|
В 10 классе: «Вклад химиков-органиков в Победу» Силаева И.А. ккккккккккккккккккккккласссс Тема урока в 10 классе: «Вклад химиков-органиков в Победу».
Цели урока:
познакомить учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать глубокий патриотизм, героизм людей науки.
Задачи урока:
Повторить пройденный материал, рассказать о некоторых моментах Великой Отечественной войны;
Стимулировать познавательную активность учащихся, развивать умения составлять правильный устный и письменный ответ на поставленные вопросы;
Содействовать развитию навыков работы в коллективе и чувства ответственности за результат общего дела.
Дидактические средства и оборудование:
периодическая таблица химических элементов
компьютер
проектор
экран
презентации учащихся
портреты ученых-химиков
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный этап.
Учитель: В 2015 г. все прогрессивное человечество отмечает славную годовщину 70-летия Победы над гитлеровским фашизмом. День Победы! Бесконечно дороги эти слова каждому из нас.
Девизом нашего урока я взяла слова А.С. Пушкина:
«УВАЖЕНИЕ К МИНУВШЕМУ – ВОТ ЧЕРТА,
ОТЛИЧАЮЩАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ОТ ДИКОСТИ».
(Звучит приглушенно песня «Священная война» муз. В.И. Лебедева- Кумача).
В эти дни вместе с советским народом и его героической армией сражались и люди науки. Наш сегодняшний урок посвящен вкладу ученых-химиков в Победу. Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые-химики должны были создавать новые способы производства самых разных материалов, чаще всего на основе еще не освоенных, нетрадиционных сырьевых источников. А так как мы с вами изучаем органическую химию, давайте поговорим о вкладе химиков-органиков в победу.
II. Операционно-исполнительский этап.
Учитель: Ученые-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов “Катюш”, высокооктановых бензинов, каучука, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов.
С началом войны необходима была перестройка всей экономики страны. Быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов. При активном участии ученых-химиков научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 г. было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время. Так, вдвое увеличилась выработка эфира для наркоза, в 1,5 раза – новокаина, в 7 раз – хлорэтана, в 5 раз – препаратов висмута.
.
Задание№1
1. Составьте структурные формулы этих важнейших веществ:
а) диэтиловый эфир
б) хлорэтан
2. Сколько -связей в молекуле новокаина.
Учитель: Герой Социалистического труда академик Алексей Евграфович
Фаворский принадлежит к числу тех самородков, которыми всегда была богата русская
земля.
Беззаветная преданность Родине, глубокий патриотизм, величайшее трудолюбие –
таковы черты Фаворского. Он изучил химические свойства и превращения ацетилена,
разработал важнейший метод получения виниловых эфиров:
Новые соединения на основе ацетилена нашли широкое применение в оборонной отрасли промышленности. Ученый предложил оригинальные способы получения изопренового синтетического каучука на основе угля и воды.
Задание№2
1.Выполните цепочку превращения:
СаО→СаС2→С2Н2→С6Н6
2.Составьте структурную формулу изопрена.
Заслуги Фаворского были высоко оценены правительством.
| |
Учитель: Николай Дмитриевич Зелинский был замечательным ученым-химиком
и большим патриотом своей Родины. В годы первой мировой войны он предложил
использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный
противогаз Зелинского оказался намного лучше всех известных средств защиты.
В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз. Зелинскому
удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путем риформинга – ароматизации
нефти:
Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому в 1946 г. была присуждена Государственная премия. Задание№3
1. Что такое риформинг нефти?
2.Выполните цепочку превращения: циклогексан→бензол→толуол Учитель: Было бы несправедливо не вспомнить сегодня о порохе. Во время войны в основном использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и реже черный (дымный). Основой первого является высокомолекулярное взрывчатое вещество нитроцеллюлоза, а второй представляет собой смесь нитрата калия (75%), угля (15%) и серы (10%). Грозные боевые «катюши» и знаменитый штурмовик ИЛ-2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили баллиститные (бездымные) пороха – одна из разновидностей нитроцеллюлозных порохов.
| Взрывчатое вещество кордит, используемое для начинки гранат и разрывных пуль, содержит приблизительно 30% нитроглицерина и 65% пироксилина (пироксилин представляет собой тринитрат целлюлозы).
Задание№4
Решите задачу: При взаимодействии 78,2 г глицерина с азотной кислотой
получено 181,6 г нитроглицерина. Рассчитайте массовую долю выхода
продукта реакции. Учитель: Ребята, дома вы тоже искали информацию о химиках-органиках во время ВОВ.
Давайте послушаем вашу информацию.
(По ходу выступления детей - учитель помогает им, комментирует. Демонстрируются, рисунки и фотографии оружия.)
Ученик1:Свою работу в лабораториях ученые рассматривали как боевое задание фронта. Открытия химиков сыграли огромную роль в спасении многих тысяч раненых: Академик А.В. Палладин синтезировал аналог витамина К-викасол. Ученые МГУ в январе 1942 г разработали и внедрили в медицинскую практику препарат для ускорения свертывания крови – фермент тромбин. Он расширил возможности хирургов при операциях. Много жизней спас бальзам Михаила Федоровича Шостаковского. Полученный на основе полимеризации виниловых эфиров, он оказался прекрасным противовоспалительным средством и не давал побочных эффектов. Ученик2:Александр Николаевич Несмеянов – один из создателей научного направления – химии металлоорганических. Органические соединения ртути,
олова, свинца, сурьмы, мышьяка, висмута и др. применяются в качестве антидетонаторов, инсектицидов, лекарственных препаратов, синтетических высококачественных материалов. Несмеянов разработал методы ароматизации органических соединений, используемых в оборонной промышленности.
Николай Николаевич Семенов. Вклад академика Семенова в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвленных реакций. Эта теория давала в руки химиков возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины. Ученик3:В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами. Ученый, работавший в области органической химии, Исаак Яковлевич Постовский в конце 1930-х гг. синтезировал большую серию сульфаниламидных препаратов, общая формула которых:
где R – радикал, обычно содержащий гетероциклы. Мельников Николай Николаевич получил препарат гексахлорциклогексан (гексахлоран), основа дуста, применяемая для борьбы с сыпным тифом, переносимым вшами. III. Подведение итогов
Учитель: Победа советского народа немыслима без разработок ученых – химиков. Благодаря их активной работе СССР не только догнал, но и перегнал фашистскую Германию по оружию, военной технике, обороне и другому. Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя, физики и ученые-химики. На счету ученых- химиков тысячи спасенных жизней и огромная помощь фронту в целом. По призыву партии и правительства на фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч представителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине.
(Звучит песня «День Победы»). Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о сорок пятом вечна, как сама жизнь. А в заключении я бы хотела, что бы мы с вами послушали стихотворение З.И.Барсукова. Ученик: Кто про химика сказал: «Мало воевал»,
Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»
Я в свидетели зову химиков-друзей,-
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной пел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней….
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.
IV. Домашнее задание.
|
|
|