|
по сказке «Курочка Ряба» Программные задачи:
– приучать детей слушать народную сказку;
– учить договаривать слова и фразы;
– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «снесла», «махнула», «кудахчет»;
– обогащать активный словарь детей словами «баба», «Ряба», «яичко», «простое», «золотое», «плачет»,
Материалы: иллюстрации к сказке «Курочка Ряба», картинки с изображением героев сказки, сборно-разборные плоские игрушки «яйцо» из двух и трех частей и медальоны с изображением цыплят по количеству детей.
Ход работы
– Ребята, посмотрите, какие картинки я Вам принесла. Кто нарисован на этой картинке? (Воспитатель поочередно показывает детям картинки с изображением героев сказки, дети рассматривают картинки, называют героев: дед, баба, курочка ряба, мышка).
– Сейчас я расскажу Вам сказку «Курочка Ряба» (воспитатель эмоционально рассказывает сказку, показывая картинки с изображением героев сказки).
Дидактическая игра «Собери целое»
– Смотрите, ребята, какое яичко, ой, упало и разбилось, вот другое яичко и это разбилось (воспитатель показывает игрушечное целое «яичко» состоящее из двух частей, затем как будто его роняет, дает по игрушечному яичку каждому ребенку).
– Ой, ой – все яички разбились, ребятки, соберите яички (дети собирают яички, воспитатель радуется, показывает собранные яйца, хвалит детей, тем детям кто очень быстро справился с заданием, дает яичко из трех частей).
– Какие у нас детки молодцы, все яички собрали и появились у нас цыплятки (воспитатель одевает на детей, медальоны с изображением цыплят).
Подвижная игра «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (педагог изображает маму – курицу, идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями»). А за ней ребятки. Жёлтые цыплятки (дети идут за мамой-курицей, и повторяет движения). Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко («грозит» пальчиком)! Лапками гребите,зёрнышки ищите (присесть и «грести» лапками)! Съели толстого жука, (показываем, какого жука съели), дождевого червяка, (разводим руки в стороны), выпили водицы полное корытце (наклоняемся, руки отводим назад).
– Ребята, вы поможете мне рассказать сказку «Курочка Ряба»? (Воспитатель показывает картинки и рассказывает сказку, выдерживая паузы, чтобы дети могли их заполнить).
Жили – были дед и … баба, и была у них … Курочка Ряба. Снесла курочка … яичко: яичко не простое,золотое. Дед бил, бил – … не разбил. Баба била, била – … не разбила. Мышка бежала, хвостикоммахнула: яичко упало и … разбилось. Дед … плачет, баба … плачет. А курочкакудахчет: «Не плачь, дед, … не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
– Молодцы ребята, хорошо рассказали сказку, а теперь пойдем гулять. Материалы для проведения непосредственно-образовательной деятельности представлены в приложении 3.
2.3.Апробирование элементов системы и анализ
полученных результатов Апробация представленной системы проводилась с семью детьми, показавшими на этапе диагностики уровня развития активного и пассивного словаря высокий (57% от числа всех участвующих воспитанников) и средний (43% участников) уровень. В процессе непосредственно-образовательной деятельности с данными детьми нами был апробирован конспект№1«Петушок, петушок»
Анализ проведения непосредственно-образовательной деятельности показал, чтовсе дети эмоционально воспринимали содержание потешки, занимались с удовольствием. Ребята внимательно слушали текст потешки, улыбались, когда воспитатель произносила: «Ку-ка-ре-ку»!
Вопрос, «Какой петушок: большой или маленький?» вызвал затруднение. Воспитателю пришлось дополнительно показать предполагаемый размер большого петушка и игрушку (маленького), чётко произнося прилагательные «большой», «маленький». Затем вопрос был задан повторно и дети уверенно ответили «маленький».
Дети хорошо запомнили, где у петушка находится гребешок, вместе с воспитателем с удовольствием показывали его: поднимали сцепленные над головой пальцы обеих рук. Малыши произносили слово «гребешок» чисто и правильно (1 человека), с ошибками (6 ребёнка), употребляя такие формы, как: «гибешок» (3 человека), «гебешок» (2 человек),«бешок» (1 человек) (приложение №5).
На вопрос воспитателя, «Какой у петушка хвост?» дети отвечали: большой («басёй»), красивый («касивый»). Никто из подгруппы детей не произнёс правильно данные прилагательные.
Дети запомнили, как кричит петушок, воспроизводили крик петушка следующим образом: «Ку-ка-ли-ку!» – 5 человек; «Ку-ка-ле-ку!» – 2 человека. Ребята активно имитировали, как петушок клюет зернышки. Весело изображали, как важно ходит, показывая при этом гребешок на голове.
В процессе непосредственно-образовательной деятельности дети демонстрировали высокую степень активности и заинтересованности: никто не отвлекался, все тянулись к игрушке, просили погладить и поиграть. Поставленныепрограммные задачи решены.
Протокол по проведению непосредственно-образовательной деятельности №1 по теме: «Петушок, петушок» с детьми первой младшей группы представлен в приложении 4.
В свободном режиме малыши в этот день не раз самостоятельно обращались к тексту потешки. Когда им на глаза попадалась игрушка петушка, они произносили отдельные слова, особенно им запомнившиеся: «Петушок», «гребешок», хорошоимитировали фразу-звукоподражание «Ку-ка-ре-ку»!
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детям раннего возраста нравятся произведения жанров детского фольклора. Полученные данные демонстрируют закономерную связь между активным детским восприятием образа игрушки, произведением устного народного творчества и процессом развития речи малышей.
Работу с потешкой «Петушок, петушок» мы проводили со всеми детьми группы ежедневно в течение недели в процессе организации режимных моментов, показывая детям игрушку, выразительно рассказывая потешку, стимулируя детей повторять фразы потешки вместе с воспитателем.
В конце недели все дети активно и верно повторяли слова потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок!», легко имитировали голос петушка: «Ку-ка-ре-ку!» Мы попросили детей повторно выполнить задание: назвать петушка по изображению на картинке: «Кто это?» все семь детей подгруппы, с которой мы работали, уверенно произнесли: «Петушок». Что говорит о том, что существительное петушок прочно вошло в активный словарный запас малышей.
Таким образом, нами было подтверждено, что систематическая работа с произведениями детского фольклора способствует развитию речи детей раннего возраста.
Заключение Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме. Анализ литературы показал, что проблема формирования речи детей раннего возраста актуальна и освещена достаточно полно. Педагоги не раз обращались к детскому фольклору как средству развития речи.
Необходимость проведения специальной работы по развитию речи посредством произведений детского фольклора была подтверждена результатами исследования уровня развития словаря детей, а также данными анкетирования родителей первой младшей группы МБДОУ сада №125 г.Мурманска.
В процессе прохождения преддипломной практики на базе данного образовательного учреждения нами была реализована цель, которую ставили в начале исследования. Мы предложили систему работы по развитию речи детей раннего возраста с использованием произведений детского фольклора, частично ее апробировали.
Таким образом, можно утверждать, что цель нашей работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, решены.
Список используемой литературы
| Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2006.
|
| Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М., 2007.
|
| Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста//учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2006.
|
| Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание, –2007. № 3.
|
| Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика, – 2008. № 8.
|
| Большакова М. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное воспитание, – 2004. №9.
|
| Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб.: Паритет, 2005.
|
| Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2005.
|
| Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
|
| Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
|
| Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание. – 2009. №11.
|
| Громова О.Е. статья «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» // Логопед. 2007. №4.
|
| Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для работающих по программе «Радуга».– М.: Просвещение, 2005.
|
| Дунаева Н. О значении художественной литературы вформировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. №6.
|
| Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010.
|
| Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошкольное воспитание. – 2006. №9.
|
| Кулагин И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет. М.: Академия, 2003.
|
| Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников. СПб: Детство-пресс, 2001.
|
| Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.
|
| Марусяк В. Учим ребенка читать. Как? Когда? Зачем? – М.: Лабиринт Пресс, 2009
|
| Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2007.
|
| Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2007.
|
| Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М., 2005.
|
| Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.: Мозаика-синтез, 2007.
|
| Развитие речи детей дошкольного возраста /под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 2004.
|
| Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: Сфера, 2009.
|
| Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н.Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004.
|
| Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. 2005.
|
| Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. – М., 2007.
|
| Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – 5-е изд., – М.: Академия, 2001.
|
| Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. – 2007.
|
| Эльконин Б.Д. Психология развития. – 4-е изд., – М.: Академия, 2008.
|
| Янушко Е. помогите малышу заговорить!: развитие речи детей 1,5-3 лет. – 3-е изд., – М.: Теревинф, 2008.
|
Приложение
Приложение 1
Иллюстрации животных
Приложение 2
Протокол результатов анкетирования родителей воспитанников первой младшей группы от 18 февраля 2013 года
1.Фамилия, имя ребёнка; возраст (лет, месяцев).
___________________________________________________
2.Как в ваш дом в основном попадают книги для детского чтения?
– в семье есть домашняя библиотека;
– покупаем;
– приносят и дарят друзья и родные.
3.Как часто вы читаете ребёнку?
– стараемся каждый день;
– достаточно часто;
– к сожалению, редко.
4.Нравится ли ребёнку процесс общения с книгой?
– нравится, ребёнок слушает очень внимательно, заинтересованно;
– иногда нравится, но больше внимания привлекают иллюстрации;
– трудно сказать, ребёнок часто отвлекается, не сосредоточен.
5. Задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё?
– да, довольно часто;
– иногда;
– очень редко, практически никогда.
6. Знаком ли ваш ребёнок с произведениями фольклора (устного народного творчества: сказками, потешками, прибаутками, колыбельными и другими)?
– да: мы используем их довольно часто;
– почти не знаком;
– нет, не знаком: мы их почти не используем.
7. Считаете ли вы, что детей необходимо знакомить с устным народным творчеством?
– да, это очень важно для развития ребёнка;
– наверное, не повредит;
– думаю, что это лишнее.
Приложение 3
Материал к непосредственно-образовательной деятельности
(конспекты №2 – №7)
Приложение 4
Протокол непосредственно-образовательной деятельности № 1
«Петушок, петушок»
Протокол результатов непосредственно-образовательной деятельности «Петушок, петушок» детей первой младшей группы от 18 февраля 2013 года
Протокол непосредственно-образовательной деятельности № 1
«Петушок, петушок»
Программные задачи:
– познакомить детей с фольклорным произведением;
– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;
– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;
– обогащать активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами «подай», «покричи»;
– учить детей по словесному указанию педагога находить петушка, показывать гребешок, имитировать голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».
Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.
Я: Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?
Все: Этушок
Юра П.: Петушок
Леня А.: Этушок
Я: Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»
Юра П.: Петушок, петушок (задумался, дальше говорил с моей помощью) иди нам.
Соня В.: Этушок, этушок (замолчала, дальше говорила я)
Показываю игрушку петушка, дети рассматривают её.
Я: Какой петушок: большой или маленький?
Все: Маненький.
– Что у него на голове?
Лиза М.: Бешок
Женя Л.: Гибешок
Я: Гребешок
Все: Гебешок.
– Какой у петушка хвост?
Все:басёй, касивый.
Я читаю потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай свой голосок,
Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!
– Как кричит петушок?
– Ку-ка-ре-ку!
А давайте попросим петушка покричать нам:
Все: покичиетушок.
Покажите мне, как клюет зернышки петушок (показывают). А как ходит важно он (показываю вместе с ними). Покажите гребешок, как у петушка (показываю вместе с ними). А теперь ходим и показываем гребешок (делаю вместе с ними)
– Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!
Приложение 5
Фотографии непосредственно-образовательной деятельности
|
|
|