Главная страница


Задания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса (С5)



Скачать 420.89 Kb.
НазваниеЗадания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса (С5)
страница2/3
Дата10.04.2016
Размер420.89 Kb.
ТипДокументы
1   2   3

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о конституционном праве.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например:

– отрасль права, закрепляющая основы конституционного строя РФ, права, свободы и обязанности личности, национально-государственное устройство страны, порядок организации и компетенцию органов государственной власти, а также местного самоуправления.

  1. два предложения с информацией о конституционном праве, например:

– «Многие нормы конституционного права содержатся в федеральных конституционных законах».

- «Конституционное право РФ закрепляет общепризнанные демократические ценности».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о конституционном праве.




Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте

2

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте;

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданские правоотношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданских правоотношениях.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: «гражданские правоотношения – это личные имущественные и неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

  1. два предложения с информацией о правоотношениях, опирающейся на обществоведческие знания, например:

–«Гражданские правоотношения основываются на признании равенства их участников»;

- «Одной из сторон гражданских правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о гражданских правоотношениях.




Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

2

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены.

ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний.

ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например:

свобода – это возможность действовать на основе собственного выбора, осознавая ответственность за него»;

2) два предложения с информацией о свободе человека, опирающиеся на знания курса, например:

«Свобода для человека – это возможность выбора между добром и злом».

«В понятие «свобода человека» вкладывается как узкий, так и широкий смысл: это и конкретные свободы, записанные в Конституции, и принципиальная возможность всегда поступать на основе собственного выбора».

Могут быть составлены и другие предложения.




Раскрыт смысл понятия, составлены два предложения

2

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


Задания на раскрытие какого-либо теоретического положения (понятия) на примере (С6)
С6. Определите, какую форму собственности иллюстрирует следующий пример. Назовите признаки этой формы собственности.

Семья организовала ферму по выращиванию телят, привлекая в период заготовки сена дополнительных работников. На доходы от хозяйственной деятельности семья решила строить новый дом.
С6. Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проиллюстрируйте примером каждое из них.
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.
С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.
С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
С6. В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите на конкретных примерах.
С6. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп. (В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример группы.)
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.
С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Как правильно выполнять задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения, понятия на примере). Памятка для ученика
1. Рассматриваемый тип заданий – задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности.
2. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.
3. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
4. Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).
5. Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения. Подобные задания могут быть решены двумя способами:
а) элементами ответа являются комментарии, раскрывающие связь приведенного примера социального объекта с обозначенной проблемой или
б) оцениваемыми элементами ответа являются примеры социальных объектов с краткими комментариями, показывающими их связь с обозначенной проблемой. Требования данной модели заданий могут быть выражены в различных формах:


  • задания, требующие раскрыть на примере сущность объекта или его признаки: «На конкретном примере раскройте три признака трудового правонарушения»;




  • задания, требующие раскрыть на примере связь объектов или процессов: «Раскройте на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру», «Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры»;



  • задания, требующие раскрыть на примере значение объекта: «Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество»; «Раскройте на трех примерах роль практики как критерия истины».


6. Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».


  • При выполнении заданий первой модели следует не просто привести пример, но и прокомментировать, показать, как проявляется конкретный социальный объект;

  • При выполнении данной модели задания следует сделать как минимум два «шага»: во-первых - развернуть положение, приведенное в условии и сформулировать ряд более частных утверждений, во – вторых – подкрепить это утверждение конкретными фактами.

  • В тех случаях, когда условие развернуть не удается, ответ получается неубедительным, а то и просто неверным.




  • При выполнении заданий второй модели следует просто привести примеры или записать объекты и привести примеры (если оценивается перечень объектов и примеров)



С6. Определите, какую форму собственности иллюстрирует следующий пример. Назовите признаки этой формы собственности. Семья организовала ферму по выращиванию телят, привлекая в период заготовки сена дополнительных работников. На доходы от хозяйственной деятельности семья решила строить новый дом.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе в качестве формы собственности должна быть названа

индивидуальная частная собственность и указаны ее признаки:

1) право собственности на используемые средства производства;

2) использование личного труда производителя, его семьи, наемных работников;

3) право распоряжаться доходом от хозяйственной деятельности




Правильно названа форма собственности предприятия и указаны 2-3 ее признака

3

Правильно названа форма собственности предприятия и указан один из приведенных выше признаков

2

Правильно названа форма собственности предприятия

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



С6. Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проиллюстрируйте примером каждое из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть названы следующие направления и приведены примеры:

1) рынок регулирует производство или подсказывает производителю через рыночные цены, что, как и для кого производить (приведен пример, показывающий влияние рыночной цены на ассортимент и объемы производства);

2) способствует рациональному использованию ресурсов или уравновешивает затраты и результаты производства (приведен пример экономного расходования ресурсов);

3) регулирует ценообразование (приведен пример, показывающий влияние спроса и предложения на формирование свободной рыночной цены).

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие направления, приведены другие примеры.




Названы и проиллюстрированы примерами три направления

3

Названы два-три направления и проиллюстрированы примерами два из них

2

Названы одно-три направления и проиллюстрировано примером одно из них, ИЛИ названы два-три направления без примеров, ИЛИ приведены два-три примера без указания направлений

1

Названо одно направление без примеров ИЛИ приведен один пример без указания направления ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений;

2) Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения;

3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.

Могут быть приведены и другие примеры.




Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть названы следующие задачи и приведены соответствующие примеры:

1)формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности;

2) правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда);

3) создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу);

4) формирование рыночной инфраструктуры (например, определение условий и правил деятельности коммерческих банков, фондовых бирж).

Могут быть приведены и проиллюстрированы примерами и другие задачи.




Приведены и проиллюстрированы примерами три задачи

3

Приведены и проиллюстрированы примерами две задачи

2

Приведена и проиллюстрирована примерами одна задача

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны содержаться следующие элементы:

1) модель ситуации, допустим:

К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объем продаж;

2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и

- К. выписали премию;

- К. вручили грамоту;

- К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.

Может быть смоделирована другая, соответствующая условию, ситуация и указаны иные санкции.




Смоделирована ситуация и приведены три примера санкций

3

Смоделирована ситуация и приведены два примера санкций

2

Смоделирована ситуация и приведен один пример санкций

1

Смоделирована ситуация, отсутствуют примеры, ИЛИ модель ситуации отсутствует (независимо от качества и количества приведенных примеров), ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть приведены следующие примеры:

1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»);

2) школа (образование) дает необходимые знания;

3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Могут быть приведены и другие примеры.




Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3
1   2   3