|
Стратегия выполнения заданий С2 (Эссе «Личное мнение» с элементами рассуждения) по английскому языку, раздела «Письмо» егэ. Методическая система учителя английского языка маоу лицей-интернат №2 г. Казани Гайнуллина Гусмана Салихжановича Стратегия выполнения заданий С2 (Эссе «Личное мнение» с элементами рассуждения) по английскому языку, раздела «Письмо» ЕГЭ.
Методическая система учителя английского языка
МАОУ лицей-интернат №2 г.Казани
Гайнуллина Гусмана Салихжановича
Основная цель обучения иностранному языку в школе – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В хорошо известном документе Совета Европы "Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка" компетенция определяется как сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку позволяет установить уровень освоения участниками федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования в области иноязычной коммуникативной компетенции. Предполагается, что учащиеся общеобразовательных школ должны достигнуть уровень В1 иноязычной коммуникативной компетенции (общеевропейская терминология), а учащиеся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев – уровня В2.
Раздел "Письмо" в ЕГЭ по иностранному языку включает два задания: написание личного письма (базовый уровень – А2+) и написание письменного высказывания с элементами рассуждения (высокий уровень – В2), выполнение которых требует демонстрации разных умений письменной речи, относящихся к двум уровням сложности коммуникативной компетенции (базовому и высокому).
Актуальность применения данной методической системы обусловлена изменениями в общественно-политической ситуации: в современном открытом обществе широкого диалога культур письменная форма общения выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в нынешнем Российском образовательном стандарте отношение к письму и обучению учащихся выражать свои мысли в письменной форме изменилось.
Из средства обучения другим видам речевой деятельности или средства контроля речевых навыков и умений, письмо стало целью обучения в программах всех типов образовательных учреждений. Кроме того, участие в иноязычных конкурсах и сдача ЕГЭ по иностранным языкам требуют от учащихся умения заполнять анкеты, писать резюме и разнообразные эссе.
Другой момент, определяющий важность данной темы, - это анализ письменных работ ЕГЭ по английскому языку, который свидетельствует о том, что уровень сформированности этого умения у учащихся не очень высокий.
Задание С2 представляет собой письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной теме (essay). За него вы можете получить максимально 14 баллов. Чтобы успешно написать эту часть экзамена, мало просто хорошо знать английский язык, нужно еще понимать, что именно от вас ждет экзаменатор, и по каким критериям вас будут оценивать.
В задание С2 количество слов выделенных на сочинение равно 200-250, допустимы отклонения в 10 %. Если вы напишете меньше 180 слов, то ваше сочинение вообще не будет проверяться, и вы получите за него 0 баллов. Если же вы напишете больше 275 слов, то проверяться будут только первые 275 слов, а остальная часть текста при оценивании учитываться не будет. Именно поэтому мы убедили учащихся, чтобы они умещали свое эссе в 182-200 слов, так как, во-первых, за это не снижают баллы и, во-вторых, чем больше слов учащиеся используют, тем больше у них будет ошибок.
И еще один важный фактор – нужно чтобы учащиеся писали как можно проще и грамматику и лексику! Опыт многих лет показал, что оригинальность и креативность в вопросе написания эссе приводит к множеству ошибок.
Итак, чтобы помочь ученикам, мы разработали следующую методику написания эссе, так называемый скелет эссе.
Эссе состоит из 5 частей, пунктов:
1) Вступление
Обычно, здесь ученики начинают с простой фразы “Nowadays, …”
2) Выражение своего мнения
Здесь надо использовать такие слова, как “I, my opinion, I think, etc”.
Начинаем с «In my opinion, ...». Продолжаем с «Firstly,...», «Secondly, ...». Больше двух фактов в этом параграфе не нужно, ибо меньше параграфов - меньше ошибок. Используем простые грамматические структуры.
3) Презентация другого мнения
Здесь нужно показать, что мы знаем о том, что есть и несогласные люди и приводим их мнение.
«However, some people disagree. They say ...»
4) Контраргумент
Надо показать в этом параграфе несущественность, субъективность противоположных идей.
«I don’t agree with them because...»
5) Заключение
Повторяем свою основную идею, преподнося ее коротко и обязательно другими словами.
«In conclusion, I would like to restate my position and say that…»
Письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и, в первую очередь, оценивается с точки зрения успешности выполнения коммуникативной задачи. Тем не менее, до недавнего времени успешность работы учащегося определялась в основном по количеству лексико-грамматических ошибок, и отметка выставлялась без учета выполнения коммуникативной задачи. При этом оценивание было чисто субъективным: не было ни критериев оценивания, ни шкал, позволяющих перейти на более объективное оценивание. В настоящее время разработаны критерии и параметры оценивания, позволяющие достаточно адекватно оценивать раздел «Письмо». Сейчас наиболее важными критериями оценивания выполнения задания стали такие критерии как «содержание» и «организации текста», так как именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача.
Для оценивания выполнения коммуникативных заданий раздела «Письмо» применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3-0 или 2-0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за личное письмо, – 6, за написание сочинения-рассуждения –14.
Важные пояснения:
1. Тренировка.
Самым главным в подготовке к письменной части ЕГЭ мы считаем тренировку письма, «натаскивание». Поэтому каждую неделю мы обязательно пишем минимум одно задание С1 и одно С2 (список примерных тем прилагается), с последующим анализом по критериям оценочного листа экзаменаторов ЕГЭ (прилагается).
2. “Mock Exam”.
Один раз в месяц мы проводим “Mock Exam” – аналог настоящего экзамена ЕГЭ. Полная копия экзамена: тоже время, правила, распечатки. Это помогает прочувствовать серьезность экзамена, снимает стресс во время настоящего экзамена, т.к. учащиеся уже не один раз это видели. К тому же, здесь есть диагностическая функция – видно кто и на сколько баллов написал. Очень сильно мотивирует учащихся!
3. «Заготовки».
В течение года учащиеся заучивают наизусть несколько идеальных примеров писем С1 и С2. Во время написания своих эссе это очень сильно помогает им при составлении предложений и подборе грамотных выражений.
Подводя итоги, заметим, что следуя предложенному алгоритму действий, учащиеся могут с помощью учителя развить коммуникативную компетенцию в области письменной речи и повысить готовность к экзамену ЕГЭ по английскому языку.
Список рекомендованной литературы
1. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. Английский язык (базовый уровень). – Просвещение, 2012.
2. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык (базовый уровень). – Титул, 2009.
3. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык (базовый уровень). – Титул, 2010.
4. Музланова Е.С. 120 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ. – АСТ, 2010.
5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. – М.: МГЛУ, 2005.
6. Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы (ЕГЭ 2013). – fipi.ru.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Социальная сеть работников образования (https://nsportal.ru/).
2. Английский язык для всех (https://english4all.biz/publ/8-1-0-46).
3. Anglyaz.ru (https://anglyaz.ru/pismo/essay.html).
4. Федеральный Институт Педагогических измерений (https://fipi.ru/)
Рекомендованное домашнее задание
1с. 18-19 зад. 2.1-2.2 Музланова Е.С. 120 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ. – АСТ, 2010. |
|
|