Главная страница


Задания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса (С5)



Скачать 420.89 Kb.
НазваниеЗадания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса (С5)
страница3/3
Дата10.04.2016
Размер420.89 Kb.
ТипДокументы
1   2   3

С6. В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите на конкретных примерах.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе раскрывается связь социального статуса и социальной роли: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определенные модели (типы) поведения.

Приводятся примеры этой зависимости.

Например, от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой.

От руководителя предприятия – ответственных решений, заботы о членах коллектива.




Правильно раскрыта связь социальных статуса и роли, приведены два примера

3

Правильно раскрыта роль социальных статуса и роли, приведен один пример

2

Правильно раскрыта связь статуса и роли

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С6. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп. (В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример группы.)


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе могут быть приведены следующие критерии выделения социальных групп и примеры социальных групп:

1) возраст (дети, молодежь, пенсионеры);

2) национальная принадлежность (русские, украинцы, белорусы);

3) доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).

Могут быть приведены и другие примеры.




Указаны три критерия и приведено от одного до трех примеров на каждый

3

Названы два критерия и приведено от одного до трех примеров на каждый

2

Назван один критерий и один пример, ИЛИ критерии не названы, но приведены два-три примера

1

Критерии не названы, приведен один пример, ИЛИ назван один критерий, примеры не приведены, ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;

3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.




Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть приведены примеры:

- традиции – гостеприимство

- обычая – празднование юбилея

- церемонии - коронация.




Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть названы любые три проявления средств массовой коммуникации в общественной жизни и приведены соответствующие им примеры

1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений);

2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма);

3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний);

4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе);

5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т.д.).




Правильно названы три проявления и приведены два-три примера

3

Правильно названы два проявления и приведены один-два примера

2

Правильно названо одно проявление и приведен один пример

1

Правильно названо одно проявление без примеров ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например:

– социальная стратификация – социальное различие, неравенство положения людей в социальной структуре.

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

  1. два предложения с информацией о социальной стратификации, опирающейся на знание курса, например:

– «В основу стратификации положены многие критерии, среди них – размер доходов, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии».

- «Стратификация определенный срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество».

Могут быть составлены иные предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.




Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте

2

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте;

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


Задания на решение проблемных познавательных задач

(С7)
С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
С7. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Подтвердите этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу».

К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, указанные в задании.

Памятка для решения познавательных задач
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

-определите, какая полезная информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с условием задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

- если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.
На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?
1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части;
2) Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию;
3) Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться;
4) Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа;
5) Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием

С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов:

1) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства;

2) социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике;

В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей:

1) возможность совершенствования структуры производства;

2) возможность обновления техники и внедрения новых технологий;

3) поддержка отечественного производителя;

4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста

Могут быть приведены и другие аргументы.




Приведены по два аргумента в поддержку мнения каждой группы

3

Приведены по одному аргументу в поддержку каждой группы

2

Приведены один – два аргумента в поддержку одной из групп

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе могут быть названы такие функции семьи:

1) социализация детей;

2) хозяйственно-экономическая;

3) досуговая;

4) социально-статусная.

Указано, что функцию социализации теперь осуществляет также и школа, хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку обеспечивают его усилия в образовании, профессиональной деятельности.




Правильно указаны три функции, названы социальные институты, которые разделяют их с семьей

3

Правильно указаны две функции, названы социальные институты

2

Правильно указана одна функция, назван социальный институт

1

Правильно указана одна функция, институт не назван ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С7. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность.

Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус. Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.




Правильно назван процесс, указаны два фактора, приведено обобщающее понятие

3

Правильно назван процесс, указаны два фактора, ИЛИ правильно назван процесс, указан один фактор и приведено обобщающее понятие

2

Правильно назван процесс, указан один фактор

1

Ответ неправильный ИЛИ неверно назван процесс

0

Максимальный балл

3



С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Подтвердите этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшим каналом распространения массовой культуры. Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:

1) СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры;

2) художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность.

Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).



Правильно сформулирован вывод, приведено не менее двух поясняющих его положений, приведен дополнительный пример.

3

Правильно сформулирован вывод, приведены поясняющие положения

2

Сформулирован вывод, дано пояснение

1

Сформулирован вывод без пояснений и примера ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу».

К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, указанные в задании.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

1) Должно быть:

- указана аудитория, к которой обращена газета, - «массовая аудитория», «широкий круг читателей»;

- указана категория, к которой относится газета, - «желтая пресса» или «бульварная пресса» или «массовая пресса».

2) Могут быть указаны любые два признака «желтой прессы», не указанные в задании, например:

- акцент на развлекательность;

- отказ от серьезной аналитики;

- преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хроники, спорту и т.д.;

- приоритет интересов коллектива перед интересами личности.



Правильно названы аудитория и категория газеты, указаны два других признака, не содержащиеся в задании.

3

Правильно названы аудитория и категория газеты, указан один другой признак, не содержащийся в задании.

2

Правильно названы аудитория и категория газеты, другой признак, не содержащийся в задании не указан

1

Не названы аудитория или категория издания, но указаны один-два признака ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


1 Задания на перечисление, указание признаков, свойств, черт социального объекта с 2009 года не используются, хотя в спецификациях 2009, 2010 и 2011 года (см. план экзаменационной работы) указание на подобные задания осталось.

2 С 2009 года практически не используется в КИМах



1   2   3