физика 10 - 11 класс./ дидактический материал: Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. - М.: Илекса, 2005
 
 4. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразовательных учреждений/ составитель Г.Н. Степанова .- М.: Просвещение, 2006;
 
 5. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П. Рымкеевич. – 14 издание, -М.: Дрофа, 2010
 Для учащихся:
 
 1.Физика / учебник 10 класс: Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий – М.: Просвещение, 2008;
 
 2. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразовательных учреждений/ составитель Г.Н. Степанова .- М.: Просвещение, 2006;
 
 3. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П. Рымкеевич. – 14 издание, -М.: Дрофа, 2010.
 Календарно-тематическое планирование
 
 учебного материала по физике для 10 класса (2 учебных часа в неделю, всего 70 часов).
 
           | № п/п
 
 | Тема урока
 
 | Кол-во часов
 
 | Элементы содержания
 
 | Дата проведения
 
 |   | По плану
 
 | Фактически
 
 |   | Физика и методы научного познания (2ч)
 
 |   | 1
 
 | Инструктаж по ТБ. Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 02.09
 
 | 
 
 
 |   | 2
 
 | Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 04.09
 
 | 
 
 
 |   | Механика (30ч)
 
 |   | Кинематика. (6 ч.)
 
 |   | 3
 
 | Механическое движение его виды. Относительность механического движения
 
 | 1
 
 | Материальная точка, система отсчета, путь, траектория, перемещение, координаты. Поступательное движение. Вращательное и колебательное движение
 
 | 09.09
 
 | 
 
 
 |   | 4
 
 | Прямолинейное равноускоренное движение
 
 | 1
 
 | Средняя и мгновенная скорость Скорость.
 
 | 11.09
 
 | 
 
 
 |   | 5
 
 | Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного движения»
 
 | 1
 
 | Ускорение, уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
 
 | 16.09
 
 | 
 
 
 |   | 6
 
 | Свободное падение. Решение задач «равноускоренного прямолинейного движения»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 18.09
 
 | 
 
 
 |   | 7
 
 | Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
 
 | 1
 
 | Центростремительное ускорение. Угловая скорость. Угловая и линейная скорости вращения.
 
 | 23.09
 
 | 
 
 
 |   | 8
 
 | Контрольная работа №1«Кинематика»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 25.09
 
 | 
 
 
 |   | Динамика (24 ч.)
 
 |   | 9
 
 | Принцип относительности Галилея
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 30.09
 
 | 
 
 
 |   | 10
 
 | Законы динамики
 
 | 1
 
 | 
 
 | 02.10
 
 | 
 
 
 |   | 11
 
 | Вес. Невесомость
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 07.10
 
 | 
 
 
 |   | 12
 
 | Движение под действием силы трения
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 09.10
 
 | 
 
 
 |   | 13-15
 
 | Движение под действием нескольких сил
 
 | 3
 
 | 
 
 
 | 14.10
 
 21.10
 
 | 
 
 
 |   | 16
 
 | Движение связанных тел
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 23.10
 
 | 
 
 
 |   | 17
 
 | Лабораторная работа №2 «Исследование тела под действием постоянной силы»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 28.10
 
 | 
 
 
 |   | 18
 
 
 | Всемирное тяготение
 
 | 1
 
 | Первая космическая скорость.
 
 | 30.10
 
 | 
 
 
 |   | 19
 
 | Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 11.11
 
 | 
 
 
 |   | 20
 
 | Лабораторная работа №3 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 13.11
 
 | 
 
 
 |   | 21
 
 | Контрольная работа№2 «Динамика»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 18.11
 
 | 
 
 
 |   | 22-23
 
 | Работа над ошибками. Законы сохранения в механике
 
 | 2
 
 | Законы сохранения импульса, законы сохранения энергии
 
 | 20.11
 
 25.11
 
 | 
 
 
 |   | 24
 
 | Механическая работа.
 
 | 1
 
 | мощность
 
 | 27.11
 
 | 
 
 
 |   | 25
 
 | Превращение энергии при действии силы тяжести.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 02.12
 
 | 
 
 
 |   | 26
 
 | Превращение энергии при действии силы упругости.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 04.12
 
 | 
 
 
 |   | 27
 
 | Превращение энергии при действии силы трения
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 09.12
 
 | 
 
 
 |   | 28
 
 | Лабораторная работа № 4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 11.12
 
 | 
 
 
 |   | 29
 
 | Лабораторная работа №5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 16.12
 
 | 
 
 
 |   | 30
 
 | Предсказательная сила законов классической механики.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 18.12
 
 | 
 
 
 |   | 31
 
 | Границы применимости классической механики.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 23.12
 
 | 
 
 
 |   | 32
 
 | Контрольная работа №3«Законы сохранения в механике»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 25.12
 
 | 
 
 
 |   | Молекулярная физика. (21ч)
 
 |   | Основы молекулярной физики (10ч.)
 
 |   | 33
 
 | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.
 
 | 1
 
 | Основное положение МКТ и их опытное обоснование Размеры и масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение.
 
 | 13.01
 
 | 
 
 
 |   | 34
 
 | Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества
 
 | 1
 
 | Тепловое равновесие. Измерение скоростей движения молекул газа.
 
 Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа.
 
 | 15.01
 
 | 
 
 
 |   | 35
 
 | Модель идеального газа.
 
 | 
 
 
 | 20.01
 
 | 
 
 
 |   | 36
 
 | Давление газа
 
 | 
 
 
 | 22.01
 
 | 
 
 
 |   | 37-38
 
 | Уравнение состояния идеального газа
 
 | 2
 
 | 27.01
 
 29.01
 
 | 
 
 
 |   | 39-40
 
 | Газовые законы
 
 | 2
 
 | 03.02
 
 05.02
 
 | 
 
 
 |   | 41
 
 | Лабораторная работа №6 « Проверка закона Гей – Люсака»
 
 | 1
 
 | 10.02
 
 | 
 
 
 |   | 42
 
 | Контрольная работа№4 «Основы МКТ идеального газа»
 
 | 1
 
 | 12.02
 
 | 
 
 
 |   | Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела (4 ч.)
 
 |   | 43
 
 | Работа над ошибками.
 
 Строение и свойства жидкостей. Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха»
 
 | 1
 
 | Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха.
 
 Кристаллические и аморфные тела. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
 
 | 17.02
 
 | 
 
 
 |   | 44
 
 | Лабораторная работа №8 «Измерение поверхностного натяжения жидкости».
 
 | 1
 
 | 19.02
 
 | 
 
 
 |   | 45
 
 | Строение и свойства твердых тел
 
 | 1
 
 | 24.02
 
 | 
 
 
 |   | 46
 
 | Контрольная работа № 5 «Жидкие и твёрдые тела»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 26.02
 
 | 
 
 
 |   | Термодинамика (7 ч.)
 
 |   | 47-48
 
 | Работа над ошибками. Законы термодинамики.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 03.03
 
 05.03
 
 | 
 
 
 |   | 49
 
 | Теплопередача. Количество теплоты. Лабораторная работа №6 «Измерение удельной теплоты плавления льда»
 
 | 1
 
 | Теплоемкость.
 
 | 10.03
 
 | 
 
 
 |   | 50
 
 | Порядок и хаос
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 12.03
 
 | 
 
 
 |   | 51
 
 | Необратимость тепловых процессов процессов.
 
 | 1
 
 | Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
 
 | 17.03
 
 | 
 
 
 |   | 52
 
 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
 
 | 1
 
 | 19.03
 
 | 
 
 
 |   | 53
 
 | Контрольная работа № 6 «Термодинамика»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 24.03
 
 | 
 
 
 |   | Электродинамика (15ч)
 
 |   | Электростатика (6 ч.)
 
 |   | 54
 
 | Работа над ошибками. Элементарный электрический заряд.
 
 | 1
 
 | Электрическое взаимодействие.
 
 | 26.03
 
 | 
 
 
 |   | 55
 
 | Закон сохранения электрического заряда.
 
 | 1
 
 | Закон Кулона
 
 | 07.04
 
 | 
 
 
 |   | 56
 
 | Электрическое поле.
 
 | 1
 
 | Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля
 
 
 | 09.04
 
 | 
 
 
 |   | 57-58
 
 | Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 14.04
 
 16.04
 
 | 
 
 
 |   | 59
 
 | Контрольная работа №7 «Электростатика»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 21.04
 
 | 
 
 
 |   | Постоянный электрический ток (7 ч.)
 
 |   | 60
 
 | Работа над ошибками. Электрический ток.
 
 | 1
 
 | Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Источники тока.
 
 | 23.04
 
 | 
 
 
 |   | 61-62
 
 | Работа и мощность постоянного тока
 
 | 2
 
 | Тепловое действие электрического тока.
 
 | 28.04
 
 
 
 | 
 
 
 |   | 63-64
 
 | Закон Ома для полной цепи
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 30.04
 
 05.05
 
 | 
 
 
 |   | 65
 
 | Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 07.05
 
 | 
 
 
 |   | 66
 
 | Контрольная работа № 8 «Законы постоянного тока»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 12.05
 
 
 | 
 
 
 |   | Электрический ток в различных средах (2 ч.)
 
 |   | 67
 
 | Работа над ошибками. Электрический ток в различных средах
 
 | 1
 
 | Электрический ток в металлах. Сверхпроводимость. Полупроводники. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах.
 
 | 14.05
 
 | 
 
 
 |   | 68
 
 | Плазма
 
 | 1
 
 | 19.05
 
 | 
 
 
 |   | 69
 
 | Итоговая контрольная работа
 
 | 1
 
 | 21.05
 
 | 
 
 
 |   | 
 70
 
 | Повторение курса
 
 | 1
 
 | 26.05
 
 | 
 
 
 |  
 График контрольных и лабораторных работ
 
 
       | № п/п
 
 | Лабораторная работа
 
 | Контрольная работа
 
 | Сроки
 
 |   | 
 
 
 | Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного движения»
 
 | 
 
 
 | 16.09
 
 |   | 1
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа №1«Кинематика»
 
 | 25.09
 
 |   | 2
 
 | Лабораторная работа №2 «Исследование тела под действием постоянной силы»
 
 | 
 
 
 | 28.10
 
 |   | 
 
 
 | Лабораторная работа №3 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»
 
 | 
 
 
 | 13.11
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа№2 «Динамика»
 
 | 18.11
 
 |   | 
 
 
 | Лабораторная работа № 4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»
 
 | 
 
 
 | 11.12
 
 |   | 
 
 
 | Лабораторная работа №5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости»
 
 | 
 
 
 | 16.12
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа №3«Законы сохранения в механике»
 
 | 25.12
 
 |   | 
 
 
 | Лабораторная работа №6 « Проверка закона Гей – Люсака»
 
 | 
 
 
 | 10.02
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа№4 «Основы МКТ идеального газа»
 
 | 12.02
 
 |   | 
 
 
 | Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха»
 
 | 
 
 
 | 17.02
 
 |   | 
 
 
 | Лабораторная работа №8 «Измерение поверхностного натяжения жидкости».
 
 | 
 
 
 | 19.02
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа № 5 «Жидкие и твёрдые тела»
 
 | 26.02
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа № 6 «Термодинамика»
 
 | 24.03
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа №7 «Электростатика»
 
 | 24.04
 
 |   | 
 
 
 | Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
 
 | 
 
 
 | 07.05
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа № 8 «Законы постоянного тока»
 
 | 12.05
 
 |  
 Лист корректировки рабочей программы
 
 
         | Класс
 
 | Название раздела, темы
 
 | Дата проведения по плану
 
 | Причина корректировки
 
 | Корректирующие мероприятия
 
 | Дата проведения по факту
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  | 
 |  |