|
Урок по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии» Урок по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии». ТДЦ
Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников. Развивающая: формировать умения и навыки работы с тестами, навыки выполнения практической работы, умение к самоанализу при проверке теста, умение рационального распределения времени на выполнение заданий. Обучающая: повторение химических реакций в органической химии, а именно: химические свойства, способы получения, качественные реакции.
Тип урока: обобщающий. Форма организации деятельности учащихся: групповая. Средства обучения: лабораторное оборудование, вещества, ТСО. В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:
Общий метод
(частично-поисковый)
Частный метод
(словесно-наглядно-практический)
Конкретный метод
(объяснение с элементами беседы)
Методические приёмы
(лабораторные опыты, катехизисный диалог, создание проблемной ситуации)
Структура урока:
Этапы урока
| Основные дидактические
задачи
| Формы организации деятельности учащихся
| Методы обучения и приемы обучения
| Средства обучения
| Примерное время
| 1.Организационный
| Психологический настрой учащихся на урок
| Фронтальная
| Словесный
|
| 1 мин.
| 2. Актуализация знаний. Проверка ДЗ
| Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке
| Индивидуальная
| Частично-поисковый
| Экран
| 5 мин.
| 4. Целепола-гание
| Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся
| Фронтальная
| Словесно-наглядный
| Доска
| 2 мин.
| 5. Изучение нового материа-ла
| Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности
| Групповая
| Частично-поисковый
(словесно-наглядно-практический)
| Реактивы и лабораторное оборудование, тетрадь.
| 25мин
| 6. Самоконтроль и взаимокон-троль
| Выявление качества знаний,
установление причин недостатков,
обеспечение способностей к оценочным действиям
| Групповая
(работа в парах)
| Словесно-наглядно-практический
| Карточки с
Заданиями, кодоскоп
| 7 мин
| 7. Подведение итогов.
| Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении
| Фронтальная
| Словесно-наглядный;
поощрение лучших учеников
| Оценочный лист
| 3 мин
| 8. Домашнее задание
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий
| Фронтальная
| Словесно-наглядный
| Учебник, доска
| 2 мин
|
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Повторение регламента, структуры, системы оценивания ЕГЭ. Таблица1,2
Число заданий
| Максимальный балл
| % от общего максимального балла -66.
| Тип заданий
| 30 (часть1)
| 30
| 45,4%
| С выбором ответа
| 10 (часть 2)
| 18
| 27,3%
| С кратким ответом
| 5 (часть3)
| 18
| 27,3%
| С развёрнутым ответом
| 45
| 66
| 100%
|
|
| Блок
| Число заданий
| Максимальный балл
| % от общего максимального балла -66.
| 1. Химич.
элемент
| 2
| 2
| 3,9%
| 2.Хим.реакции
| 16
| 28
| 23,5%
| 3.Вещество
| 20
| 24
| 47%
| 4.Познание и применение веществ и хим. реакций.
| 7
| 12
| 25,6%
| Итого
| 45
| 66
| 100
|
Оценивание:
задания части 1 – по 1 баллу,
задания части 2- по 2 балла (В9, В10 – по 1 баллу)
задания части 3 – от 2 до 5 баллов в зависимости от степени сложности. Рекомендуемое время выполнения работы:
Часть1: 2-3 минуты на каждое задание (итого 1ч – 1ч20мин)
Часть2: до 5 минут на каждое задание (итого около 50 мин)
Часть3: до 10 минут на каждое задание (итого около 50 мин)
Общее время выполнения работы: 3 часа (180 минут) Дополнительные материалы и оборудование:
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде;
электрохимический ряд напряжений металлов;
непрограммируемый калькулятор
Проверка ДЗ.
Выполнение ДЗ должно было занять у учащихся 23-32 мин., т.к. состоит из 9 заданий части А и 1 задания части В).
Тест проверяем, используя кодоскоп. Тест по теме «Реакции, характеризующие основные свойства органических соединений» (ДЗ).
1.(часть В). Укажите, какие вещества будут реагировать с фенолом:
а) Br2 (р) б) NaOH (р) в) HCl (р)
Ответ напишите буквами без пробелов и других символов. Остальные вопросы относятся к части А (с выбором одного правильного ответа).
2. Укажите, какое вещество будет реагировать с бромэтаном:
1) HCl (р) 2) Br2 (р) 3) NaOH (р) 3. Укажите, какое вещество будет реагировать с уксусной кислотой:
1) NaOH (р) 2) HCl (р) 3) Br2 (р) 4. Укажите, какое вещество будет реагировать с ацетиленом:
1) Br2 (р) 2 ) NaOH (р) 3) HCl (р) 5. Укажите, какое вещество будет реагировать с этиленом:
1) HCl (р) 2) NaOH (р) 3) Br2 (р)
6. Укажите, какое вещество образуется в результате реакции СН3СН2СН3
1)CH3СН2 СН2ОН; 2) (СН3)2СН-О-СН(СН3)2;
3) СН3СН =СН2; 4) СН3СН(ОН)СН3 7. Укажите, какое вещество образуется в результате реакцииСН3СН(ОН)СН3
1) СН3СН = СН2; 2) CH3СН2 СН2ОН;
3) СН3СН(ОН)СН3; 4) (СН3)2СН-О-СН(СН3)2 8. Укажите, какое вещество образуется в результате реакции (СН3)2СНСl + NaOH
1) CH3СН2 СН2ОН; 2) (СН3)2СН-О-СН(СН3)2;
3) (СН3)2СН-ОН; 4) СН3СН = СН2 9. Укажите, какое вещество образуется в результате реакции
СН3-СН2-СНО + Н2
1) СН3 -СН(ОН)-СН3; 2) CH3 -СН2 -СН2ОН;
3) (СН3)2СН-О-СН(СН3)2; 4) СН3СН =СН2 10. Метан в лаборатории получают по реакции
1) CH3СН2СООNa + NaOH 2) CH3СООNa + NaOH
3) СН3I + Na 4) CH3СН2Br + Na Самопроверка. Консультация по домашнему заданию.
Итого: максимальный балл – 11 (за В1 -2б).
Итоги заносим в таблицу для подсчёта баллов.
Практическая работа «Определение органических веществ с помощью качественных реакций».
Работа в группах по 3-4 человека.
В 4 пробирках даны вещества:
1) муравьиная кислота; 2) альдегид; 3) одноатомный спирт; 4) многоатомный спирт. Цель работы: с помощью качественных реакций определите, в какой пробирке какое вещество находится. Учащиеся в группах обсуждают алгоритм действий. Сделайте выводы
Определяемое вещество
| Реактив
| Альдегид
Одноатомный спирт
Многоатомный спирт
Муравьиная кислота
|
|
IV. Закрепление.
Ответьте на следующие вопросы:
№1. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:
Метанолом и серебром
Гидроксидом меди (II) и метанолом
Серебром и гидроксидом меди (II)
Магнием и метанолом
Уксусная кислота относится к слабым кислотам и не способна реагировать с металлами, стоящими после водорода в ряду активности металлов. Поэтому варианты ответов 1 и 3 исключаются из-за серебра.
Так как предельные углеводороды с карбоновыми кислотами не реагируют, то ответ 4 не подходит.
Таким образом, подходит ответ 2, в связи с тем, что карбоновые кислоты вступают в реакции и с основаниями и со спиртами. А так же потому что это единственный оставшийся ответ.
Ответ: 2 №2. Со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) реагирует:
Этанол
Этандиол
Хлорэтан
Этилен
Свежеприготовленный гидроксид меди (II), главным образом, реагирует с тремя классами органических веществ: многоатомными спиртами, альдегидами, карбоновыми кислотами. Среди перечисленных в вариантах ответа веществ к данным классам относится только этандиол (этиленгликоль).
Ответ: 2
№3. Муравьиная кислота не взаимодействует с:
Бромом
Карбонатом калия
Гидроксидом кальция
Пропаном
Так как карбоновые кислоты аналогично неорганическим реагируют с гидроксидами металлов и солями более слабых кислот, поэтому исключаются ответы 2 и 3.
Записав структурную формулу муравьиной кислоты, мы увидим, что в ней формально содержится альдегидная группа. Это придаёт ей нехарактерные для карбоновых кислот восстановительные свойства. Так как бром является сильным окислителем, то он её будет окислять до углекислого газа. Остаётся единственный верный ответ 4.
Ответ: 4 №4. Верны ли следующие суждения о производстве метанола?
А: В промышленности метанол получают из синтез-газа СО и Н2.
Б: Реакция синтеза метанола – каталитическая.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
Метанол в промышленности получают из синтез-газа (смесь оксида углерода (II) и водорода) в присутствии катализатора ZnO∙Cr2O3.
Ответ: 3 №5. Отличить раствор фенола от раствора пропанола-2 можно с помощью:
Раствора хлорида железа (III)
Свежеприготовленного гидроксида меди (II)
Аммиачного раствора оксида серебра
Раствора щёлочи
Для верного ответа на этот вопрос необходимы знания конкретных химических свойств органических веществ различных классов. У фенолов есть одна из качественных реакций: они образуют окрашенные в сине-сиреневые тона комплексные соединения с хлоридом железа (III).
Ответ: 1 5 заданий части А – на 10 минут. Ответы для самопроверки:
(выводятся на кодоскопе)
Рефлексия.
Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику».
Вопросы к ученику
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ п/п
| Вопросы
| Ответы
| 1
| Какова была тема урока?
|
| 2
| Какая цель стояла перед тобой на уроке?
|
| 3
| Каков вывод урока?
|
| 4
| Как работали на уроке твои одноклассники?
|
| 5
| Как работал ты на уроке?
|
| 6
| Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?
|
|
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание:
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
СН3СНО X1 X2 этилен CH3CHO X3
Анализ урока химии в 11-м классе по теме " Химические реакции в органической химии ". Преподавание химии в 11-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе Н. Н. Гара (2 ч в неделю), по учебнику Г.Е. Рудзитиса.
Мне удалось достичь поставленных целей.
Сложности в усвоении содержания у учащихся связаны с проблемами в навыках учебного труда, у некоторых учеников с проблемами в фактических знаниях и умениях.
Учитывая специфику класса, я хотела бы разнообразить познавательный материал, используя различные методы работы на уроке.
|
|
|