Главная страница

Практическое занятие по обществознанию «Смысл жизни и предназначение человека» в 11 классе



Скачать 119.73 Kb.
НазваниеПрактическое занятие по обществознанию «Смысл жизни и предназначение человека» в 11 классе
Дата07.04.2016
Размер119.73 Kb.
ТипДокументы

Практическое занятие по обществознанию

«Смысл жизни и предназначение человека» в 11 классе.

Развитию самостоятельности, а также коммуникативных компетенций способствует организация работы детей в группах. Работу в группах я организую достаточно часто, так что дети знакомы с основными правилами групповой работы. Но этот вид работы представляет определённые трудности для учителя. Здесь необходимо продумать алгоритм работы, инструкции для группы, вид отчёта о результатах работы, систему оценивания. Кроме того, создать группу в 5-7 классах легче, чем в 10-11 классах, но результативность может быть высокой именно в старших классах. При этом необходимо определиться, когда создаётся группа. Если необходимо, чтобы группа основательно подготовилась к какому-то трудному виду работы, в старших классах её целесообразно создать заранее, в конце предыдущего урока. Также важен состав группы - если задание трудное, то я обычно разрешаю учащимся самостоятельно определиться с выбором группы и разделом содержания учебника, с которым они будут работать (однако конкретное содержание текстов им не известно). Считаю немаловажным для успешной работы и подбор текстов, которые бы побуждали думать, доказывать свою точку зрения. Обществознание веду по учебникам А.И.Кравченко. Это довольно добротный учебник, но мне не хватает здесь материала по философии. Поэтому я дополнила учебный курс несколькими семинарскими занятиями, которые вызвали большой интерес учащихся 11 класса. Материал я собираю в разных источниках – это и доступные мне книги по философии, научно-популярная литература, старые учебники, которые часто содержат интересные факты, тексты. Считаю, что поднятие на уроках и обсуждение в группах сложных вопросов бытия помогает старшеклассникам в самоопределении, в формировании жизненных целей, а также личностных смыслов изучения обществознания.

Обществознание. 11 класс. Учебник А.И.Кравченко.

Цели урока:

Образовательные:

- осмысление основополагающих категорий человеческого бытия: свобода и ответственность, любовь и счастье, творчество, смысл жизни.

- осмысление философской проблемы конечности человеческого бытия.

- изучение алгоритма анализа философского текста.

Развивающие:

- развитие коммуникативных компетенций, работая в группах.

- уметь аргументировано, с гуманистических позиций давать моральную оценку событий и делать моральный выбор.

- применение алгоритма анализа текста философского содержания (написание развёрнутых ответов и эссе – задания С тестов ЕГЭ).

Воспитывающие:

- продолжить формирование моральных, мировоззренческих ориентиров жизни, являющихся основой социализации.

- воспитание нравственных качеств личности.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы завершили изучение темы «Культура и духовная жизнь», но, конечно, не ответили на все вопросы, связанные с проблемой внутреннего мира Человека, его духовной культуры, нравственности. Ведь эти вопросы относятся к числу вечных, и каждый человек когда-то вынужден ответить на них, определяя смысл своего бытия, своей жизни.

Мы с вами попытаемся систематизировать полученные знания, поделиться своими взглядами на некоторые проблемы.

Работа будет вестись в два этапа. Вы предварительно разделились на группы, дома готовили по материалам учебника свои вопросы. Вначале вы в группах поработаете над предложенными текстами по темам, а затем попытаетесь, воспользовавшись алгоритмом из критериев ответов, созданных Работу в группах я организую достаточно часто, так что дети знакомы с основными правилами групповой работы.

разработчиками ЕГЭ, создать коллективное эссе. Затем мы послушаем отчёты групп.

Оценки за работу будут выставлять члены других групп по критериям ответов.

Вспомним, из каких понятий складывается нравственное сознание человека (на доске таблица по ранее изученному материалу).


Нравственное сознание



Нравственные

чувства


Категории морали


Эстетические системы







  • Долг

  • Совесть

  • Стыд

  • Честь

  • Счастье




  • Добро и зло

  • Смысл жизни

  • Свобода воли

Эгоизм



Альтруизм


Сегодня наши группы работают над вспомогательными текстами, пишут эссе – небольшое рассуждение на предложенные темы:

Первая группа - Свобода и ответственность.

Вторая группа - Любовь и счастье.

Третья группа - Творчество как смысл жизни.

Четвёртая группа – Смысл жизни. Конечность человеческого бытия.

В каждом наборе имеется несколько текстов, к ним даны вопросы. Группа может выбрать для работы один из текстов, или может написать эссе, воспользовавшись примерами из всего набора текстов.

Группы получают критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

баллы

В ответе должно содержаться понятие, определяющее смысл категории морали.

1

В ответе должно содержаться утверждение, содержащее коллективную (авторскую) позицию по проблеме.

2

В ответе должно содержаться не менее трёх примеров, подтверждающее авторскую позицию (можно подкрепить примеры рассуждением и ссылками на содержание текстов).

3

В ответе должен быть вывод, подтверждающий авторскую позицию и соответствующий содержанию понятия.

1

Всего:

7

2. Работа в группах по изучению текстов и созданию коллективного эссе. На выполнение работы группам даётся 10-12 минут.

Группа 1. Свобода и ответственность.

А. Произвол - слепое действие, нарушение культурных рамок, неминуемо вызывающее противодействие от «угрызений совести» и кончая уголовной репрессией. Произвол и воля по сути синонимы. На Руси доминировала идея воли, а не свободы. Отсюда интересный феномен. Когда становится невмочь, народ разгибает спину: бьёт, грабит, мстит своим притеснителям – пока сердце не отойдёт. Тогда вчерашний «вор» протягивает руки: возьмите меня. «Так, - пишет Г.Фёдоров, - московский народ раз в столетие справляет свой праздник «дикой воли», после которой возвращается, покорный, в свою тюрьму. Так было после Болотникова, Пугачёва, Ленина». (По Д.Лихачёву). Сделайте вывод о различии и сходстве смысла понятий: свобода, воля, произвол.

Б. Фатум, или судьба, есть, по словам В.Даля, рок, предопределение; то, что суждено. В художественной форме идея фатума обсуждается в небольшой новелле М.Ю.Лермонтова «Фаталист». Основная идея этой новеллы: признание предопределения ставит человека в положение игрушки в руках всемогущего рока. Попытайтесь ответить на вопрос одного из персонажей новеллы: «Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны отдавать отчёт в наших поступках?» Если человеку нельзя поставить в вину содеянное, то может ли быть ответственность за неё? Есть ли в этом случае у человека вообще свобода выбора? Как вы понимаете слова: «У свободного человека нет алиби»?

В. Необходимость – это то, что нельзя обойти. В философии есть два подхода к решению этой проблемы. Первый из них получил условное название «каменной стены». Ф.М.Достоевский писал: «Не примиряться ни с одной из … невозможностей и «каменных стен» можно и нужно». В таких же выражениях об этом спустя много лет писал Камю: «Любая стена – это дверь… Так не будем же отыскивать дверь, избегая стены, с которой столкнула нас судьба».

Второй подход призывает к познанию: необходимость носит слепой и разрушительный характер до тех пор, пока она не познана. Гегель писал: «Свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит её в себе как снятую». Например, молния может убить человека и сжечь его дом. Но та же электрическая энергия, будучи познанной, может стать необходимой людям. Сделайте вывод о соотношении и связи необходимости и свободы. Какой подход к решению этой проблемы вы разделяете? Свой выбор обоснуйте.

Группа 2. Любовь и счастье.

А. В одной из книг Дж.Сэлинджера есть слова: «Отцы и учителя, спрашиваю: что есть ад? И отвечаю: невозможность более любить».

Эмпедокл учил, что миром правят две силы: вражда и любовь. В современном лексиконе стали популярны определения этих двух космических начал как доброй и злой энергии. Однако есть ещё люди, которые открыто провозглашают себя сторонниками «сил зла». Попытайтесь предположить, способны ли они любить, могут ли они согласится со словами Дж.Сэлинджера? Совместимы ли любовь и зло? Сформулируйте свое отношение к этой проблеме.

Б. Владимир Соловьёв писал: «…физическое единение в любви, лишённое своего человеческого смысла, неизбежно становится нравственною могилою любви гораздо раньше, чем физическая могила возьмет любящих». Как вы понимаете эти слова? В чём человеческий смысл любви?

В. Л.Лопатин писал: «На человеке лежит грандиозная задача спасения и внутреннего освящения мира. Но она явно не по силам человеку природному, который в своей чувственности и в своём эгоизме сам порабощен тёмными стихиями мира; только человек, всецело возвысившийся над таким рабством и свободный от него, сделавший волю Божию своей волею, может действительно обожествить мир. Таков Богочеловек, и он явился в истории человечества в лице Иисуса Христа, и с тех пор космический процесс повернулся в своих внутренних двигателях. Дальнейшая задача человечества в том, чтобы оно всё освятилось и очистилось и не только в отдельных людях, но и в своём целом – во всех подробностях своей церковной, общественной и экономической организации. И когда это наступит, тогда пробьёт великий час освобождения мира от рабства мрака. Вселенная изменится; из неё исчезнет бездушная борьба, исчезнет страдание, исчезнет смерть, и созданный Богом мир явит собой истинное воплощение вечных идеалов добра и красоты». Что, по мысли автора, должно помочь в осуществлении идеалов добра и красоты? Чему нужно учиться каждому человеку и человечеству в целом? Восстановите цепочку рассуждений В.Соловьёва (Л.Лопатин – его ученик и последователь).

Г. Эрих Фромм писал: «Приверженцы таких современных форм совместной жизни, как групповой брак, смена партнёров, групповой секс и т.д., пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклонится от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью всё новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом «любовников» вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного». В чем разница между любовью и обладанием? Какие проблемы возникают в любви? Почему это так трудно - любить? Могут ли быть счастливы приверженцы этого образа жизни?

Группа 3. Творчество.

А. Творчество есть выход за пределы данного, сущего в порыве преображения окружающего или внутреннего мира, преодоление наличного порядка вещей, реализация высших личностных возможностей. Творчество всепоглощающе, движимо только одним – энергией порыва, оно раскрепощает все созидательные потенции человеческой природы, смело вторгается в мир небесного и подземного, для него нет никаких заранее предусмотренных ограничений. Творчество – и великая радость, и великое страдание. Плачет и тоскует, создавая «Пиковую даму», П.И.Чайковский; хлопает в ладоши и пляшет, написав «Бориса Годунова», А.С.Пушкин; обливается холодным потом и испытывает приступы ужаса описывающий смерть Эммы Бовари Г.Флобер; мощно переживает мистические прорывы в манящую тайну бытия страдающий и творящий А.Блок; на грани безумия открывает свои философские истины Ф.Ницше… Могли ли эти люди отказаться от творчества, не страдать, жить обычной спокойной жизнью? Что движет творческой личностью? Талант? Жажда самовыражения?

Б. Н.А.Бердяев подчеркивал элитарный, аристократический характер творчества, объясняя это тем, что творчество во всех сферах стремится к совершенству, к достижению высшего качества, а это порождает духовную аристократию, аристократию духа. С.Л.Франк подчеркивал, что всякий человек потенциально хоть в малой степени – творец. «… всякий человек, вносящий отпечаток своей личности в окружающую его среду, всякая жена и мать, вносящая свой собственный нравственный стиль в жизнь семьи, свой эстетический стиль в домашнюю обстановку, всякий воспитатель детей есть уже творец». Какая точка зрения вам кажется более верной? Каждый ли человек – творец или это удел избранных? Свою точку зрения обоснуйте.

В. В XVII – XVIII веках среди философов была признана точка зрения о принципиальном равенстве людей по способностям с самого рождения. Из неё следовало, что индивидуальные различия в способностях у взрослых людей (отрицать их было бы неразумно) возникают из-за социального неравенства, несправедливо устроенного общества и неравных возможностей, которые оно предоставляет для развития способностей разным людям. Возможности человека определяют положение родителей, достаток семьи, условиями, в которых рос и воспитывался человек, а также случайными обстоятельствами его жизни. Например, человек, родившийся в сельской местности, имеет меньше возможностей для развития способностей, чем тот, кто рос в столице или в другом культурном центре. Другие философы решающую роль в развитии способностей отводят генетическим, природным данным, наследственности. Какая точка зрения кажется вам более верной? Способности - качество врождённое или их можно развить и воспитать? Почему не все талантливые люди становятся творцами, реализуют свои способности?

Группа 4. Смысл жизни. Проблема конечности человеческого бытия.

А. Ф.М.Достоевский писал, что «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы». Без веры в свою душу и её бессмертие, отмечал Ф.М.Достоевский, бытие человека неестественно, немыслимо, и, что важней всего, невыносимо. В этом он видел одну из главных проблем самоубийств. На вопрос о смысле жизни ответ самоубийца «получить не может и знает это… В чем же беда, в чём он ошибся? Беда единственно лишь в потере веры в бессмертие». У человека, который не может, не хочет бесследно кануть в Лету, есть несколько возможностей сохранить эту веру. Постарайтесь продолжить это утверждение. Какие пути философы считают возможными для сохранения веры человека и обретение им смысла жизни?

Б. Ж.-П.Сартр писал: «Разве мы часто говорим о тех, кто умер? Нам не хватало времени. Нет. Меня нигде не ждут. Я не оставлю пустоты. Метро набито битком, рестораны переполнены, головы трещат от кучи мелких забот. Я выскользнул из жизни, а она осталась неизменной, полной, как яйцо. Я должен помнить, что я заменим. А я хотел быть незаменимым. Для чего-то и для кого-то». Перед лицом вечности, перед лицом смерти каждый, в конечном счёте, остаётся наедине с самим собой. Сформулируйте своё отношение к проблеме памяти. Приведите примеры из художественных произведений о решении проблемы исторической памяти, незаменимости отдельной человеческой личности.

В. Каждый человек планирует свою жизнь, совершает поступки. Ему свойственно всему придавать смысл, вначале хотя бы незначительный, сиюминутный. Чеховский герой видит его в том, чтобы поесть собственного, выращенного своими руками крыжовника. «Маленькие люди» Достоевского находят смысл в том, чтобы поведать друг другу о своих страданиях, гоголевский Акакий Акакиевич – в новой шинели… Нужно ли человеку вообще заниматься поисками смысла жизни? Можно ли прожить без этих поисков? Правильно ли такую неосмысленную жизнь называть жизнью в подлинном смысле этого слова, или это – прозябание, недостойное высокого звания Человек?

Г. Может ли смыслом жизни стать месть, убийство обидчика, террор, пусть даже во имя каких-то кажущихся высокими целей? Как это отразится на человеке, принявшем такую жизненную позицию? Может ли общество одобрить это?

Представление результатов работы группы.

Зачитываются эссе капитанами команд. После каждого выступления происходит оценивание, которое производят участники других групп (кроме выступающей команды) путём поднятия таблички с цифрой «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7». Выставление оценки в журнал всем членам команды происходит путём перевода среднего арифметического балла в пятибалльную систему (7 баллов - оценка «5», 6 баллов – «4», 5 баллов – «3»). Команды обосновывают выставленные ими баллы, опираясь на критерии. Если команду не устраивает оценка, они могут отказаться от её выставления в журнал.

  1. Подведение итогов работы. Слово учителя. Мы с вами прикоснулись к глубоким философским проблемам, вы работали над текстами, производили их анализ. Таким образом, мы выяснили, что Человек есть продукт времени и обстоятельств, в которых он живёт. С изменением общественного строя меняется положение личности, её интересы и потребности. Человек не может быть независимым от окружающих, абсолютной свободы личности быть не может. Человечество выработало определенные социальные нормы, соблюдение которых делает человека членом большого целого – человечества. Доброта спасёт мир – так можно сегодня перефразировать слова великого русского писателя Ф.Достоевского. Содеянное зло (даже во имя «высших целей») порождает новую цепочку зла. Надо уметь видеть в другом Человека, проникнуться к нему состраданием, быть готовым помочь другому, даже если он чем-то неприятен вам, - эти древние нормы морали мы открываем как бы заново, признаём их величие, наполняем новым смыслом.

5.Домашнее задание.

Дома вы должны индивидуально, не в группе, самостоятельно написать эссе на тему из предложенных на этом занятии, которая вас заинтересовала (можно использовать текст и задания к нему как упрощённый вариант домашнего задания).

Источники информации:

  1. Е.Л.Рутковская, Т.Е.Лискова «Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  2. О.А.Чернышова, Р.В.Пазин «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие» Ростов-на-Дону: Легион, 2009г.

  3. П.А.Баранов «Обществознание в таблицах: 10-11 кл., справочные материалы» - М.: АСТ: Астрель, 2009.

  4. В.Ильин, А.Машенцев «Философия в схемах и комментариях: учебное пособие» - СПб.: Питер. 2005г.

  5. А.Малышев «Введение в философию. Пособие для учащихся общеобразовательных школ» - М.: Просвещение – 1997г.