|
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о конституционном праве.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
смысл понятия, например:
– отрасль права, закрепляющая основы конституционного строя РФ, права, свободы и обязанности личности, национально-государственное устройство страны, порядок организации и компетенцию органов государственной власти, а также местного самоуправления.
два предложения с информацией о конституционном праве, например:
– «Многие нормы конституционного права содержатся в федеральных конституционных законах».
- «Конституционное право РФ закрепляет общепризнанные демократические ценности».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о конституционном праве.
|
| Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте
| 2
| Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте;
ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия
| 1
| Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,
ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,
ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,
ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,
ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
| С5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданские правоотношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданских правоотношениях.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
смысл понятия, например: «гражданские правоотношения – это личные имущественные и неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права».
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
два предложения с информацией о правоотношениях, опирающейся на обществоведческие знания, например:
–«Гражданские правоотношения основываются на признании равенства их участников»;
- «Одной из сторон гражданских правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о гражданских правоотношениях.
|
| Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
| 2
| Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
| 1
| Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены.
ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний.
ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ Ответ неправильный.
| 0
| Максимальный балл
| 2
| С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
свобода – это возможность действовать на основе собственного выбора, осознавая ответственность за него»;
2) два предложения с информацией о свободе человека, опирающиеся на знания курса, например:
«Свобода для человека – это возможность выбора между добром и злом».
«В понятие «свобода человека» вкладывается как узкий, так и широкий смысл: это и конкретные свободы, записанные в Конституции, и принципиальная возможность всегда поступать на основе собственного выбора».
Могут быть составлены и другие предложения.
|
| Раскрыт смысл понятия, составлены два предложения
| 2
| Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия
| 1
| Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
Задания на раскрытие какого-либо теоретического положения (понятия) на примере (С6) С6. Определите, какую форму собственности иллюстрирует следующий пример. Назовите признаки этой формы собственности.
Семья организовала ферму по выращиванию телят, привлекая в период заготовки сена дополнительных работников. На доходы от хозяйственной деятельности семья решила строить новый дом. С6. Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проиллюстрируйте примером каждое из них. С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики. С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером. С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае. С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности. С6. В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите на конкретных примерах. С6. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп. (В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример группы.) С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры. С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию. С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.
Как правильно выполнять задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения, понятия на примере). Памятка для ученика 1. Рассматриваемый тип заданий – задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности. 2. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни. 3. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл. 4. Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель). 5. Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения. Подобные задания могут быть решены двумя способами: а) элементами ответа являются комментарии, раскрывающие связь приведенного примера социального объекта с обозначенной проблемой или б) оцениваемыми элементами ответа являются примеры социальных объектов с краткими комментариями, показывающими их связь с обозначенной проблемой. Требования данной модели заданий могут быть выражены в различных формах:
задания, требующие раскрыть на примере сущность объекта или его признаки: «На конкретном примере раскройте три признака трудового правонарушения»;
задания, требующие раскрыть на примере связь объектов или процессов: «Раскройте на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру», «Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры»;
задания, требующие раскрыть на примере значение объекта: «Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество»; «Раскройте на трех примерах роль практики как критерия истины».
6. Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».
При выполнении заданий первой модели следует не просто привести пример, но и прокомментировать, показать, как проявляется конкретный социальный объект;
При выполнении данной модели задания следует сделать как минимум два «шага»: во-первых - развернуть положение, приведенное в условии и сформулировать ряд более частных утверждений, во – вторых – подкрепить это утверждение конкретными фактами.
В тех случаях, когда условие развернуть не удается, ответ получается неубедительным, а то и просто неверным.
При выполнении заданий второй модели следует просто привести примеры или записать объекты и привести примеры (если оценивается перечень объектов и примеров)
С6. Определите, какую форму собственности иллюстрирует следующий пример. Назовите признаки этой формы собственности. Семья организовала ферму по выращиванию телят, привлекая в период заготовки сена дополнительных работников. На доходы от хозяйственной деятельности семья решила строить новый дом.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В ответе в качестве формы собственности должна быть названа
индивидуальная частная собственность и указаны ее признаки:
1) право собственности на используемые средства производства;
2) использование личного труда производителя, его семьи, наемных работников;
3) право распоряжаться доходом от хозяйственной деятельности
|
| Правильно названа форма собственности предприятия и указаны 2-3 ее признака
| 3
| Правильно названа форма собственности предприятия и указан один из приведенных выше признаков
| 2
| Правильно названа форма собственности предприятия
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
С6. Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В ответе могут быть названы следующие направления и приведены примеры:
1) рынок регулирует производство или подсказывает производителю через рыночные цены, что, как и для кого производить (приведен пример, показывающий влияние рыночной цены на ассортимент и объемы производства);
2) способствует рациональному использованию ресурсов или уравновешивает затраты и результаты производства (приведен пример экономного расходования ресурсов);
3) регулирует ценообразование (приведен пример, показывающий влияние спроса и предложения на формирование свободной рыночной цены).
Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие направления, приведены другие примеры.
|
| Названы и проиллюстрированы примерами три направления
| 3
| Названы два-три направления и проиллюстрированы примерами два из них
| 2
| Названы одно-три направления и проиллюстрировано примером одно из них, ИЛИ названы два-три направления без примеров, ИЛИ приведены два-три примера без указания направлений
| 1
| Названо одно направление без примеров ИЛИ приведен один пример без указания направления ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений;
2) Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения;
3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.
Могут быть приведены и другие примеры.
|
| Приведены три примера
| 3
| Приведены два примера
| 2
| Приведен один пример
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В ответе могут быть названы следующие задачи и приведены соответствующие примеры:
1)формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности;
2) правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда);
3) создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу);
4) формирование рыночной инфраструктуры (например, определение условий и правил деятельности коммерческих банков, фондовых бирж).
Могут быть приведены и проиллюстрированы примерами и другие задачи.
|
| Приведены и проиллюстрированы примерами три задачи
| 3
| Приведены и проиллюстрированы примерами две задачи
| 2
| Приведена и проиллюстрирована примерами одна задача
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Балл
| В ответе должны содержаться следующие элементы:
1) модель ситуации, допустим:
К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объем продаж;
2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и
- К. выписали премию;
- К. вручили грамоту;
- К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.
Может быть смоделирована другая, соответствующая условию, ситуация и указаны иные санкции.
|
| Смоделирована ситуация и приведены три примера санкций
| 3
| Смоделирована ситуация и приведены два примера санкций
| 2
| Смоделирована ситуация и приведен один пример санкций
| 1
| Смоделирована ситуация, отсутствуют примеры, ИЛИ модель ситуации отсутствует (независимо от качества и количества приведенных примеров), ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Балл
| Могут быть приведены следующие примеры:
1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»);
2) школа (образование) дает необходимые знания;
3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.
Могут быть приведены и другие примеры.
|
| Приведены три примера
| 3
| Приведены два примера
| 2
| Приведен один пример
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
| |
|
|