|
Урок сопровождается презентацией Цель урока. 1Выяснить чем интересна жизнь Игнатия Брянчанинова Игнатий Брянчанинов.
«Возжечь светильники души».
( Урок сопровождается презентацией)
Цель урока.
1Выяснить чем интересна жизнь Игнатия Брянчанинова.
2.Какую духовную опору можно найти в творениях Игнатия Брянчанинова.
Этапы урока.
1.Актуальность выбранной темы для нашего времени.
2.Основная часть
1.Биография
2.Экскурсия в Покровское.
3.Личность святителя и духовное наследие.
4Духовные уроки Игнатия Брянчанинова.
3.Заключение;
Почему святые отцы современны всегда.
ХОД УРОКА.
Сегодня мы поговорим о уникальном человеке,который оставил нам духовное наследие не теоритическое ,а практическое. Не один святой не оставил нам такого практического руководства как постигается духовный рост человека?
С чего надо начинать? Как двигаться? Каким образом происходит у человека духовное и душевное становление?
Святитель Игнатий Брянчанинов сам прошел этот путь и если мы захотим,то изучив его работы мы сможем и практически (опытным путем) совершенствоваться.Обретем бессценный опыт.
А начнем с биографических данных.
Игнатий Брянчанинов (1807-1868г) епископ Кавказский и Черноморский, святитель. Известный русский подвижник и духовный писатель 19века.
Родился Дмитрий АлександровичБрянчанинов 6 февраля 1807года вселе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. И принадлежал к старинной дворянской фамилии.Родоначальником ее был боярин Бренко Михаил. Оруженосец великого
князя МосковскогоДмитрия Ивановича Донского.Летописи сообщают,что Михаил Бренко был тем самым воином,который в одежде великого князяи под княжеским знаменемгероически погибв битве с татарами на Куликовском поле.
Отец будущего Святителя Александр Семенович Брянчанинов в своей семье сохранял добрые старинные традиции.Он был верным сыном Православной церкви и усердным прихожанином выстроенного им с селе Покровском храма.Мать епископа Игнатия была образованная интелегентная женщина. Выйдя замуж она всецело посвятила свою жизнь семье.
Учеба.
Все дети Брянчаниновых получили прекрасное домашнее воспитание и образование.Учителя и наставники Дмитрияуже с самого раннего детства обнаружили у него разностороннии способности.да Дмитрию исполнилось 15 летотец отвез его а Санкт-Петербург и отдал в Военно-инженерное училище.Намеченная родителями будущность совсем не соответствовала настроениям Дмитрия.Он уже тогда в беседах говорил отцу о том, что хотел бы быть монахом.
Прекрасная подготовка и исключительные способности сказались уже при поступление в Училище . Он был принят первым по конкурсу (из130 чел на 30 векансий) и сразу был определен во 2 класс.Имя талантливого юноши сделалось известным в царском дворце. Во все время пребывания в училище будущий Святитель продолжал поражать своих наставников блестящими успехами в науках и первым по списку окончил полный курс наук в 1826 году.
В училище Брянчанинов стал главой кружка «почитателей святости и чести».Редкие умственные способности и нравственные качества привлекали к нему профессоров и преподавателей училища,соучеников. Он стал известен во всем Петербурге . С особым отесеским вниманием и любовью относился к нему император Николай1: принимая самое активное участие в будущем Святителя,он неоднократно беседовал с юношей в присутствии Императрицы детей.Происхождение,воспитание и родственные связи открыли перед нимдвери самых аристократических домов.Дмитрий Брянчанинов был желанным гостем во многих великосветских домах.Он считался одним из лучших чтецов декламаторов в доме президента Академии художеств А.Н. Оленина.(на его вечерах былПушкин,Крылов,Батюшков,Гнедич).Уже в это время у Дмитрия Брянчанинова обнаружились незаурядные поэтические способности.Он выражал свои мысли прекрасным литературным языком.
В 1826 году закончив Военно-инженерное училище Дмитрий принимает решение принять монашество.
Подает прошение об отставке. Прошение не было удовлетворено,и он направился на службу в Динабуртскую крепость. Там он тяжело заболел и вскоре был освобожден.
Монах.
По выздоровлению Дмитрий поступает послушником В Александро-Свирский монастырь. Затем он перешел со своим старцем иеромонахом Леонидом (Львом) в Оптину пустынь 28 июня 1831 года епископ Вологодский Стефан совершил постриг Дмитрия в монашество с именем Игнатий, в честь священномученика Игнатия Богоносца.
Сергиева пустынь.
В 1833году святитель Игнатий принимает управление Троице- Сергиевой пустынью под Петербургом. Ко времени назначения пустынь была в запустении. Храм и кельи пришли в крайнюю ветхость. Немногочисленная братия (15 человек не отличались строгостью поведения. Двадцатилетнему архимандриту пришлось перестраивать все заново. Обитель обстраивалась и благоукрашалась.Богослужение ,совершавшиеся здесь сделалось образцовым.В период пребывания в пустыни он лично общался и вел переписку со многими деятелями русской духовной и светской культуры. Архимандрит Игнатий переписывался со своими духовными детьми. (известно более 800 таких писем).
Епископ.
Господу было угодно,чтобы Его избранник послужил святой церкви еще в епископском сане,управляя одной из новых и самых своеобразных епархий России.Это была Кавказская и Черноморская епархия с кафедрой в Ставрополе, основанная в 1843 году.В кафедральный город Ставрополь Преосвященный Игнатий прибыл 4 января 1858 года. Он был 3 по порядку епископом Кавказским и Черноморским.Несмотря на все трудности святитель Игнаитий ревностно приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей. Важнейшую свою задачу он видел в апостольском служении пастве , в усмирении мира на огнедышашем Кавказе , в укреплении и расширении здесь Православия.При св.Игнатии основанная в1846 году Ставропольская Духовная Семинария пережила период особо бурного рассвета.Полем деятельности Игнатия был не только Ставрополь , но и соседнии епархии.Святиитель придавал большое значение строительству в епархии храмов.Его заботами В 1859 году Иоанно-Мариинская община была преобразована в монастырь.В 1861 преосвященный Игнатий заложил новый Покровский храм.
Увольнение на покой.
Тяжкая болезнь вынудила епископа Игнатия летом 1861 года подать прошение на увольнение на покой.Выехал он в Николо-Бабаевский монастырь.Здесь он вел молитвенную жизнь, создал многие свои произведения.( Приношение современному монашеству,Отечник и др)
16 апреля 1867года в первый день Пасхи он отслужил свою последнюю Литургию. Святитель Игнатий скончался 30апреля 1867года. На его отпеванииприсутствовало более 5000человек.Епископ Игнатий канонизирован Поместным собором Русской православной церкви(Троицко-Сергиева Лавра 6-9июня 1988г).
Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской Епархии.Частица их была привезена в Ставрополь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем Вторым во время визита на Кавказ в 1994 году.
Оценка жизни и трудов.
Неоценимое значение сочинений-живого опыта деятельного подвижника. Особенно книги «Аскетические опыты».
Написанные с незаурядным литературным мастерством произведения представляют собой ценное пособиедля всех желающих проходитьузкий и тернистый путь опытного богопознания.
1.Книги Аскетические опыты. 2 тома. 2.Аскетическая проповедь
3.Письма к мирянам.
4Слово о человеке. |
|
|