|
Урок упражнение по теме: «Металлы» Урок – упражнение по теме: « Металлы».
Цели:
1. Повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов, металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку.
2. Обобщить знания учащихся, полученные ранее при рассмотрении общих химических свойств металлов; способах получения металлов
( пирометаллургии, гидрометаллургии, электрометаллургии); о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии.
3. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ. Оборудование: таблицы «Коррозия металлов», «Способы защиты от коррозии», карточки – схемы, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: повторительно – обобщающий. Ход урока. I. Организационный момент.
Ребята! Сегодня наш урок – упражнение пройдет в виде аукциона знаний по теме «Металлы». На уроке, выполняя задания, мы повторим и систематизируем все свойства металлов и их соединений. II. Повторение и обобщение.
1) Фронтальный опрос.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева поможет нам обобщить свойства металлов как химических элементов.
Какие элементы называют металлами? Дайте определение.
Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а некоторые – и предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы.
Укажите положение металлов в ПСХЭ.
(Левый нижний угол от диагонали бор – астат).
Что происходит со свойствами металлов в главных подгруппах? В периодах?
(Работа с ПСХЭ).
Чем являются металлы в соединениях?
(Восстановители).
Какова роль металлов как простых веществ?
(Выступления учащихся).
Какой вид химической связи характерен для металлов?
(Металлическая).
Какая кристаллическая решетка присуща металлам?
(Металлическая).
Какие физические свойства характерны для металлов?
(Металлический блеск, пластичность, высокая теплопроводность, электропроводимость, твердость, прочность, магнитные свойства).
2) Письменные задания.
1. Металлы как восстановители очень активные, поэтому, используя опорную схему в общем виде, вспомним химические свойства металлов.
Неметалл
О2
Металл + Н2 О
Оксид Металла
Кислота
Соль
Запишите химические свойства для элемента кальций и укажите условия протекания реакций. t
Са + Н2 = СаН2
t
2Са + О2 = 2СаО
Са + 2Н2О = Са(ОН) + Н2
t
Са + СuО = СаО + Сu
Са + 2НСI = СаСI2 + Н2 Fe + СuSO4 = FeSO4 + Сu
Последнее свойство основано на положении металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Каждый металл способен вытеснить из растворов солей те металлы, которые стоят в ряду напряжений после него.
1. Металлы входят в состав соединений, составьте схему, используя только ключевое слово. Вещества 2. Запишите формулы веществ, расставив их на соответствующие места в схеме, отражающей классификацию неорганических веществ.
(Na, СаО, КОН, S, HCI, СаSO4)
2. Перед вами таблица с формулами веществ. Пройдите, составив схему реакций, от одного вещества в задании к другому. Покажите различные пути:
а) от Na до NaOH; б) от Na2O до Na2SO4.
Na2O
| Na
| Na2SO4
| Na2O2
| NaOH
| NaCI
|
а)I) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 II) Na Na2O2 Na2O NaOH
1) 2Na + O2 = Na2O2
2) Na2O2 + 2Na = 2Na2O
3) Na2O + H2O = 2NaOH б) I) Na2O NaOH Na2SO4
1) Na2O + H2O = NaOH или Na2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O
2) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
3. На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят вещества, проявляющие основные свойства, а в круг 2 – вещества, проявляющие кислотные свойства. Разместите в этих кругах формулы:
Na2O, AI(OH)3, KOH, ZnO, SO3, AI2O3, CaO, N2O5, Mg(OH)2, H2SO4.
Какую область на данном рисунке могут занять оставшиеся формулы, объясните их свойства.
(Амфотерные оксиды и гидроксиды – область пересечения).
Однако, говоря о свойствах металлов, нельзя забывать о способности металлов реагировать с веществами окружающей среды и образовывать на поверхности особые соединения, обладающие совершенно особыми свойствами, чем сами металлы.
О каком процессе идет речь?
(Коррозия металлов).
Коррозия металлов
По месту образования По характеру
Сплошная местная химическая электрохимическая
Каковы способы защиты от коррозии?
(шлифование, применение легированных сплавов, нанесение защитных покрытий, электрохимическая защита (анодная, катодная), применение ингибиторов).
Дополнительные сведения.
Изделия из металлов подвергаются коррозии. Не щадит она и памятники архитектуры, так например, Эйфелева башня – символ Парижа, изготовлена из обычной стали и неотвратимо ржавеет и разрушается и только постоянная химиотерапия (лечение химическими веществами) помогают её сохранять. Башню красили уже 18 раз, отчего её масса (9 000 т) каждый раз увеличивалась на 70 тонн. Вопрос – задание: С какой целью поверхность цистерн для хранения нефтепродуктов (бензина, керосина) окрашивают «серебрином» - смесью алюминиевой пудры с одним из растительных масел?
III. Итог. Домашнее задание.
§18 №6; из формулы соли сульфата железа (III) составить формулы других соединений. |
|
|