|
Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них Русский язык, 8 класс. Тема: Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.
Цель урока: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания.
ХОД УРОКА
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
Карточка № 1.
Задание. Запишите предложения, указывая графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся.
А он, мятежный, просит бури (М. Лермонтов).
Каковы правила пунктуации при обособлении определений?
Карточка № 2.
Задание. Запишите, раскрывая скобки и выделяя недостающие запятыми обособленные обстоятельства. Отметьте графические границы деепричастных оборотов.
Клякса, покачиваясь3 и стуча о камни проехала песочный берег и покатила далее (А. Чехов).
III. Актуализация опорных знаний.
И начинаем мы сегодняшний урок с теоретической минутки.
-Что такое обособление?
-Какие члены предложения могут быть обособлены?
-Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?
Анализ предложений, записанных на доске:
Снег шел с самого утра весь день,/не переставая/(нераспространенное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
-Когда обособляются приложения?
Онегин (сущ.), добрый мой приятель, родился на брегах Нивы (приложение относится к имени собственному и стоит после него).
-Чем могут быть выражены обособленные определения?
Ответы учащихся по карточкам.
Итак, ребята, мы с вами продолжаем изучать тему «Обособленные члены предложения». Мы вспомнили, когда обособляются определения, обстоятельства, приложения. Тема сегодняшнего урока тесно связана с предыдущими.
Объявление темы урока. Совместное целеполагание.
Постарайтесь сформулировать 2 вопроса, на которые мы дадим ответ, исходя из темы, записанной на доске:
В чём особенность уточняющих обособленных членов предложения?
Как расставляются знаки препинания при них?
Итак, ответы на эти вопросы должен знать каждый из вас к концу урока. Это в ваших руках! Я уверена, вы справитесь.
IV. Объяснение нового материала.
- Как вы понимаете значение слова «уточняющие»?
-Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь (может быть индивидуальным заданием ученика).
Уточнить – сделать точнее.
С. Ожегов.
Уточнить – конкретизировать, детализировать, поставить точку над «i».
Словарь синонимов русского языка.
Уточнение – служение объема понятия, его ограничение.
Д. Розенталь.
Вспоминаем, что обособление – значит выделение, в том числе и пунктуационное. «Уточняющие» - те, которые делают точнее, понятнее, конкретнее, подробнее.
У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он называется близким по звучанию, но абсолютно противоположным по значению словом «уточняемые».
-Чем отличаются лексически и грамматически слова «уточняющий» и «уточняемый»?
Работа с текстом.
Задание. Прочитайте текст.
Какие запятые использованы как разделительные знаки, а какие являются выделительными при обособленных обстоятельствах?
Семен глядел на середину реки. Там, перекате, звенели, ошибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они сверкали, ослепляя, и неслись куда-то, а здесь, у берега, вода была спокойной, небольшие синевато-прозрачные волны, негромко шуршала, лизали мокрый песок.
(А. Иванова).
Какими членами предложения являются наречия там-здесь?
Достаточно ли конкретно их значение?
Сравните:
-
там
| там, на перекате,
| здесь
| здесь, у берега,
| В каком случае место действия обозначено конкретнее, точнее?
Поставьте вопрос а именно? от обстоятельства, выраженного наречием, и дайте на него ответ:
там (а именно?)…
здесь (а именно?)…
Определите, какую роль, на ваш взгляд, играют обстоятельства, стоящие после наречий.
Какие знаки препинания стоят при них?
Можно ли эти члены предложения назвать обособленными? Ребята, уточняющими могут быть любые члены предложения – и главные, и второстепенные. И еще одно: уточняющие и уточняемые являются одним и тем же членом предложения.
Домашнее задание.
Закрепление материала.
Работа с учебником (выборочное чтение параграфа «Обособление уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них»)
Устные ответы учащихся.
-Какие члены предложения называются уточняющими?
-В чём их особенность? С какой интонацией произносят обособленные члены предложения?
Приступаем к выполнению задания.
Прочитайте предложения. Как вы думаете, какое задание я вам могу дать к ним?
Правильно, я попрошу вас вставить пропущенные буквы, выделить запятыми и подчеркнуть обособленные члены предложения.
1. Сегодня был день рождения Никиты одиннадцатое мая и назнач…но поднятие флага на пруду (А.Н. Толстой).
2. Далеко (далеко) в северной части Уральских гор в (не) непроглядной лесной глуши спряталась деревушка Тычки (Д. Мамин-Сибиряк).
3. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюш…й в деревушк… Моховое у самого леса (К. Паустовский).
Ребята, чтобы проверить ваши умения расставлять недостающие запятые и графически обозначать обособленные члены предложения, предлагаю вам выполнить небольшую работу.
А теперь внимание на экран: прочитайте, назовите уточняющие обстоятельства. Расставьте запятые.
Проверяем цепочкой расстановку запятых, комментируем свой ответ.
1. На зеленой горе жнецы жнут хлеб. А внизу над рекой раздается частый ровный топот конских копыт… Их много, от них стоит неясный гул там в темноте под горой.
2. Между тем там за чертой этого заколдованного круга жизнь кипела, волновалась, бурлила.
3. Однажды в ясный день ласковой и поздней осени хозяева и гости отправились в этот монастырь.
(В. Короленко).
Составьте каждый своё предложение с уточняющими обособленными членами предложения, выделите их графически, прокомментируйте постановку знаков препинания. VII. Подведение итогов. Рефлексия.
А теперь подведем итог:
-Какие члены предложения называются обособленными?
-Какие члены предложения называются уточняющими? В чём их особенность?
-Как расставляем знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения?
-Какое задание на уроке было самым интересным? Что показалось трудным?
Итак, ребята, сегодня вы еще раз убедились, как важно изучать синтаксис, орфографию, пунктуацию. Это нелегко, но это в ваших руках! Под таким девизом прошел наш урок.
А теперь послушайте притчу:
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
-Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.
Это в ваших руках! |
|
|