Главная страница


Выпускная квалифицированная работа



Скачать 499.88 Kb.
НазваниеВыпускная квалифицированная работа
страница1/2
Дата14.04.2016
Размер499.88 Kb.
ТипРеферат
  1   2

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное образовательное учреждение

Мурманской области среднего профессионального образования

«Мурманский педагогический колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОТА

Детский фольклор как средство развития речи

детей раннего возраста

Кожурина Мария Витальевна

Специальность 050704

Дошкольное образование

курс 4, группа «Г»

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Круглова Ирина Анатольевна
Мурманск 2013

Содержание

Введение

3


Глава 1. Теоретические основы использования фольклора в процессе развития речи детей раннего возраста

6

1.1.Особенности речевого развития детей раннего возраста

6

1.2.Понятие и жанры детского фольклора

11

Глава 2. Организация и содержание работы по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклорных произведений

22

2.1.Выявление уровня развития активного и пассивного

словаря детей первой младшей группы

23

2.2.Моделирование работы по развитию речи детей раннего

возраста посредством фольклорных произведений

27

2.3.Апробирование элементов системы и анализ полученных

результатов


38

Заключение

41

Список используемой литературы

42

Приложение

45

Введение
Актуальность различных исследований, посвященных проблеме развития речи детей, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.

Язык и речь традиционно рассматриваются в педагогике, психологии философии как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Проблемам развития речи детей посвящены работы выдающихся педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М. Монтессори, Д.Б.Эльконина,А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и других.

Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являютсявоспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей.

Враннем возрасте особенно важно ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Существенно увеличить запас слов помогут произведения устного народного творчества – фольклора, в которых внимание ребёнка привлекается к предметам, животным, людям.Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, яркостью, образностью речи. Звучность, ритмичность, напевность и занимательность детского фольклорапривлекает малышей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего возраста. Народное искусстводоступно восприятию ребенка, это обусловлено простотой форм и образов.

В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина и другие. Павловой Л.И. сформулированы некоторые принципы и предложены методы работы с детьми раннего возраста в цикле статей «Фольклор для маленьких».

Вместе с тем, произведения фольклора, на наш взгляд, сегодня недостаточно широко и систематично используются в практике образовательного учреждения, это и определило выбор темы нашей выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования является процесс развития речи детей раннего возраста.

Предметом исследования являются процесс развития речи детей раннего возраста посредством детского фольклора.

Цель исследования – создание системы работы по развитию речи детей раннего возраста с использованием произведений детского фольклора.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  2. Подобрать произведениядетского фольклора, интересные и доступные для восприятия детей раннего возраста;

  3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития речи детей третьего года жизни (первая младшая группа).

Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:

– изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

– изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений;

– опытно-педагогическая работа.

Практическая часть работы осуществлялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Мурманска детского сада комбинированного вида №125 с детьми первой младшей группы.

Глава 1. Теоретические основы использования фольклора в процессе развития речи детей раннего возраста


    1. Особенности речевого развития детей раннего возраста


Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми носит эмоциональный и предметный характер. Оно становится основой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.

Овладение речью у детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Известные педагоги и психологи выделяют различные этапы формирования речи в раннем возраста.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода в становлении коммуникативной функции слова.

В первом периодеглавным компонентом ситуации выступает предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая действие мимическими и интонационно-выразительными компонентами, смысл которых – воздействовать на взрослого. Если попытки неудачны, то они могут перерастать в выражение неудовольствия, в плач.

Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Попытки достать предмет заменяются указательными жестами. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки.

В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки произнести слово, ребенок строит его артикуляционно-произносительный образ. Исчезают неадекватные речевые пробы. И малыш произносит требуемое слово – название предмета. При этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается. Последовательно рассматривая процесс формирования речи ребёнка раннего возраста, Урунтаева Г.А.раскрывает основные особенности речевого развития [30].

В возрасте 1 года 2 мес. - 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым.

В возрасте от 1 года 3 мес. -1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения (в неизменном виде во всех случаях, где они используются). Жесты и мимика, сопровождающие слова, облегчают их понимание окружающими. Малыш произносит «мама» и тянется к игрушке, что означает: «Мама, дай игрушку». Значение таких слов меняется в зависимости от ситуации, в которую они включены. После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения.

В возрасте 1 года 8 мес. -1 года 10 мес. в речи ребенка появляются двусловные предложения. Ребёнок строит фразы, в которых называет требуемое действие: «Мама, ням-ням». После 1 года 10 мес. малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя.

Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» обозначает для него ту чашку, из которой он пьет. А другие чашки, отличающиеся внешним признаком, таким словом не называются [25].

Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных, а не родовидовых признаков. Достаточно бывает незначительного внешнего сходства по признаку, который бросается в глаза, чтобы малыш обозначил предметы одинаково. Так, словом «ки» он называет кошку, меховой воротник и шубу.

Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий: куклы большие и маленькие, резиновые и пластмассовые, знакомые и новые называются одинаково. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.

В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. По своей инициативе малыш начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры.

К концу 2-го года жизни слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребенок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. На третьем году жизни малыш под влиянием инструкции взрослого может не только начать, но и затормозить действие.

В это время быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.-2 года 3 мес.), а потом служебных слов (2 года 3 мес. -3 года). На втором году жизни появляется особая форма речи – ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи.

Ситуативная форма речи ребенка отражает ответы на вопросы взрослого и вопросы самого ребенка, выражает желания малыша, требования, предложения. Строится ситуативная речь как диалог, что связано с недостаточной самостоятельностью ребенка, неотделимостью его деятельности от деятельности взрослых [5].

К концу 3-го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «игрушки», «одежда», ребенок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, основанное на существенных признаках.

Так развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Словарный состав речи – это лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка служит целям общения и познания действительности. Поэтому наиболее существенным является вопрос об усвоении ребенком грамматического строя речи, котороеначинается на втором году жизни [19].

Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1–3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3–4 предложений.

Таким образом, можно выделить основные особенности развития речи в раннем возрасте:

– развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

– формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

– формируется обобщающая и регулирующая функция речи;

– появляется ситуативная речь и описательная речь;

– речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

– формируется слушание и понимание художественных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт [15].


    1. Понятие и жанры детского фольклора


Эффективное формирование речи детей раннего возраста требует оптимальных психолого-педагогических условий. Важным условием является богатство впечатлений, получаемых ребенком. В этом аспекте огромным потенциалом обладает устное народное творчество.

Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. По-другому устное народное творчество называют фольклором, считаяодним из средств народной педагогики.

Виноградов Г.С. писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи их воспитания и обучения. Их совокупность и взаимосвязь и дают то, что следует назвать народной педагогикой»[17].

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интерес представляет исследование Павловой Л.Н., кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, где в частности показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего возраста. Автором отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей[6].

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский запас; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Все многообразие мира дети воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей [12].

К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка В.И.Даль при составлении знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в России, были «Детские песни» (1868), собранные П.А.Бессоновым. Интерес к народной культуре, возникший в начале XIX века и не угасавший на всем его протяжении, способствовал многочисленным публикациям фольклорных произведений, в том числе и детских [22].

Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия». К ней относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Произведения «материнской поэзии» становятся и первым знакомством ребёнка с родным языком: его словарным составом, его ритмикой, его структурными особенностями. Именно эти произведения сопровождают ребёнка в тот период, когда он учится говорить, а потому во многом определяют особенности детской речи и помогают её развитию [5].

В колыбельных песнях слово и ритм неразрывно связаны и одинаково важны: исследователи фольклора отмечают, что, слушая нехитрые напевы, ребёнок впервые знакомится с интонационным и смысловым строем родной речи. Убаюкивая и успокаивая младенца, колыбельная создаёт вокруг него атмосферу тепла, покоя, любви.

Котинька-коток,
Котя серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Моё дитятко качать.
Я тебе, коту,
За работу заплачу:
Беленький платочек
Я на шею повяжу.

Я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И стаканчик молока.

Котинька-коток,
Котя серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Моё дитятко качать.

Нередко колыбельная обращена напрямую к ребёнку, в ней называется его имя, он – в центре внимания, одновременно герой и слушатель. Как правило, в колыбельной присутствует короткий сюжет и традиционные персонажи– «сренький коток», «серенький волчок». Это не только добрые помощники, часто они способны напугать маленького слушателя:

Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток...

Одни исследователи объясняют появление таких героев обрядовым происхождением колыбельной: она возникла как магическое заклинание злых сил, от которых нужно уберечь младенца. По другой версии, в появлении страшных персонажей просматриваются первые попытки воспитания: чтобы избежать общения с чем-то пугающим, ребёнок должен послушно уснуть. Впрочем, поэтика колыбельной в целом направлена отнюдь не на устрашение или воспитание, она обусловлена функцией колыбельной – помочь ребёнку уснуть. Отсюда неторопливый ритм, напевная интонация, частые повторы слов и слогов. Характерно также обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов. Колыбельные – это особые песни для самых маленьких, в них раскрывается бережное и заботливое отношение взрослых к только что родившемуся ребёнку [16].

Общение с самыми маленькими детьми сопровождают и потешки – короткие игровые присловья, например, знакомые всем с детства «Ладушки-ладушки»:

– Ладушки, ладушки!
– Где были?
– У бабушки.
– Чего ели?
– Кашку.
– Чего пили?
– Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели, 
Ладушки запели!

В процессе первых игр ребёнок осваивает простейшие движения и навыки, а потешки развлекают его, создают особый ритм и настроение, а также развивают воображение маленького слушателя, предлагая ему осмыслить заданную ситуацию. Потешки выводят ребёнка за рамки его маленького привычного мира; слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Кроме того, как и в колыбельных, в потешках просматривается воспитательное начало, но уже не в пугающей, а в шутливой форме:

Идёт коза рогатая.

За малыми ребятами.
Кто кашку не ест, молочко не пьёт –
Забодает, забодает!

Не менее любимы детьми и пестушки. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках [11].

Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры – все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: 

«Потягунюшки, 
Порастунюшки, 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки – ходунюшки, 
А в ручки – хватунюшки, 
А в роток – говорок, 
А в головку – разумок».

Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. 

Так же занимательны для детей игра-качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда ребенок умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки: 

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами! 
Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами! 
Вприпрыжку, вприскочку.

По кочкам, по кочкам - 
В ямку - бух!

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках. 

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей второго и третьего годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире.

Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например: 

Собака на кухне 
Пироги печет. 
Кот в углу 
Сухаpи толчет. 
Кошка в окошке 
Платье шьет. 
Курочка в сапожках 
Избушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на, что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения.

Особый вид прибауток – песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц. 

Из-за леса, из-за гор.

Едет дедушка Егор. 
Сам на лошадке, 
Жена на коровке, 
Дети на телятках, 
Внуки на козлятках.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное [6]. 

К жанрам детского фольклора относятся и заклички – вид закликательных песен языческого происхождения, которые отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто – к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Редкая детская игра обходится без считалки – небольшого стишка, формы жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка – это и элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм:

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Русские считалки под различными наименованиями начинают вводиться в научный оборот в первой половине XIX века, но особо интенсивно – во второй половине века и в начале XX столетия. Первым фундаментальным исследованием считалок как фольклорного жанра была монография Г.С. Виноградова «Русский детский фольклор» (1930).

Исследователь указывает на стабильность считалочного репертуара детей, он настаивает, что характерной особенностью считалок является «равнодушие к смыслу». По его мнению, обогащение считалок новыми словами, образами, темами идет не в силу правильного отражения действительности, а «по пути случайных ассоциаций» [21].

Скороговорка – жанр, редко доступный полностью детям раннего возраста. Это фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!

Пестуньи часто пользуются докучными сказками. Этот термин ввел в научный обиход В.И. Даль. Он же впервые опубликовал эти произведения в 1862 году. Всего пять текстов. Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезвычайный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

Докучные сказки, оставаясь преимущественно жанром материнской поэзии, широко бытуют и в детской среде. Докучная сказка по форме повествования, по поэтике близка к сказке и присказке (рифмовка), по содержанию и назначению – к поддевке. Сказочное повествование всегда нарушается издевкой. Издевки бывают разного характера. Иногда она довольно безобидна, например, сразу же после начала объявляется, что сказка окончена:

Жил-был старик, у старика был колодец,

А в колодце-то елец; тут и сказке конец.

Иногда в издевке предлагается ждать неведомо как долго: «... кости опять намочили, а когда намокнут, тогда доскажу!» В некоторых текстах издевка грубо оскорбляющая. Но чаще всего издевка состоит в том, что последние слова текста не оканчивают докучную сказку, а служат мостиком к повторению того же текста. Сказка повторяется несколько раз и отбивает у детей охоту к сказкам.

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало;

Не сказать ли с начала?

Подрастая, дети сами пользуются докучными сказками, чтобы позабавиться, пошутить над младшими. Охотнее всего используется сказка «Про белого бычка»:

Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Скажи.
Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Скажи.

Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Бытуют докучные сказки и в наши дни. Наибольшее хождение имеют следующие тексты: «У попа была собака», «Жили-были два гуся», «Жили-были дед, да баба», «Пришел медведь к броду». Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора [5].

Произведения, с которыми знакомят детей раннего возраста, не исчерпывается приведёнными выше примерами. Жанровое разнообразие позволяет использовать в работе загадки, пословицы и поговорки. Однако, используя данные произведения, педагог должен учитывать возрастные особенности и доступность предлагаемого детям материала.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово может и должно духовно обогатить эту среду.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Глава 2. Организация и содержание работы по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклорных произведений
2.1.Выявление уровня развития активного и пассивного словаря детей первой младшей группы
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Мурманска детского сада комбинированного вида № 125 «Ладушки», базе прохождения преддипломной практики.

На практическом этапе работы последовательно решались следующие задачи:

  1. выявить уровень сформированности словаря детей первой младшей группы;

  2. подобрать произведения детского фольклора, интересные и доступные для восприятия детей, разработать конспекты непосредственно-образовательной деятельности;

  3. организовать непосредственно-образовательную деятельность, проанализировать полученные результаты.

Поскольку для раннего возраста наиболее актуальной речевой задачей является обогащение словаря детей, нами было принято решение исследовать развитие речи именно на примере уровня сформированности активного и пассивного словаря воспитанников. На первоначальном этапе работы – при проведении диагностики – в исследовании принимало участие 7 детей первой младшей группы.

В соответствии с требованиями программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, на основании методики «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» Громовой О.Е. нами были подготовлены задания на выявление присутствия в активной и пассивной речи детей имён существительных – названий животных и птиц [12].

По совету воспитателя, работающего в данной группе, детям были предложены картинки с изображениямиживотных и птиц: кошки, собаки, коровы, мышки, петушка (приложение 1).Для определения уровня развития активного и пассивного словаря детей мыпредложили малышам следующие задания:

  1. ответить на вопросы по поочерёдно выкладываемым перед ребёнком картинкам: «Кто это?» (Кошечка), «Кто это?» (Собачка) и т.д.;

  2. ответить на вопросы по указанной картинке: «Как кошечка говорит?» («Мяу»), «Как собачка говорит?»(«Гав», «Ав», «Тяв») и др.

  3. ответить на вопросы по всем перечисленным картинкам, выложенным перед ребёнком: «Покажи, где собачка?» и др.

  4. из всех представленных картинок предлагали выбрать одну вопросом, типа: «Покажи, кто говорит «Мяу!» и д.т.

В целом каждый ребёнок должен был выполнить 20 выборов. Мы предположили, что высоким уровень развития активного и пассивного словаря можно считать при 16 - 20 верных ответах ребёнка; средний уровень:15 – 8; низкий: 7и меньше верных выборов.

Результаты выполнения заданий представлены нами в следующей таблице, где указано количество верных выборов по вопросам:

Таблица

Имя, фамилия ребёнка

активный

словарь

пассивный

словарь

уровень развития словаря

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Даша К.

5

5

5

5

высокий

Лиза Х.

4

5

5

5

высокий

Юра П.

4

5

5

5

высокий

Север Е.

3

3

4

3

средний

Лиза М.

4

4

4

3

средний

Соня В.

4

4

4

4

высокий

Нина К.

4

4

4

3

средний

Исследование показало, что уровень развития активного и пассивного словаря четверых детей можно считать высоким, троих – средним.

Называя животных по предложенным картинкам, дети неверно определили корову (3 ребёнка: Лиза Х., Юра П., Север Е.) и петушка (4 ребёнка: Север Е., Лиза М., Соня В., Нина К.). Полученные данные позволили нам спланировать дальнейшую работу по развитию речи.

Качественное развитие речи детей раннего возраста немыслимо без систематической индивидуальной речевой работы с ребёнком дома. Крайне важно способствовать формированию у малышей устойчивого интереса к произведениям устного народного творчества, как средству развития речи. Именно поэтомумы предложили родителям воспитанников первой младшей группы ответить на нижеследующие вопросы анкеты.

1.Фамилия, имя ребёнка; возраст (количество полных лет, месяцев).

2.Как в ваш дом в основном попадают книги для детского чтения?

– в семье есть домашняя библиотека;

– покупаем;

– приносят и дарят друзья и родные.

3.Как часто вы читаете ребёнку?

– стараемся каждый день;

– достаточно часто;

– к сожалению, редко.

4.Нравится ли ребёнку процесс общения с книгой?

– нравится, ребёнок слушает очень внимательно, заинтересованно;

– иногда нравится, но больше внимания привлекают иллюстрации;

– трудно сказать, ребёнок часто отвлекается, не сосредоточен.

5. Задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё?

– да, довольно часто;

– иногда;

– очень редко, практически никогда.

6. Знаком ли ваш ребёнок с произведениями фольклора (устного народного творчества: сказками, потешками, прибаутками, колыбельными и другими)?

– да: мы используем их довольно часто;

– почти не знаком;

– нет, не знаком: мы их почти не используем.

7. Считаете ли вы, что детей необходимо знакомить с устным народным творчеством?

– да, это очень важно для развития ребёнка;

– наверное, не повредит;

– думаю, что это лишнее.

Анкеты родителей воспитанников и протокол результатов анкетирования представлены нами в приложении 2. Проанализировав результаты анкет, мы выяснили, что родители довольно часто покупают (59,4%) и читают (52,8%) своим малышам детские книги. Детям, как правило, нравится процесс общения с книгой, нобольше внимания привлекают красочные иллюстрации (66%).

Мы спросили родителей о том, задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё, и узнали, что это происходит довольно редко(85,8%), что вполне объясняется возрастом малышей.

На вопрос, знаком ли ребёнок с произведениями фольклора, самым популярным ответом было «почти не знаком» (52,8%), но родители считают, что знакомство малышей с устным народным творчеством очень важно для развития ребёнка (72,6%).

Основываясь на показателях исследования уровня развития словаря детей, результатах анкетирования, а также в соответствии с программными задачами, нами разработана система непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы, предполагающая целенаправленную работу с произведениями детского фольклора в целях развития речи.
2.2. Моделирование работы по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклорных произведений
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи посредством произведений устного народного творчества возможна в процессе проведения различных режимных моментов: приёма детей, самостоятельной деятельности, гигиенических процедур, на прогулке, при подготовке к завтраку, обеду, ужину, ко сну и, конечно, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Предложенная нами система работы по развитию речи детей первой младшей группы предполагает организацию непосредственно-образовательной деятельности по семи представленным конспектам и может быть использована в практике образовательного учреждения с октября по апрель текущего года, с периодичностью один раз в месяц.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 1

по потешке «Петушок, петушок»

Программные задачи:

– познакомить детей с фольклорным произведением;

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;

– обогащать активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами «подай», «покричи»;

– учить детей по словесному указанию педагога находить петушка, показывать гребешок, имитировать голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».

Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.

Ход работы

– Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?

–Петушок.

– Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»

Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.

–Какой петушок: большой или маленький?

– Петушок маленький.

–Что у него на голове?

–На голове у петушка гребешок.

–Какой у петушка хвост?

–Хвост у петушка большой, красивый.

Воспитатель читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Как кричит петушок?

– Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать; дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди. Затем педагог вместе детьми показывает, как клюет зернышки петушок, как ходит, где у него гребешок. Воспитатель повторно читает потешку, просит детей произносить текст потешки вместе с ним:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 2

по потешке «Сорока, сорока»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них;

–во время игр-инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы «Сорока-сорока! Где была?», «Кашу варила, деток кормила»;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: клюв, длинный, сорока;

– обогащать активный словарь детей словами «сорока», «варила», «кормила», «дала»;

–воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Материал: игрушка сорока.

Ход работы

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

– Ой, ребята посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел (воспитатель показывает игрушку сороки)?

– Птичка. Сорока.

– Посмотрите, у сороки есть крылышки – она может летать.

– Покажите, как она летает, машет крылышками.

– А это что такое?

– Клюв.

– А что она может клювом делать?

– Может клевать зернышки, пить водичку, чистить перышки (проговаривают и эмитируют движения).

– А покажите, где у сороки ножки?

– Ножки, на которых сорока прыгает.

– Красивая птичка – сорока?

– Красивая, сама черная, а живот и плечи белые.

– Скажите, какой у сороки хвост?

– Хвост длинный.

– Ребята, про сороку есть песенка, я вам её сейчас пропою (воспитатель,легко ведя своим пальцем по ладони каждого ребенка, ритмично, нараспев, с ласковой интонацией поет);

Сорока-сорока! Где была?
– Далеко!
– Что делала?
– Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
– Ты дров не носил,
Ты печку не топил!

Далее воспитатель берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...». Беря последний, пятый пальчик, она произносит:

– А этому не дала?

– Нет.

–А почему?

– «Он каши не варил, воды не носил, дров не рубил – нет ему ничего!»

Таким образом, она проигрывает потешку с каждым ребенком. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитателя, подговаривают отдельные слова.

При повторении потешки воспитатель побуждает детей повторять:

– Этому дала?

– Дала.

– А этому дала?

– Дала.

В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 3

по потешке«Курочка-Рябушечка»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить отвечать на вопросы (1-2-ух словными предложениями);

– учить детей имитировать звуки: пи-пи-пи;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: рябушечка, рябая, пестренькая, серые;

– обогащать активный словарь детей словами курочка, водичка, носик, глазки, хвостик, ножки, крылышки;

Материал: игрушка курочки, картинки по потешке.

Ход работы

Ребята, смотрите, кто к нам пришел в гости – это курочка, а зовут ее Рябушечка, потому что она в пятнышках, рябая. Рассматриваю ее еще раз и задаю вопросы:

– Как зовут курочку и почему?

– Что есть у курочки?

– Какого цвета пятнышки у курочки?

Помогаю с определением цвета:

Серые точечки,

Пятнышки рядышком,

Курочка пестренькая,

Курочка-Рябушечка.

(С.Рещикова)

А сейчас я вам почитаю потешку, а вы послушайте:

– Курочка-Рябушечка,

Куда ты пошла?

– На речку.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка-Рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи-пи-пи.

(Русская народная потешка)

Проговариваю эмоционально потешку несколько раз, побуждая детей повторять слова вместе со мной.

Ребята, вы все такие молодцы, так хорошо отвечали и помогали мне. Сегодня мы с вами узнали, почему курочку зовут рябушечкой и проговаривали потешку «Курочка-Рябушечка».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 4

по колыбельной песенке «Баю-бай»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы: «Баю-бай», «Гав-гав-гав»;

– учить отвечать на вопросы (1–2-ух словными предложениями);

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «не скули», «не буди»;

– обогащать активный словарь детей словами «собачка», «не лай».

Материал: игрушка собака и кукла.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.

– Кто это?

– Собачка и кукла Таня.

Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).

– Как собачка лает? Гав-гав-гав.

– Таня, ты, где была? Гуляла?

– Гуляла.

– Ты долго гуляла, Таня?

– Долго, я устала.

– Ты спать хочешь?

– Да, я хочу спать.

– Ребятки, Таня хочет спать. Воспитатель кладет её спать.

– А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала, мы ей споём: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и ритмично, не спеша читает):

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Чтение повторяется 2-3 раза. Потом воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять вместе с нею слова «бай», «собачка, не лай».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 5

по песенке «Наши уточки с утра»

Программные задачи:

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы песенки;

– учить детей по словесному указанию педагога узнавать уточку;

– имитировать действия животных, воспроизводить звуки животных: «Кря-кря-кря», «Га-га-га», «Бал-бал-бал», «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-ку»;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «Петя», «индюк», «у пруда»;

– обогащать активный словарь детей словами «уточки», «гуси», «курочки».

Материал: платочек, игрушки: утка, гусь, индюк, курочка, петушок.

Ход работы

На столе под платочком – игрушечная утка.

Воспитатель: сегодня к нам пришла гостья, только она спряталась, наверное, хочет, чтобы вы её угадали. Кто же это? Я вам сейчас подскажу. Она любит плавать, нырять на пруду. А ещё, наша гостья любит крякать. Угадали! Конечно это уточка (снимает платок). Ведь только уточки умеют крякать. Как крякают уточки?  (Дети отвечают).

Воспитатель: На нашем дворике живут не только уточки. Кто же ещё? Послушайте:

Наши уточки с утра – кря-кря-кря (2р)

Наши гуси у пруда – га-га-га (2р)

А индюк среди двора – бал-бал-бал – балды – балда.

Наши курочки в окно – ко-ко-ко (2р)

А как Петя поутру нам споет ку-ка-ре-ку.

В процессе чтения воспитатель показывает игрушки.

Вот какие животные живут у нас! А вы запомнили? (Показывает игрушки, и дети их называют). Как они кричат? (Ответы детей). Кто из этих животных любит плавать?

Теперь я покажу, как ходит уточка.

Воспитатель изображает маму утку, а дети утят: шагают друг за другом, переваливаясь. По желанию педагога можно прочитать песенку ещё раз.

Воспитатель хвалит детей. Какие замечательные из вас получились утята!
Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 6

по песенке «Коровушка и ее детушки»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить говорить в разной высоте голоса;

– упражнять в отчетливом, правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложной фразы: «Я гуляю на лугу»;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «гуляю», «жую», «даю», «травушка»;

– обогащать активный словарь детей словами «теленок – телята», «рога», «корова», «большая», «маленькая».

Материал: игрушка – корова, картинки с разными детенышами животных, картинки животных с рогами.

Ход работы

Воспитатель показывает детям игрушку корову и просит назвать животное. Затем вместе с детьми «вспоминает», как корова мычит и спрашивает об этом детей индивидуально. Далее педагог исполняет «Песенку коровушки»:

Му-му-му,

Му-му-му,

Я гуляю на лугу,

Там я травушку жую,

Молочко потом даю.

(С. Рещикова)

Затем педагог показывает картинку с разными детенышами животных и просит отыскать деток коровушки. Вместе с ними четко проговаривает слова: «Теленок – телята». Важно подчеркнуть, что корова большая, а теленок маленький; попросить ребенка изобразить эти звуки то громким, то тихим голосом. Ответы ребенка можно сопровождать рассматриванием картинок с названными животными.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 7
  1   2