Тема: «Знакомство детей с древними жилищами людей на Кубани
и предметами быта казака» Программные задачи:
Познакомить детей с древней историей жилища людей на Кубани. Воспитать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков.
Учить рассказывать о предметах быта казаков.
Учить знать и загадывать пословицы, загадки (чем славится плодородная земля Кубани)
Учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций жилищ древних людей на Кубани.
Рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака».
Заучивание пословиц.
Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».
Рассматривание одежды казака-казачки.
Рассматривание узоров полотенец.
Беседа «Что нам осень подарила».
Воспитатель: Очень часто а событиями
И сутолокою дней, старины
Своей не помним мы,
Забываем о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину.
Дети проходят и садятся
Воспитатель: Это было давным-давно. Много лет назад на Кубани жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Позже они научились строить жилище из костей и шкур животных. (Воспитатель открывает макет). Климат стал холоднее, и люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, напоминающие огромные картины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. До тех пор пока царица Екатерина II за верную службу подарила казакам Кубанские земли. Кубанские земли казакам очень понравилось. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В лесах было много зверей. В плавнях водилось много рыбы. И построили казаки 40 станиц по всей земле Кубанской. Строительство велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа. Хаты-курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть макет №3).
Чтобы хаты были еще красивей, казаки воле хат сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения кубанского писателя И.Бойко «Гимн хате».
«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, шурлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз. Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и повсюду к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому… А сколько пота пролила ты! Просыпались рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти; когда тебе нашептывали сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что не повернуться, ни сесть!».
Воспитатель: А теперь посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети встают и обходят комнату. Воспитатель показывает: вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, и сами хозяева Маруся и Грынько. А вот сундук).
Воспитатель: Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).
Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть, но он не открывается).
Воспитатель: А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните Кубанские пословицы и поговорки. (Садится. Дети садятся).
Дети говорят пословицы:
Дышева рыбка, та погана юшка.
Баба с возу, кобыле легче.
Очи шо бралы, йиштэ хоть повылазьтэ.
Любы дома шо захочешь, а в людях шо дають.
Хлиб, силь да вода – то казачья еда.
Дэ лодырь ходэ, там земля не ходэ.
Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет! (вытаскиваю кувшин).
Воспитатель: Дети, что это? (кувшин)
- Дети, определите, из чего сделан кувшин? (даю потрогать)
- Правильно, но сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, сделавшего этот кувшин. Его принесла Саша.
Рассказ Саши: «У меня в руках кувшин. Его сделал гончар. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду».
Воспитатель: Бабушка Саши очень дорожит этим кувшином, она хранит его дома, он очень старый. А еще, дети, этот кувшин на Кубани называли глэчик.
- Дети, какие кубанские слова вы еще знаете?
Дети: цыбуля, кабыца, буряк, тын, драбына, кавун, гарный, цуцыня.
Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Кубанского поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом». (рассказывает ребенок).
На хуторе нашем вишневом
На хуторе нашем вишневом,
У чистой Криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
И те стеновые цветочки,
Как щедрого молва,
Шитьем украшают сорочки,
Подолы, рубах рукава.
Воспитатель достает из сундука рубашку. Дает ребенку в руки – «Какая красивая рубашка!».
Ребенок: я принесла бабушкину рубашку. Казачки очень любили наряжаться на праздники. Она сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Бабушка надевала рубашку, платок, юбку, бусы и была очень красивой.
Воспитатель: А узор на блузке обозначает плодородие земли кубанской (цветы). Земля на Кубани очень плодородная, на ней выращивают богатый урожай. На Кубани было много мастериц. Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).
Ребенок: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.
Воспитатель: Что же еще в сундуке? (достаю скалку).
Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.
- Посмотрите какой! (ставлю на стол утюг)
- Из чего он сделан?
Рассказ ребенка: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.
Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.
- Дети, давайте отгадаем загадки о том, чем славится плодородная земля Кубани. (Дети отгадывают загадки и находят на подносе рис, виноград, колос пшеницы, подсолнух).
Загадки
Белая водица всем нам пригодится,
Из водицы белой все, что хочешь, делай:
Масло, простоквашу, вкусную кашу,
Творожок на пирожок.
Ешь да пей, друзьям налей,
Да коту не пожалей. (молоко)
Гроздья белые висят –
Это спелый (виноград)
Он рекой в комбайны льется,
Белым золотом зовется,
Славит он станицу нашу,
Любим кушать эту кашу. (рис)
Вырос в поле дом,
Полон зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столе золотом. (колос пшеницы)
Желтый Антошка
Вертится на ножке,
Где солнце стоит,
Туда он и глядит (подсолнух). Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым.
- Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).
Дети рисуют-украшают полотенца (звучит фонограмма).
Рассмотрение работ.
Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. А завтра… завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить: МНОГИЕ ИЗ НАС ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ЗЕМЛЮ КУБАНСКУЮ. |