Главная страница


Зеленогорск 2011г. Лаптева Наталья Леонидовна



НазваниеЗеленогорск 2011г. Лаптева Наталья Леонидовна
страница3/6
Дата14.04.2016
Размер1.14 Mb.
ТипПлан работы
1   2   3   4   5   6
Тема: Илья Муромец и Соловей Разбойник.

1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций "Былины - кладезь народной мудрости".

Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое , я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

2. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом репродукции картины Васнецова "Богатыри".

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена русский народ славился богатырской силой; слова о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче дошла до наших дней. Русские богатыри защищали родную землю от врагов. Об их подвигах слагали сказки. Обогатить словарь детей словами: былины, богатыри, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Материал: репродукция картины Васнецова "Богатыри".

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает репродукцию картины Васнецова "Богатыри": Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильёй Муромцем. Вот он (показывает на картину "Богатыри" Васнецова) вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем несёт караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алёша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, "богатырь богатырей", мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.

Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём, узнаете о его первых подвигах.

3. Чтение и беседа по былине "Илья Муромец".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, студёная водица, калики перехожие, чадо милое, жажда мучает.

Ход: Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины: Илья Муромец и Соловей-Разбойник.

В том ли в городе во Муроме, в том ли в селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое - Ильюшенька сын Иванович. Опечалил он родителей своих - был здоровьем слаб, все в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки. Так пролежал на печи он тридцать лет и три годика. Как в одно утро ранее постучали ко Илюшеньке калики-перехожие. Говорят: "Напои ты нас добрый молодец водой студеной, жажда мучает!" Отвечает им Илюшенька: "Стыдно старые за водой посылать безногого!" Тут напрягся Илюшенька и пошел по сырой земле-матушке. Лишь принес он воды студеной страничкам как они молвили: "А ты испей водицы студеной!" Выпил Илья водицы колодезной. Тут случилось чудо чудное. И почувствовал Илья в себе силу богатырскую. А как стал Илюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал он, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Путь его был далек и опасен. Прямоезжая дорожка заколодена, заколодена дорожка замуравлена. И на добром коне тут никто не прохаживал. Место сие называлось √ Черная Грязь, что у реки Смородины. Сидит там Соловей-Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается. Все лазоревы цветочки осыпаются. Темны лесушки к земле все преклоняются. И люди, что были там все мертвы лежат. Когда Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Его добрый конь стал спотыкаться. Он берет тугой лук разрывчатый и стрелу колену, накладывает и стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремечку и повез по чисту полю. Прямо в стольный Киев град ко князю Владимиру. И все приговаривал: "Полно тебе свистать по-соловьиному, полно тебе сиротить да малых детушек!"

Как назывались город и село, где родился Илья Муромец? Как он провёл свои первые 30 лет жизни? Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга? Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём? Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления? Как называлось место, где он встретил Соловья-разбойника? Как Илья Муромец победил его? Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьём-разбойником?

4. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов "Путешествие по Русской избе".

Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки , в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.

В дорогу идти - пять пар плести.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

5. Дидактическая игра "Герои русских былин".

Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать восприятие.

Материал: Кубики, набор иллюстраций.

Ход: Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из кубиков такую же картину по выбранному образцу.

6. Чтение загадок, пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

Храбрый побеждает - трус погибает.

Смелость города берёт.

Кто храбр - тот и жив.

Кто смел, тот и цел.

7. Разучивание русской народной подвижной игры."Петушиные бои".
Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.

Материал: Мелок.

Ход: На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.

8. Разучивание русской народной подвижной игры "Слепой козёл".

Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.

Ход: "Жмурке" завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: "Кто там?". "Слепой козёл", - отвечает "жмурка".

Играющие все вместе говорят:

Козёл слепой,

Не ходи к нам ногой.

Иди в кут,

Там холсты ткут,

-Тебе холстик дадут!

Недовольный козёл снова стучит в дверь."Кто там?". "Апанас!", - отвечает козёл. "Апанас, ищи нас!", - с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок становится "жмуркой".

9. Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу"

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия.

Материал: Изображение русского богатыря, разнообразные детали костюмов воинов разных народов.

Ход: Воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю.

10. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, изображающих различные постройки Древней Руси: изба, терем, палаты.

Цель: Формировать представления о постройках Древней Руси, а также о том, что чем богаче был человек, тем богаче был его дом. Обогатить словарь детей: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре.

Материал: Иллюстрации с изображением построек Древней Руси.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных построек и рассказывает о каждой из них, выделяя характерные особенности: изба - низкая, бревенчатая; терем - высокий, расписной, узорчатый; палаты - сделаны из камня, высокие.

Чем богаче был человек, тем богаче был его дом: простые крестьяне и ремесленники жили в избах; князья да бояре - в теремах, палатах белокаменных.

Воспитатель зачитывает отрывки из разных былин, где упоминаются названия разных построек.

"...В том ли городе во Муроме, в том ли селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое - Илюшенька сын Иванович. Опечалил он родителей своих - был здоровьем слаб, всё в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки..." (былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник").

"... И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж её сидит в тёмном погребе, стала она думать, как его освободить из острога. И подумала она: " Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а смогу спасти его своею догадкою, женской хитростью да изворотливостью.

Первым наперво - отрезала она косыньки свои длинные, уложила волосы по-молодецки. Назвалась добрым молодцем Василием Микуловичем и отправилась из своего терема в путь-дорогу выручать мужа любимого.

Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жёны княжескую дочь..." (былина "Ставр Годинович").

Предварительная работа с детьми.

Тема: Ставр Годинович.

1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена в Древней Руси во главе государства стояли Великие князья; столицей Киевской Руси был город Киев; князья управляли государством, принимали заморских послов, вершили суд, устраивали пиры, Древняя Русь была богатым государством.

Материал: Иллюстрации с изображением портретов правителей Древней Руси, Золотых ворот и Софийского собора в Киеве.

Ход: Воспитатель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.

В Древней Руси во главе государства стояли Великие князья. В разное время это были: Ярослав Мудрый, Владимир Красное Солнышко, Вещий Олег, Княгиня Ольга, Владимир Мономах и др. Князья не только управляли государством, но также принимали заморских послов, вершили суды; князья любили попировать с дружинниками в честь своих ратных побед, а для простых горожан киевские князья устраивали скачки, турниры, различные игрища.

Древняя Русь славилась далеко за её пределами. Русь была большим и богатым государством. Чужеземцы, посещавшие столицу Древней Руси - Киев, рассказывали о его богатстве. Недаром Главные ворота Киева назывались Золотыми. Обитые золочёной медью, они ярко блестели на солнце. Золотом горели и купола многочисленных церквей. Но больше других поражало воображение путешественников главных храм Киева - Софийский собор: величественный каменный красавец, украшенный тринадцатью куполами.

2. Чтение былины "Ставр Годинович".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Ставр Годинович". Используя разные средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, водица студёная, калики перехожие.

Ход: Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины.

Ставр Годинович.

Случилось это давным-давно в городе во Киеве. Правил Киевом великий князь, звали его Владимиром. Вот однажды собрал князь гостей; князей да бояр на пир честной. Сидят гости на пировании в палатах белокаменных - пьют, едят, да друг пред дружкой похваляются. Только один гость сидит не хвастает, зовут его Ставром Годиновичем. И спросил его князь: "Что молчишь, сидишь Ставрушка? Али нечем тебе похвастаться". Отвечает ему Ставр: "Есть у меня, светлый князь, и золота и серебра предостаточно. Но свою жену Василису я ценю дороже злата-серебра! Нет ей равной по уму по всей Руси Великой, всех она перехитрит!" Не понравились князю таковы слова гостя честного и задумал Владимир нехорошее. Приказал он своим слугам схватить Ставра Годиновича, посадить его в погреба глубокие. "Если женушка твоя такая умная, пусть сумеет тебя оттуда высвободить". И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж ее сидит в темном погребе, стала она думать - как его освободить из острога. И подумала она: "Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а могу спасти его своею догадкою, женской хитростью, да изворотливостью". Первым наперво - отрезала она косоньки свои длинные, уложила волосы по молодецки. Назвалась добрым молодцом Василием Микуловичем и отправилась из терема высокого в путь - выручать мужа любимого. Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жены княжескую дочь. Но княжна молодая догадывается, что это женщина и просит: "Испытай его, батюшка!" Говорит тогда князь: "Не угодно ли тебе сходить в баньку - попариться?" Отвечает тот: "Не худо бы!" Только собрался князь в баню, а гость уже выходит: "С легким паром!" Раздосадовался князь и говорит ему на другой день: "Неугодно ли после баньки отдохнуть?" Отвечает Василий: "Не худо бы!" В спаленке он головой ложиться, где ногам быть, а ногами ложиться на подушечку. Тут вошел князь, посмотрел: есть широкие плечи богатырские! А на третий день говорит ему князь: "Не угодно ли с моими дворянами потешиться. Сходить на широкий двор, в колечко золоченое стрелять". Дворяне стреляли не попали, Василий Микулович стрелял - попал. И с боярами потешился: взял одного одной рукой, другого другой, а третьего посередочке и всех лбами свел, за раз он наземь троих положил. Испугался князь и отдал за него дочь. Настал день свадьбы, но не весел сидит жених. Говорит: "Грустно у тебя князь, музыканты играют - что собаки воют!" Говорит князь: "Так нет других!" Изумился жених: "Как нет, а слыхал я, что у тебя во погребах томится Ставр - именитый гусляр! Выпусти его, сделай милость!" Вышел тут Ставр, так и разоблачилась Василиса . Удивился Ставр: "А где же твои косы шелковые?" Василиса ему: "А косами я тебя из погреба высвободила!" Тут стыдно стало князю и отпустил он их с миром. И ушли они, и зажили счастливо!

Где происходит действие былины? Как звали Великого князя, который правил в те времена Киевом? Почему князь посадил Ставра Годиновича в острог? Как звали жену Ставра Годиновича? Как она спасла своего мужа? Кто не поверил "добру молодцу" Василию Микуловичу? Как испытывал князь "добра молодца"? Почему князь Владимир отпустил Ставра Годиновича и Василису Микуличну?

3. Словесная игра "Похвали соседа".

Цель: Упражнять детей в подборе слов, характеризующих положительные качества человека. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Ход: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели

Друг на друга смотрели,

Слова разные говорили,

Друг друга хвалили.

Ведущий бросает мяч одному из детей, хвалит ребёнка потешкой. Ребёнок бросает мяч товарищу и тоже хвалит его потешкой. Игра продолжается.

Хвалебные потешки.

Наша Лерочка в саду, Что оладушек в меду.

Коленька хороший, Коленька пригожий.

Наша Маша маленька, У ней губки маленьки.

У нашей Галеньки Красный кафтанчик С синим карманчиком.

В светлом "Теремочке" Выросла Лизуша. Все её любят, все её голубят.

4. Беседа об эмоциях человека.

Цель: Уточнить представление детей о различных эмоциональных состояниях человека. Упражнять в изображении эмоциональных состояний с помощью жестов и мимики.

Вопросы к беседе: Какие эмоциональные состояния вы знаете? Какие люди располагают к общению? Что нужно сделать, чтобы плохое настроение стало хорошим? Что ты делаешь в случае, когда твой друг загрустил, обиделся, огорчился? Вспомни, что тебе помогает улучшить настроение?

Ход: Воспитатель раздаёт детям маленькие зеркала и предлагает изобразить разные эмоциональные состояния человека: грусть, радость, удивление, огорчение и т.д. В ходе выполнения задания обращает внимание на выразительность передаваемых состояний.

5. Подвижная игра "Здравствуй, дедушка Мазай!"

Цель: Тренировать детей в создании выразительных образов с помощью мимики и жестов.

Ход: выбирается "дедушка Мазай" (с помощью считалки). Остальные участники остаются детьми. Дети придумывают и обговаривают то, что они будут показывать. Со словами: "Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Где мы были мы не скажем, а что делали покажем". После того,как покажут образ "деду Мазаю", он угадывает и называет его. Если он правильно назвал, дети разбегаются, он их догоняет. Пойманный ребёнок становится "Мазаем".

6. Подвижная игра "Молчанка".

Цель: Развивать образное мышление, воображение, чувство юмора. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, интерес к устному народному творчеству.

Ход: Перед началом игры все участники произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стишками. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты: по желанию играющих поют песенки, читают стихи и т.д.

Смешилки, дразнилки.

Оля, Оля, вылей воду На зелёную колоду -Поросят помыть, Боровка напоить!

Андрей-ротозей, Не гоняй голубей, Голуби боятся, На крышу не садятся.

Гришка-воришка Украл топоришко, Полез в окошко, Упал в лукошко.

- Мишка-медведь, Научи меня реветь! - Я умею, да не смею, Я хозяина боюсь!

Лёнчик-пончик Съел батончик, Поросёнка и быка, Ушат выпил молока, Ещё клеть поел хлебов, Три корзины пирогов.

Миронушка-Мирон, Полна пазуха ворон. Выглянул в окошко -Голова с лукошко, Нос крючком, Волоса клочком!

Хотел Федя Убить медведя, А ему медведь: - Федь, не сметь!

Никита-волокита Купил лошадь без копыта. А Фома-простота Купил лошадь без хвоста.

Гена-пена, дай полено, Нечем печку растопить! А из печки дым идёт, Гена барышню ведёт.

Мишка-плишка-лебеда Не годится никуда Нос картошкой Глаза плошкой, Рот до самых до ушей -Хоть завязочки пришей

7. Дидактическая игра Герои русских былин".

Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать восприятие.

Материал: Кубики, набор иллюстраций.

Ход: Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из кубиков такую же картину по выбранному образцу.

8. Чтение пословиц, поговорок о различных эмоциональных состояниях человека.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа, о различных эмоциональных состояниях человека. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Радость

Смех - родной брат силы.

Весёлый смех - здоровье.

Задор забывает, что сил не хватает.

Страх

Кто испуган, тот побеждён наполовину.

За волосы дыбом не скажут "Спасибо".

У страха глаза велики.

Дрожит, как осиновый лист.

Обида

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

Робость

Когда робость приходит - победа уходит.

Не сробеешь - врага одолеешь.

9. Речевое упражнение "Кто лучше скажет".

Цель: Развивать темп речи у детей. Упражнять в проговаривании чистоговорок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Ход: Воспитатель проговаривает скороговорку, просит детей повторить её, соблюдая очерёдность.

Маша кудри распустила - солнце их раззолотило.

Вставай, Архип, - петух охрип.

Серёжка, Серёжка, громко топни ножкой.

Ты скажи, Федул, зачем губы надул?

Предварительная работа с детьми.

1   2   3   4   5   6