|
Изложение описание «клюква» ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «КЛЮКВА» Цели: Уточнить представления о тексте описание, его составных частей.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к растениям нашего края.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -Что за бусинка вот тут на стебле повисла?
Глянешь – слюнки побегут, а раскусишь – кисло. (Клюква)
-Что вы знаете об этом растении?
-Какая она, назовите ее лекарственные ценности?
-Какой текст у нас получится?
-Что отличает текст описание от других видов текстов? ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ -Соответствует ли текст тексту описанию? АНАЛИЗ ТЕКСТА -Где растет клюква?
-Как автор ее описывает?
-Чем полезна ягода?
-Когда ее собирают?
-А что происходит с клюквой за зиму? План:
Адрес клюквы.
Как растет ягода.
Витамины.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Подбор синонимов, прилагательных, объяснение орфограмм:
Болото (какое?) … по скатерти станет
Ягода (какая?) … осенью за зиму
Поплавок… на волне сфагнум
Стелющиеся рассыпал снизу – сверху
ЗАПИСЬ ТЕКСТА Индивидуальная помощь слабым учащимся. АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «УТЯТА» Цели: Развивать умение составлять план текста, выделяя главную мысль.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к животным.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -В траве зернышки найдет и детей скорей зовет.
Из окна недалеко слышится нам: Ко-ко-ко! (Курица) -Вдоль по речке, по водице плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет за собою всех ведет.
Весел нет у малых лодок, а корабль очень ходок:
Влево, вправо, взад, вперед, всю ватагу поведет. (Утята и утка) -Какая связь между птицами?
-Бывают ли дикие куры? Утки?
-Могут ли они общаться между собой?
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ -Определите тип текста.
-Докажите, назвав основные черты текста- повествования. АНАЛИЗ ТЕКСТА -От чьего лица идет речь в тексте?
-Измените текст, чтобы речь шла от 3-го лица.
-Каким и словами заменим местоимение «я»? (писатель, лесник, хозяин)
-Где автор взял утят? Оцените его поступок.
-Как он поступил с утятами?
-Что вы можете сказать о Дусе? А о Марусе?
-Кто помог утятам? Составление плана (в парах), выделив основную мысль каждой части:
Похищение.
Утки окрепли.
На гнезде.
Мама-курица.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА вывелись прожили окрепли устроили
положили высиживать капризничала волновалась
болото дикарки утиное не хотела сидеть ЗАПИСЬ ТЕКСТА АНАЛИЗ
ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «НА ОЗЕРЕ» Цели: Уточнить представления о тексте повествовании, его составных частях.
Формировать орфографическую зоркость.
Способствовать общему развитию учащихся через анализ и синтез.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Послушайте отрывки:
«Вот пискнула птица. Клюв у нее, как клещи. Спинка красненькая. Живет клест в сосновых и еловых лесах».
«Было холодно. Синичка села на подоконник. Дети открыли форточку и птичка влетела в комнату. Ребята накормили ее».
«Оляпка- водяной воробей. Эта птица обитает вдоль рек и озер. Она ищет пищу на дне водоема. Почему ей не холодно под водой? А потому, что перья у птицы покрыты слоем жира».
-Что вы можете сказать о текстах? (разные виды)
-В чем особенность каждого вида текстов?
-Что объединяет все тексты? Определите тему изложения.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ -Определите тип текста. Выделите главную мысль. АНАЛИЗ ТЕКСТА -Деление текста на части и коллективное составление плана:
Странные звуки.
Это пеликан.
Птица найдена.
-Когда и где происходили события?
-Как вели себя люди?
-Опишите пеликана.
-Как вел себя пеликан в неизвестных условиях?
-Кто его нашел? ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Подбор прилагательных:
Солнце… стук… вода… оперенье… голова… клюв…
Поднялось, словно, переливались, не было, оцепенели, величиной, как будто, приклеен, сбежал, несколько, яйцо. ЗАПИСЬ ТЕКСТА Индивидуальная помощь слабым учащимся. АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ «ОТЧЕГО КРАПИВА ЖЖЕТСЯ?» Цели: Уточнить представления об особенностях текста рассуждения, его составных
частях.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к растениям.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -Вырастет, где придется,
И кусается и жжется. (Крапива)
-Что вы знаете об этом растении?
-Какими лекарственными свойствами обладает крапива? ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ -Определите тип текста. Докажите, что это текст рассуждение.
Дополните текст словами – рассуждениями. АНАЛИЗ ТЕКСТА -Какие два растения вызывают слезы?
-Как это делает лук? А крапива?
-Почему крапива жжется?
-Что нового вы узнали? План:
Что вызывает слезы?
Полезное и вкусное растение.
Как крапива защищается?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА -Подбор прилагательных:
слез, лука, глаза, ребятишки, щи, растение, зелени, волосками, с кислотой, горлышко, на руках, волдыри.
-Глаголы:
появляются, впивается, ломается, выливается, умеет защищаться, становятся. ЗАПИСЬ ТЕКСТА Индивидуальная помощь, при корректировании текста в текст-рассуждение.
АНАЛИЗ
ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ» Цели: Развивать умение передавать описание близко к тексту.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к животным нашего края. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЙО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -В краю, где не шепчутся ветры в листве,
Единственный куст на его голове.
В безлесное царство свирепой пурги
Унес он с собою кусочек тайги.
От кряжистых сосен, от светлых берез,
От чащи, где предок резвился и рос.
И ветер летит с ледяных берегов
Сквозь голые ветки оленьих рогов. Е. Фейерабенд -Что вы знаете о северных оленях?
(Мясо и шкура оленей – главное богатство местных жителей. Оленям нужен мох – ягель, Отыскивая его, они сами меняют пастбища. А за оленями перебираются и ненцы, переносят свой чум, сое хозяйство). ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ -Чем интересен текст? (повествование и описание) АНАЛИЗ ТЕКСТА -Почему автор назвал оленей удивительными?
-Чем питаются северные олени?
-Опишите как выглядят олени? Чем они отличаются от оленей, живущих в южных странах?
-Опишите ягель. С чем сравнивается ягель по цвету?
-Какие трудности испытывает олень зимой?
-Что вы еще можете дополнить о северных оленях?
План:
Удивительное животное.
Ягель.
Зимой.
Стертые копыта.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Обсуждение написания безударных падежных окончаний прилагательных:
Животное (какое?) … корм… ягель… растение…
Цвета …. светом …. пастбище …. снегом…
Приходу… корма… оленя..
Долгожданному, необходимого, распрягут, добраться, разгребать, серебро, серебряное.
-Как вы понимаете значение слова – неутомимый? ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ
СОЧИНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ
«ЕЛОВЫЙ ЛЕС»
Цели: Развивать умение сочетать в одном тексте элементы разных видов – повествование
и описание.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе, наблюдательность. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА -Меня всегда в лесу найдешь, пойдешь гулять и встретишь.
Стою колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель)
-Чем необычно дерево ель? СПРАВКА Хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад. Они морозостойкие. Их листья – хвоинки, такая форма помогает им сохранять минеральные вещества и не засыхать зимой. Хвоя меняется постепенно через 6 – 10 лет. Стволы смолистые, семена спрятаны в шишках. Голос ели звонкий, певучий, из ее древесины делают музыкальные инструменты – скрипки. Еловый лес – ельник, стоят в нем мощные прямые деревья, словно доблестные воины, охраняющие покой и тишину. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА
-Составим план текста. Какие характерные черты текста повествования вы знаете?
План:
Поход в лес.
Еловый лес.
Кормушка для птиц.
-Как выглядит еловый лес?
|
|
|