|
Урока русского языка в 9 классе по теме МБОУ «Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
урока русского языка в 9 классе
по теме
«Бессоюзные сложные предложения
со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Учитель русского языка
и литературы Зацепина
Галина Николаевна
2015 год Цели и задачи урока
Закрепить умение распознавать причины постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения. Повторить причины разделения частей БСП запятой и точкой с запятой. Повторить виды сложных предложений, которые изучали ранее. Повторить слитное и раздельное написание не и ни.
Развивать пунктуационную зоркость.
Воспитывать в детях любовь к родной природе, умение видеть прекрасное вокруг, чувство патриотизма.
Литература и наглядные пособия
Параграф 34 в учебнике «Русский язык. 9 класс». Авторы Л.А.Тростенцова. Т.А.Ладыженская и другие.
Записи и схемы предложений на доске.
Карточки для групповой работы.
Таблица по теме (на случай отключения света).
Ноутбук, проектор, кингстон, экран.
Организационные меры.
1. Заранее образовать 3 группы детей:
2. Заранее образовать пары: сильный + слабый. Ход урока
Организационный момент. (1 мин.)
Знакомство с целями и задачами урока, его этапами.
Проверка домашней работы. (7 мин.)
Рассказать о постановке двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения на основе заранее подготовленных примеров.
Индивидуальное задание сильному ученику, который демонстрирует работу на экране через ноутбук и проектор.
Упражнение № 196. (1,2, 4, 5,8 предложение).
- Объяснить постановку двоеточия в БСП.
- Орфограммы в скобках подчеркнуть и объяснить их написание.
- Расставить недостающие знаки препинания.
Индивидуальное задание среднему ученику, который тоже демонстрируют домашнюю работу через проектор.
Закрепление материала на практике.
Работа в парах по материалу на доске и на карточках. (Пара: сильный ученик и слабый)
Задание: подчеркнуть на карточке грамматическую основу предложений, расставить знаки препинания и объяснить их постановку, начертить схему 3-его предложения.
На улицу не хотелось с утра дул сильный ветер.
Я посмотрела в окно на ветке клёна сидели нахохлившись синички.
К вечеру всё затихло уснул беспокойный ветер спрятались птицы дети разбежались по домам. 2. Работа в группах по трое. Один ученик - консультант, проверяющий итог работы в группах.
Задание: найти в тексте все бессоюзные сложные предложения в тексте, объяснить постановку знаков препинания.
1. Смог бы мир существовать без птиц? 2. Если бы смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами. 3. Без птиц ничего бы не осталось от наших урожаев: расплодились бы в огромном количестве клещи, грызуны. 4. Ведь птицы прожорливы: они съедают невероятное количество жуков, пауков, гусениц, мышей.
5. Большая синица за лето сберегает полторы тонны зерна, уничтожая до шести тысяч насекомых; колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи.
6. Как же мы должны быть благодарны нашим пернатым друзьям, как же бережно мы должны относиться к ним!
Физкультминутка. (Ведёт ученик)
Письмо под диктовку на доске и в тетрадях.
Задание: подчеркнуть грамматическую основу, объяснить знаки препинания.
Как вы думаете: должен каждый человек осознавать свою гражданскую ответственность за судьбу Земли?
Развитие речи. Самостоятельная работа.
1. Сочинение- миниатюра «Сегодняшнее утро».
Задание: обязательно включите бессоюзное сложное предложение, объясните знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Повторение.
Схемы каких предложений вы видите на доске? Как вы определили? 1.
2.
3.
4.
Рефлексия. Оценка работы учащихся. (3 мин.)
1. Чем отличается бессоюзное сложное предложение от других видов сложных предложений? (Части БСП соединяются без союзов, а только интонацией и по смыслу.)
2. Когда ставится запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях? (При перечислении фактов).
3. Когда ставится двоеточие в бессоюзных сложных предложениях? (В 3-ёх случаях…)
Домашнее задание. (2 мин.)
1. Параграф 34 – повторить.
Упр. № 197.
Индивидуальное задание двоим ученикам: записать упражнение на кингстон.
Дидактический материал к уроку Карточка №1
1. На улице гулять не хотелось с утра дул сильный ветер.
2. Я посмотрела в окно на ветке клёна сидели нахохлившись синички.
3. К вечеру всё затихло уснул беспокойный ветер спрятались птицы дети разбежались по домам. Карточка №2
Задание: найти в тексте все бессоюзные сложные предложения в тексте, объяснить постановку знаков препинания.
1. Смог бы мир существовать без птиц? 2. Если бы смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами. 3. Без птиц ничего бы не осталось от наших урожаев: расплодились бы в огромном количестве клещи, грызуны. 4. Ведь птицы прожорливы: они съедают невероятное количество жуков, пауков, гусениц, мышей.
5. Большая синица за лето сберегает полторы тонны зерна, уничтожая до шести тысяч насекомых; колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи.
6. Как же мы должны быть благодарны нашим пернатым друзьям, как же бережно мы должны относиться к ним!
|
|
|