|  | «Звук ч, буква Ч»| Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР
 Тема: «Звук ч, буква Ч»
 Цель:
 
 закрепить правильное произношение звука «ч»;
 
 закрепить знания детей о звуке «ч» и букве Ч;
 
 упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;
 
 расширять предметный словарь и словарь признаков;
 
 работать над многозначностью слова «ручка»;
 
 закреплять умение составлять предложения по схемам с предлогами;
 
 упражнять в чтении предложений;
 
 развивать мышление, внимание, память.
 Оборудование:
 
 игрушка Чебурашка,
 
 картина «Весна»,
 
 предметные картинки,
 
 схемы слов и предложений,
 
 слоги на карточках с магнитами,
 
 таблица с предложениями
 Ход занятия:
 I. Организационный момент
 
 − Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ч». (Бочка, часы, ключ, врач и т.д.)
 
 Вспомните сказочных героев, в именах которых слышится звук «ч»? (Чебурашка, Чипполино, Почтальон Печкин, Снегурочка, Мальчик-с-Пальчик.)
 II. Постановка цели занятия
 − О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить о звуке «ч» и букве «Ч»).
 III. Характеристика звука «ч» и буквы «Ч»
 
 П
  овторение материала. − Сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка.
 
 Расскажите о его настроении. Какой он? (Чебурашка грустный, печальный, расстроенный, огорченный, невеселый.)
 
 − Я знаю, почему Чебурашка такой грустный. Вредная Старуха Шапокляк сказала, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке «ч» и букве «Ч». Если вы поможете Чебурашке правильно выполнить все задания, он пойдет осенью в первый класс.
 
 − Дайте характеристику звуку «ч». (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)
 
 − Докажите, что звук «ч» согласный. (Когда мы произносим звук «ч», воздух во рту встречает преграду.)
 
 − Какой буквой обозначается звук «ч»? (Буквой «Ч».) Выставляется буква «Ч». Какая это буква? (Согласная.)
 
 −
  На что похожа буква «Ч»? (На цифру «4». На удочку с леской. На перевернутый стул.) IV. Определение места звука «ч» в слове
 Дидактическая игра «Весенние слова»
 
 − Ребята, посмотрите на весеннюю картину. Помогите Чебурашке назвать «весенние слова» со звуком «ч» и определить место звука «ч» в словах. (В слове «бабочка» звук «ч» слышится в середине слова.)
 V. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов
 Дидактическая игра «Угадай слово».
 
 − Угадайте слово по первым звукам в названии картинок. Назовите первые звуки в словах. (В слове «ромашка» первый звук «р» и т. д.)
 
 
 
 
 − Какое слово получилось? (Ручка.)
 
 − Составьте схему слова «ручка». Сколько слогов в слове «ручка»? (Два слога.)
 
 − Почему два слога? (Потому что два гласных звука «у», «а».)
 
 − Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
 
 − Назовите первый слог. (Руч…)
 
 − Назовите второй слог. (…ка)
 
 − Сколько звуков в слове «ручка»? (Пять звуков.)
 
 − Сколько звуков в первом (во втором) слоге?
 
 − Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «р» − согласный, твердый, звонкий.)
 
 − Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «к» − согласный, твердый, глухой.)
 
 − Назовите третий звук в первом слоге. (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)
 VI. Физкультминутка
 − Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Поиграем в игру «Зеркало». (Один ребенок показывает движения, сопровождая их стихами. Дети повторяют.)
 
 
     | Перед зеркалом стою
 
 И себя не узнаю.
 Ставлю руки на бочок:
 
 Я − отважный морячок.
 
 Вы еще не сели
 
 Я теперь качели.
 Ну-ка угадай-ка,
 
 Что за птица? Чайка.
 Только ночка началась,
 
 В небе звездочка зажглась
 
 | Стоят прямо.
 
 Качают головой.
 Ставят руки на пояс.
 
 Правая нога - на носок, подбородок вверх.
 Соединяют руки,
 
 качают ими влево-вправо.
 Машут руками, как крыльями,
 
 кисти рук заострены вверх.
 Руки в стороны, ноги широко расставлены.
 
 |  
 − Какие слова со звуком «ч» вы запомнили?.( Бочок, морячок, качели, чайка, звездочка.)
 VII. Работа над многозначностью слова «ручка»
 − Что такое «ручка»? (Ручка − это маленькая рука. Ручка − это предмет для письма. Ручка − это часть двери или сумки.)
 
 − Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.)
 VIII. Составление слов из слогов
 (Упражнение в слоговом синтезе слов)
 
 Дидактическая игра «Составь слова из слогов».
 
 − Если вы правильно составите слова из слогов, то узнаете, что еще возьмет Чебурашка в школу.
 
 Дети составляют слова из слогов, находящихся на магнитной доске.
 
           | ли
 
 | ней
 
 | ка
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 |   | тет
 
 | радь
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 |   | пе
 
 | нал
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 |   | у
 
 | чеб
 
 | ник
 
 | 
 
 
 |  
 
 
 
 
 − Что возьмет Чебурашка в школу? (Ручку, линейку, тетрадь, пенал, учебник.)
 
 − В каких словах слышится звук «ч»? (Звук «ч» слышится в словах «ручка», «учебник».)
 
 − Как можно назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности.)
 X. Упражнение в чтении предложений
 (Формирование навыка осмысленного чтения, закрепление понятия о предложении).
 
 − Чебурашка просит вас прочитать, что написано на таблице.
 
 Дети читают предложения:
 
 Гречка в речке, водичка в печке.
 
 Гречка в печке, водичка в речке.
 
 Речка в гречке, водичка в печке.
 
 Печка в водичке, гречка в речке.
 
 − Что вы прочитали? (Предложения.)
 
 − Что такое предложение? (Несколько слов, связанных по смыслу.)
 
 − Какое предложение правильное по смыслу? (Гречка в печке, водичка в речке.)
 
 − Как пишется предложение. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка. Слова в предложении пишутся раздельно.)
 
 − Повторите правильное предложение по памяти. Какой звук часто слышится в словах этого предложения? (Звук «ч».)
 XI. Составление предложений по схемам
 (Анализ состава предложения)
 
 − Составьте предложение про Чебурашку по схеме.
 
 
  
 (Чебурашка жил в телефонной будке.)
 
 − Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Чебурашка.)
 
 − Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Будке.)
 
 − Назовите слово-действие. (Жил.) На какой вопрос отвечает это слово? (Что делал?)
 
 − Назовите предлог. (Предлог в.)
 
 − Назовите слово-признак. (Телефонной.) На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)
 
 
  
 (Чебурашка вышел из нового дома.)
 
 
  
 (Чебурашка идет по широкой дороге.)
 XII. Итог занятия
 − Вы помогли Чебурашке выполнить все задания. Каким стало его настроение? (Веселым, радостным, бодрым.) Он, как и вы, пойдет в первый класс. Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук «ч» и букву Ч.)
 
 − Что понравилось на занятии?
 
 Оценка деятельности детей.
 
 
  Литература:
 1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.
 
 2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
 
 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
 
 4. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
 
 5. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать.
 
  
 
 
 | 
 |  |