Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе. № урока
| Код
контролируемого элемента
| Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся.
| Тема урока.
| Дата
|
1.
|
1.1
|
Беседа.
| I триместр
Введение – 1 час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Способы выражения авторской позиции.
|
|
2 (1)
|
1.2
|
Урок внеклассного чтения
| Устное народное творчество – 3 часа
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
|
| 3 (2)
| 1.2
| Рассказ учителя. Беседа.
| Пословицы и поговорки, загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.
|
| 4 (3)
| 1.2
| Урок развития речи. Вн.чт.
| Русский фольклор. Классное сочинение «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
|
|
5(1)
|
1.10
|
Рассказ учителя. Беседа.
| Из древнерусской литературы – 1 час
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
|
|
6(1)
| 1.11, 1.12
|
Рассказ учителя. Беседа.
| Из литературы XVIII века – 1 час
Русские басни – 3 часа
Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII века.
|
|
7(1)
| 1.11, 1.12
|
Рассказ учителя. Беседа.
| Из русской литературы XIX века – 31 час
И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «Механики мудреца» и неумелого хвастуна.
|
| 8(2)
| 1.11, 1.12
| Рассказ учителя. Беседа.
| И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока». Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»
|
| 9(3)
| 1.7, 1.12, 1.14, 4.4
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
|
| 10(4)
| 1.7, 1.12, 1.14, 4.4
| Развитие речи.
| «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции. Письменный анализ стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».
|
| 11(5)
| 1.7, 1.12, 1.14, 4.4
| Обучение чтению. Практикум.
| Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Тема жизненного пути.
|
| 12(6)
| 1.7, 1.8
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы. Роль случая в композиции.
|
| 13(7)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Рассказ учителя. Беседа.
| «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.
|
| 14(8)
| 1.8, 1.12
| Беседа. Практикум.
| Протест Владимира против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Роль эпизода в повести. Анализ эпизода.
|
| 15(9)
| 1.8, 1.12
| Урок развития речи.
| История любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Композиция.
|
| 16(10)
| 1.8, 1.12
| Урок развития речи.
| Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
|
| 17(11)
| 1.7, 1.8, 4.4
| Урок контроля.
| Контрольная работа (тест) по творчеству А.С. Пушкина.
|
| 18(12)
| 1.7, 1.12, 1.14, 4.8
| Рассказ учителя. Беседа.
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Поэтические интонации.
|
| 19(13)
| 1.7, 1.12, 1.14
| Практикум.
| Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении «Листок». Тема одиночества. «Утес», «На севере диком..».
|
| 20(14)
| 1.7, 1.12, 1.14, 4.8
| Практикум.
| «Три пальмы». Разрушение гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стихотворения.
|
|
21(15)
| 1.7, 1.8, 1.12
|
Внеклассное чтение.
|
II триместр Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».
|
| 22(16)
| 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.12
| Рассказ учителя. Беседа.
| И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Юмор автора.
|
| 23(17)
| 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.12
| Практикум.
| Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. Письменная работа.
|
| 24(18)
| 1.7, 1.12, 1.14,5.3
| Практикум.
| Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в его лирике. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Роль антитезы.
|
| 25(19)
| 1.7, 1.12, 1.14,5.3
| Урок развития речи.
| Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.
|
| 26(20)
| 1.7, 1.12, 1.14
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
|
| 27(21)
| 1.7, 1.12, 1.14,5.4
| Беседа. Практикум.
| «Ещё майская ночь». Взаимодействие тем природы и любви. Природа как мерило человеческой нравственности. «Учись у них – у дуба, у березы..».
|
| 28(22)
| 1.7, 1.10, 1.12, 1.14, 5.3, 5.4
| Урок развития речи.
| Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.Тютчева и А. Фета.
|
| 29(23)
| 1.7, 1.8, 1.10, 1.12, 5.6
| Рассказ учителя. Беседа.
| Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.
|
| 30(24)
| 1.7, 1.8, 1.10, 1.12, 5.6
| Беседа. Практикум.
| Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа, сочетание реальности и фантастики, особенности поэтических интонаций.
|
| 31(25)
| 1.7, 1.8, 1.10, 1.12
| Урок внеклассного чтения.
| Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.
|
| 32(26)
|
| Урок контроля.
| Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.
|
| 33(27)
| 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.12
| Рассказ учителя. Беседа.
| Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Изображение представителей царской власти. Автор и сказитель. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Бесправие народа. Судьба Мастера. Авторское отношение к героям повести.
|
| 34(28)
| 1.8, 1.12, 1.13, 5.6
| Урок развития речи.
| Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша».
|
| 35(29)
| 1.7, 1.8, 1.9, 1.11
| Урок внеклассного чтения.
| А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.
|
| 36(30)
| 1.7, 1.8, 1.9, 1.11
| Практикум.
| «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
|
| 37(31)
| 1.7, 1.8, 1.12, 1.14
| Практикум.
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Развитие понятия о лирике. Художественные средства.
|
|
38(1)
|
1.7, 1.8, 1.12
|
Рассказ учителя. Беседа.
| Из русской литературы XX века – 19 час.
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
|
|
39(2)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Урок внеклассного чтения
Рассказ учителя. Беседа.
| А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.
|
| 40(3)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Рассказ учителя. Беседа.
| М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
|
| 41(4)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Беседа. Практикум.
| Образ природы в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода. «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
|
| 42(5)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Урок развития речи.
| Особенности композиции и смысл названия сказки-были. Трудный путь человека к правде жизни. Подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
|
|
43(6)
|
1.7, 1.8, 1.12
|
Урок развития речи.
|
III триместр
Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
|
|
44(7)
|
1.7, 1.8, 1.12, 1.14
|
Урок развития речи.
| Произведения о Великой Отечественной войне.
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. Обучение выразительному чтению.
|
| 45(8)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Урок внеклассного чтения.
| А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.
|
| 46(9)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Рассказ учителя. Беседа.
| В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Нравственные проблемы. Самобытность героев.
|
| 47(10)
| 1.7, 1.8, 1.11, 1.12
| Урок развития речи.
| Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
|
| 48(11)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Рассказ учителя. Беседа.
| В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в произведении трудностей военного времени.
|
| 49(12)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Беседа.
| Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.
|
| 50(13)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Урок развития речи.
| Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».
|
| 51(14)
| 1.7, 1.8, 1.12, 1.14, 8.2
| Рассказ учителя. Беседа.
| Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины. Человек и природа в его «тихой» лирике.
|
| 52(15)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Рассказ учителя. Беседа.
| Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.
|
| 53(16)
|
| Урок контроля.
| Контрольная работа (тест) по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина.
|
| 54(17)
| 1.7, 1.8, 1.12, 1.14
| Рассказ учителя. Беседа.
| Родная природа в русской поэзии XX века. Обучение выразительному чтению. Родной природы, средства создания поэтических образов.
|
| 55(18)
| 1.7, 1.8, 1.12, 7.10
| Практикум.
| А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие..». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.
| 56(19)
| 1.7, 1.8, 1.12, 8.1
| Рассказ учителя. Беседа.
| В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве писателя
|
|
57(1)
|
1.7, 1.8, 1.12, 1.14
|
Урок внеклассного чтения.
| Из литературы народов России. – 1 час.
Из литературы народов России. Обзор. Общечеловеческое и общенациональное в литературе разных народов. Г. Тукай и К. Кулиев.
|
|
58(1)
|
1.4
|
Рассказ учителя. Беседа.
| Из зарубежной литературы. – 9 час.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.
|
| 59(2)
| 1.4, 1.8
| Рассказ учителя. Беседа.
| Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
|
| 60(3)
| 1.7, 1.8
| Урок внеклассного чтения
| Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
|
| 61(4)
| 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.12
| Урок внеклассного чтения
| М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы.
|
| 62(5)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Рассказ учителя. Беседа.
| Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
|
| 63(6)
| 1.7, 1.8, 1.12
| Урок внеклассного чтения.
| П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.
|
| 64(7)
| 1.7, 1.8, 1.11
| Урок внеклассного чтения.
| М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.
|
| 65(8)
| 1.7, 1.8, 1.11
| Урок внеклассного чтения.
Рассказ учителя. Беседа.
| Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.
| 66(9)
| 1.7, 1.8, 1.10, 1.12
| Урок внеклассного чтения.
| А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.
|
| 67
|
| Урок контроля
| Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6-ом классе?» Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги.
|
| 68
|
| Урок развития речи.
| Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6-ого класса». Задание для летнего чтения.
|
| Практическая часть рабочей программы. Классные
| 3
| Домашние
| 7
| Контрольные работы
| 3
| Зачеты
| нет
| |