Главная страница


Зеленогорск 2011г. Лаптева Наталья Леонидовна



НазваниеЗеленогорск 2011г. Лаптева Наталья Леонидовна
страница5/6
Дата14.04.2016
Размер1.14 Mb.
ТипПлан работы
1   2   3   4   5   6
Тема: Путешествие по Древней Руси. "Вольга и Микула".

1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций об эпохе Древней Руси.

Цель: Сообщить элементарные сведения об эпохе Древней Руси: в те времена во главе государства стоял князь. У него была дружина. Ежегодно князь собирал со своих крестьян дань (часть собранного урожая, скота, изготовленных ремесленниками изделий).

Материал: Иллюстрации с изображением портретов правителей Древней Руси, главных ворот Киева, Софийского собора.

Ход: Воспитатель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.

2. Чтение былины "Вольга и Микула".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Вольга и Микула". Используя разные средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Обогатить словарь словами и выражениями: дружина, оратай, пахарь, соха, дань, лихие люди.

Ход: Воспитатель читает былину и беседует с детьми.

Вольга и Микула

Когда воссияло солнце красное

На том ли на небушке на ясном

Тогда родился молодой Вольга Святославович.

А минуло с той поры да немало лет,

Стал Вольга князем Древнянским.

Собирал он себе дружинушку храбрую,

Тридцать молодцев да без единого,

А сам то Вольга тридцатым был.

Поехали они в города да за далёкие,

Выехали в чистое поле -широкое.

Услыхали в чистом поле оратая:

Пашет в поле оратаюшка,

Сам посвистывает, сошка у него поскрипывает.

Ехала дружинушка да по полю,

Ехала-то день до вечера, не могла до пахаря доехати.

Лишь на третий день оратая увидели:

А бороздочки он да попахивает,

Пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то камни в бороздку валит.

Говорит тут Вольга таковы слова:

"Божья помощь тебе, оратай,

Орать да пахать, да крестьянствовати!"

Говорит оратаи: "Спасибо тебе, Вольга Святославович!

Куда путь держишь со своей дружинушкой?"

Отвечает Вольга Святославович:

"Едем мы в путь не близкий -

Собирать дань с трёх городов."

А оратай ему советует: "Ай же ты, Вольга Святославович,

Не езжай ты в те края далёкие:

Там живут мужички да все разбойники,

Да потопят тебя в речке во Смородине!

Я недавно был в тех краях лихих,

Да учил их уму-разуму дубинкою"

Призадумался Вольга Святославович,

А потом приглашает пахаря:

"Ай же ты, оратай удалой,

Удивил ты нас своею силою.

Так поехали с нами во товарищах"

Говорит оратай таковы слова:

"Я оставил сошку во бороздочке,

А надо бы её сохранить,

Как бы сошку из земли повытряхнути.

Да бросить её да за ракитов куст?"

Посылает Вольга Святославович

Пять молодцев могучих

Вынуть сошку из сырой земли,

Бросить её за ракитов куст.

А молодцы да сошку всё вокруг вертят,

А не могут её из земли поднять.

Тут посылает Вольга Святославович

Всех своих ребятушек - та же беда!

А оратай на своей кобыле соловенькой

Подъехал да к сошке кленовенькой,

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли повытряхнул,

Бросил её да за ракитов куст.

Тогда сели все да на коней своих,

В путь-дороженьку отправились.

Тут начал Вольга выспрашивать:

"А как звать тебя да по имени?"

Отвечает пахарь-русский богатырь:

"А зовут меня Микула Селянинович."

Долго ли, коротко ли дорога вилась,

А приехали они ко городу,

Стали по городу похаживать.

Увидали жители Микулу Селяниновича,

Стали шёпотом да поговаривать:

"Как этот третьего дня был,

Мужичков-то наших уму-разуму учил!"

Стали мужички собираться,

Стали совет держать:

"Как бы придти да извиниться,

Да Микуле Селяниновичу низко поклониться?"

Пришли мужички к Микуле,

Говорят ему да таковы слова:

"Не держи на нас обиды, Микула Селянинович,

Оставайся у нас воеводою"

Тут говорит Вольга Святославович:

"Ай же ты Микула Селянинович!

Я жалую тебя тремя городами.

Оставайся здесь!".

Вопросы:

Куда и зачем отправился князь Вольга Святославович вместе со своей дружиной? Кого они встретили по дороге? Чем удивил крестьянин Микула молодого князя? От чего Микула предостерегал молодого князя? Почему Вольга Святославович предложил Микуле присоединиться к своей дружине? Почему князь оставил Микулу управлять тремя городами?

3. Чтение сказки "Мальчик с пальчик".

Цель: Продолжать формировать представления об основных занятиях людей в Древней Руси (земледелие). Закрепить в речи слова и выражения: соха, пахарь, борозда, крестьянин, пашня. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Ход: Воспитатель предлагает послушать сказку и ответить на вопросы:

Почему главного героя сказки прозвали "мальчик с пальчик"? Какую работу выполнял в поле отец? Какими орудиями труда пользовались крестьяне в Древней Руси? Почему барин решил купить волов? Чем закончилась эта история?

4. Дидактическая игра "Откуда хлеб пришёл?"

Цель: Закрепить представления детей о трудовых процессах, связанных с изготовлением хлеба.

Материал: Карточки с изображением отдельных процессов изготовления хлеба.

Ход: Детям предлагается разложить карточки в хронологическом порядке и рассказать о каждом процессе.

5. Пословицы, поговорки о земле, о хлебе.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о земле, о хлебе. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице и поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Воспитатель зачитывает пословицы и поговорки и вместе с детьми размышляет о смысле каждой из них.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что в поле не родится, всё в доме пригодится.

Земля - кормилица наша.

Хлеб всему голова.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

6. Беседа "Города России".

Цель: Дать краткие исторические сведения об истории возникновения некоторых русских городов (Царицын, Москва, Новгород). Развивать умение вести диалог на тему, предложенную воспитателем, опираясь на личный опыт детей. Закрепить в речи названия городов России.

Ход:

В: Россия - очень большое государство, в котором много больших и маленьких городов. Каждый город имеет своё название и свою историю. Например, наш город раньше назывался Царицын, потому что был основан на реке Царица. Москва тоже получила своё название, потому что была построена на Москва-реке.

Воспитатель предлагает вспомнить, в каких городах России они побывали или что-то слышали о них. Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель предлагает поиграть в игру "Города России".(Дети становятся в круг. Воспитатель бросает кому-то из детей мяч, ребёнок называет город и т.д.).

7. Инсценирование сказки "Мужик и медведь".

Цель: Продолжать формировать представления об основных занятиях Древней Руси. Используя разные средства выразительности (интонация, мимика, жесты), уметь передавать образы героев.

Материал: атрибуты для инсценировки.

Ход: Воспитатель предлагает детям изобразить следующие образы: человека, который внезапно увидел медведя; медведя, который ест мёд; лису, которую укусила оса и др. Те дети, у которых получились самые выразительные образы, выбираются на исполнение главных ролей.

8. Подвижная игра "Почта".

Цель: Закрепить названия городов России. Упражнять в создании выразительных образов. Воспитывать умение соблюдать правила игры.

Ход: Дети становятся в круг, водящий - в центре. Перекличка водящего с игроками:

- Динь, динь, динь! - Кто там? - Почта. - Откуда? - Из города ... (Ведущий называет город). - А что в этом городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают, играют с мячом, поливают, копают, и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант. Игра заканчивается, как только водящий наберёт пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Правила игры: Нельзя повторять названия городов.

9. Изодеятельность. Коллаж.Тема: "Вольга и Микула".

Цель: Повторить содержание былины. Формировать умение соединять аппликацию с рисованием. Поощрять умение и желание работать в коллективе, планировать будущую деятельность (отбирать нужные средства изодеятельности, обговаривать эскиз, распределять обязанности).

Материал: Цветная бумага, краски, клей, кисти, ватман, простые карандаши и др.

Ход: Воспитатель предлагает обсудить, какой сюжет будут изображать дети, какие виды изобразительной деятельности можно использовать для передачи тех или иных эпизодов сюжета. Далее предлагает сделать эскиз или же показывает свой собственный, с помощью которого дети выполняют коллаж.

Предварительная работа с детьми.

Тема: "Путешествие по Древней Руси. Вавила и скоморохи".

1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об истории Древней Руси: в те времена на Руси существовали скоморохи - люди, которые веселили народ на ярмарках, на больших торжищах. Скоморохи странствовали по всей Руси. Постой народ любил их, а знатный люд побаивался.

Материал: иллюстрации с изображением скоморохов, ярмарок.

Ход: Воспитатель предлагает послушать рассказ и рассмотреть иллюстрации.

В те далёкие времена на Руси по большим праздникам устраивались ярмарки. Здесь ремесленники и крестьяне могли продать или обменить свой товар. Ярмарки проходили очень весело. Всегда собиралось много народу. Людей зазывали и веселили скоморохи и Петрушки. Они разыгрывали небольшие сценки из народной жизни, высмеивая в них лень, глупость, жадность.

На ярмарках устраивались смешные конкурсы, например, "Кто кого переговорит", "Кто кого рассмешит", сочиняя для этого чистоговорки, заклички, дразнилки.

Люди ходили на ярмарки не только для того, чтобы что-то купить или продать, но и для того, чтобы отдохнуть, повеселиться, послушать скоморохов, встретиться со знакомыми, соседями.

Простой народ очень любил скоморохов за их весёлый нрав, юмор, за умение подметить смешное в самых, казалось бы, простых ситуациях. А купцы да бояре их побаивались за острый язык и меткое слово. Скоморохи никогда долго не задерживались на одном месте. Они ходили скоморошничать по всей Руси.

2. Чтение былины "Вавила и Скоморохи".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах из жизни древних славян на основе былины "Вавила и скоморохи". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие русского слога былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: скоморохи, гудок, нива, скоморошничать, вожжи.

Вавила и Скоморохи.

У честной вдовы да у Ненилы

Было чадо да сынок Вавила,

Как поехал да Вавилушка на ниву,

Хочет ниву он свою вспахать,

Родную матушку хлебом накормить.

Тут пришли к Вавиле скоморохи

Приглашают с собой в путь-дорогу:

«Мы идем на Инищее царство,

Переигрывать царя Собаку,

Сына его Перегуда, дочь Перекрасу,

Зятя его Пересвета.

Ты пойдёшь, Вавила, с нами скоморошить?.»

Говорит тут Вавила скоморохам:

« Я ведь песни петь да не умею,

Я в гудок играть-то не горазден!

Скоморохи - в ответ: «А ты попробуй!»

Заиграл Вавила во гудочек -

Заиграл гудочек как звоночек.

У Вавилы в руках были вожжи -

Превратились они в шёлковые струны.

Понял Вавила: перед ним не простые скоморохи.

Согласился тогда Вавила

Он повёл их в дом к родной матушке.

Стала матушка их потчевать:

Поднесла хлеба ржаные - стали они пшеничные.

Поднесла варёную курицу -

Та взмахнула крыльями да полетела.

Отпустила матушка Вавилу.

А идут да скоморохи по дороге,

Видят мужиков, что строят избу.

«Вам помочь?», - спрашивают скоморохи.

«Идите стороной, шуты безродные!»

Заиграл тогда Вавила в гусли:

Во звончатые да с перегудцем.

Ай! Что тут началось! Не перескажешь!

Ехала деревня мимо мужика,

Глядь, из-под собаки лают ворота.

«Тпру-у!»,- сказала лошадь, а мужик заржал.

Лошадь пошла в хату, а мужик стоял.

Лошадь ела сало, а мужик - овёс.

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Пошли скоморохи дальше, вдруг видят:

На горе пасётся корова,

Под горой, у реки стоит телега, рядом с ней - сапоги.

Заиграл Вавила в гудок и что все увидели:

На горе стоит телега, слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова, надевает сапоги.

Потешили, потешили людей и пошли дальше...

Идут, навстречу девочка с петухом.

«Бог в помощь, продать петуха!

Спасибо, люди добрые, за добрые слова!

Решил Вавила девочку посмешить,

Заиграл Вавила в гудок,появился новый смешок:

«Катя, Катя, Катюха!

Оседлала петуха.

Петух заржал, на базар побежал!

И пошли скоморохи по дороге,

И пришли в Инищее царство,

И переиграли царя и всё его семейство.

Сгорело то царство, посадили Вавилу на царство.

Он привёз туда свою матушку

Править стал справно,

Народ стал жить там исправно.

  • Вопросы по содержанию былины:

  • Чем занимался главный герой былины до встречи со скоморохами?

  • Куда пригласили скоморохи Вавилу?

  • Почему Вавила сначала отказался пойти вместе со скоморохами?

  • Какие чудеса происходили в родном доме Вавилы?

  • Какие чудеса стали происходить в деревне, когда Вавила заиграл в гусли?

  • Куда шла девочка с петухом?

  • Какая новая смешилка появилась, когда Вавила решил рассмешить девочку Катю?

  • Чем закончилась былина про Вавилу?

3. Чтение небылиц.

Цель: Формировать умение анализировать небылицу, объясняя, в чём состоит "небывальщина". Развивать чувство юмора.

Ход: Воспитатель предлагает послушать небылицы и объяснить, в чём состоит "небывальщина".

Крыши испугались,

Сели на ворон.

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Тимошка в лукошке

Приехал по дорожке.

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

"Куры съели петуха",

-Говорят собаки.

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Сено косят на печи

Молотками раки.

Рано утром, вечерком,

Поздно, на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

4. Словесная игра "Небывальщина".

Цель: Продолжать развивать творческое мышление, воображение, чувство юмора. Поощрять желание детей к сочинительству.

Ход: Воспитатель предлагает детям придумать небылицу самостоятельно, объясняя, в чём состоит "небывальщина". Например, летом медведь спит в берлоге (в берлоге он спит зимой); у курицы четыре ноги ( у неё две ноги).

5. Изодеятельность по впечатлению о былине "Вавила и скоморохи".

Цель: Продолжать формировать умение создавать образы героев и события былины на основе личных впечатлений о прочитанном, используя разные средства изобразительной деятельности.

Материал: Разные средства изобразительной деятельности.

Ход: Воспитатель предлагает изобразить героев и события былины, используя разные средства изобразительной деятельности.

6. Просмотр диафильма. Сказка " Горшеня".

Цель: Продолжать формировать представления о скоморохах и их деятельности. Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материал: Диапроектор.

Ход: Воспитатель вместе с детьми смотрит сказку. По ходу просматривания воспитатель вставляет уместные реплики о жизни и обычаях славян в Древней Руси.

7. Разыгрывание с детьми докучных сказок.

Цель: Развивать способности к театрализованной деятельности, чувство юмора. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа: Детям даётся домашнее задание: вместе с родителями выучить понравившуюся им докучную сказку.

Материал: Элементы русских народных костюмов.

Ход: Детям предлагается превратиться на несколько минут в скоморохов, выйти на "сцену" и развеселить детей-зрителей докучной сказкой. Например:

- Мы с тобой шли? - Шли. - Кожух нашли? - Нашли. - Ты его взял? - Взял. - А где же он? - Что? - Кожух. - Какой? - Да такой! Мы с тобой шли? - Шли. (И опять всё сначала - до тех пор, пока не надоест).

Шёл я как-то через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост

-Пусть ворона сохнет.

Шёл опять я через мост,

Глядь ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост

-Пусть ворона мокнет. (И опять всё сначала - до тех пор, пока не надоест).

9. Игра малой подвижности "Необычный оркестр".

Цель: Создать у детей благоприятный настрой, чувство комфорта и радости от участия в коллективной игре "Оркестр".

Ход: Воспитатель выступает в роли дирижера. Вместе с детьми поёт закличку, по завершении которой называет один из инструментов: барабан, дудочка, гусли, бубен, гармошка.

Закличка:

Играйте, музыканты,

Мы будем слушать, слушать ... барабан.

Дети имитируют игру на данном инструменте, пропевая:

Бара-бара-барабан,

Бара-бара-барабан,

Бара-бара-барабан,

Бара-бара-барабан.

Опять звучит закличка:

Играйте, музыканты,

Мы будем слушать, слушать дудочку.

Дети имитируют игру на данном инструменте, пропевая:

Дудо-дудо-дудочка,

Дудо-дудо-дудочка,

Дудо-дудо-дудочка,

Дудо-дудочка.

Последний раз вместо слов: "будем слушать (название инструмента), дети поют: "весь оркестр".

Затем дети выбирают для себя инструмент и имитируют игру на нём.

В итоге звучит общий шумный, весёлый оркестр.

Итоговая совместная деятельность.

Тема: "Вавила и скоморохи", "Добрыня и Змей", " Вавила и Микула".

Цель: Закрепить знания о содержании трёх былин, основных героях и событиях".

Материал: флажки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный, песочные часы, карточки для мини-кроссворда.

Ход:

Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится конкурс "Знатоки былин". Предлагает детям разделиться на три команды. Каждая команда занимает место за столом. На столах стоят флажки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и песочные часы.

Правила конкурса: На обсуждение ответов даётся одна минута. За каждый правильный ответ команда получает очко. За каждый дополнительный ответ команде присуждается очко. Право ответа получает та команда, игроки которой первыми подняли руку. За выкрики и подсказки команда лишается очка.

(Звучит гонг. Игра началась).

Вопросы первого конкурса: Былина "Вавила и скоморохи".

  1. Вспомните любую небывальщину из былины "Вавила и скоморохи".

  2. Вспомните название царства, куда шли скоморохи (Инищее).

  3. Вспомните имя царя Инищего царства (Собака).

  4. Вспомните имя дочери царя (Прекраса).

  5. Какой хлеб поднесла Матушка скоморохам? (Ржаной).

  6. Вспомните, что ела лошадь и что ел мужик в одной из небывальщин скоморохов (Мужик - овёс; лошадь - сало).

  7. Внимательно послушайте отрывки из былины и скажите, какие ошибки я допустила:

  • "Поднесла Матушка гуся жаренного, тот взмахнул крыльями да полетел" (Курицу варёную).

  • "Идут скоморохи по дороге, видят мужиков, что строят баню" (Терем).

  • "У Вавилы в руках были вожжи - превратились они в золотые нити" (Шёлковые струны).

Подводятся итоги первого конкурса.

Проводится хоровод "На дворе-то калина".

Вопросы второго конкурса: Былина "Добрыня и Змей".

  1. Вспомните пословицы и поговорки о храбрости и силе.

(Ответы детей) Храбрый побеждает - трус погибает. Смелость города берёт. Кто храбр - тот и жив. Кто смел, тот и цел. Хотя не ел да будь смел. Бой отвагу любит. Глаза страшат, а руки делают. Хоть надвое разорваться, да волку не достаться.

  1. Ведущая предлагает детям ответить на вопросы по былине:

  • С кем сражался Добрыня? (Со Змеем, с крокодилом, с Чёрным рыцарем).

  • Кого похитил змей? (Василису, Забаву Путятичну, медузу Горгону).

  • Какое оружие взял с собой Добрыня? (Лук со стрелами, меч кладенец, палицу с булавой).

  • Где обитал Змей Горыныч? (В норах, в морском царстве, на болоте).

Подводится итог второго конкурса.

Двигательная пауза.

Подвижная игра "Дятел".

Вопросы третьего конкурса: Былина "Вольга и Микула".

  1. Назовите былинных героев, которые тоже, как и Вавила, занимались землепашеством? (Микула Селянинович).

  2. Из предложенных картинок выберете те из них, которые относятся к теме "Землепашество" и назовите изображённые на них предметы. (Соха, борона, плуг и др.).

  3. Каждому столу предлагается ответить на вопрос мини-кроссворда.

  • Красный стол: Как назывался землепашец в Древней Руси? (Оратай).

О _ _ Т А _

  • Жёлтый стол: Как называлось войско в Древней Руси, которое находилось на службе у князя? (Дружина).

Д _ У _ _ Н _

  • Зелёный стол: Как называлась река, о которой упоминал Микула в разговоре с Вольгой Святославовичем? (Смородина).

С _ _ Р _ Д _ _ _

Результаты ответов детей воспитатель заносит в кроссворд, помещённый на мольберте. Подводится итог всего конкурса.

Победители и участники награждаются памятными призами.

ОДИ "Колесо истории".

1   2   3   4   5   6