|
«Звук ч, буква Ч» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Звук ч, буква Ч» Цель:
закрепить правильное произношение звука «ч»;
закрепить знания детей о звуке «ч» и букве Ч;
упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;
расширять предметный словарь и словарь признаков;
работать над многозначностью слова «ручка»;
закреплять умение составлять предложения по схемам с предлогами;
упражнять в чтении предложений;
развивать мышление, внимание, память. Оборудование:
игрушка Чебурашка,
картина «Весна»,
предметные картинки,
схемы слов и предложений,
слоги на карточках с магнитами,
таблица с предложениями Ход занятия: I. Организационный момент
− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ч». (Бочка, часы, ключ, врач и т.д.)
Вспомните сказочных героев, в именах которых слышится звук «ч»? (Чебурашка, Чипполино, Почтальон Печкин, Снегурочка, Мальчик-с-Пальчик.) II. Постановка цели занятия − О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить о звуке «ч» и букве «Ч»). III. Характеристика звука «ч» и буквы «Ч»
Повторение материала. − Сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка.
Расскажите о его настроении. Какой он? (Чебурашка грустный, печальный, расстроенный, огорченный, невеселый.)
− Я знаю, почему Чебурашка такой грустный. Вредная Старуха Шапокляк сказала, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке «ч» и букве «Ч». Если вы поможете Чебурашке правильно выполнить все задания, он пойдет осенью в первый класс.
− Дайте характеристику звуку «ч». (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)
− Докажите, что звук «ч» согласный. (Когда мы произносим звук «ч», воздух во рту встречает преграду.)
− Какой буквой обозначается звук «ч»? (Буквой «Ч».) Выставляется буква «Ч». Какая это буква? (Согласная.)
− На что похожа буква «Ч»? (На цифру «4». На удочку с леской. На перевернутый стул.) IV. Определение места звука «ч» в слове Дидактическая игра «Весенние слова»
− Ребята, посмотрите на весеннюю картину. Помогите Чебурашке назвать «весенние слова» со звуком «ч» и определить место звука «ч» в словах. (В слове «бабочка» звук «ч» слышится в середине слова.) V. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов Дидактическая игра «Угадай слово».
− Угадайте слово по первым звукам в названии картинок. Назовите первые звуки в словах. (В слове «ромашка» первый звук «р» и т. д.)
− Какое слово получилось? (Ручка.)
− Составьте схему слова «ручка». Сколько слогов в слове «ручка»? (Два слога.)
− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «у», «а».)
− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
− Назовите первый слог. (Руч…)
− Назовите второй слог. (…ка)
− Сколько звуков в слове «ручка»? (Пять звуков.)
− Сколько звуков в первом (во втором) слоге?
− Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «р» − согласный, твердый, звонкий.)
− Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «к» − согласный, твердый, глухой.)
− Назовите третий звук в первом слоге. (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.) VI. Физкультминутка − Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Поиграем в игру «Зеркало». (Один ребенок показывает движения, сопровождая их стихами. Дети повторяют.)
Перед зеркалом стою
И себя не узнаю. Ставлю руки на бочок:
Я − отважный морячок.
Вы еще не сели
Я теперь качели. Ну-ка угадай-ка,
Что за птица? Чайка. Только ночка началась,
В небе звездочка зажглась
| Стоят прямо.
Качают головой. Ставят руки на пояс.
Правая нога - на носок, подбородок вверх. Соединяют руки,
качают ими влево-вправо. Машут руками, как крыльями,
кисти рук заострены вверх. Руки в стороны, ноги широко расставлены.
|
− Какие слова со звуком «ч» вы запомнили?.( Бочок, морячок, качели, чайка, звездочка.) VII. Работа над многозначностью слова «ручка» − Что такое «ручка»? (Ручка − это маленькая рука. Ручка − это предмет для письма. Ручка − это часть двери или сумки.)
− Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.) VIII. Составление слов из слогов (Упражнение в слоговом синтезе слов)
Дидактическая игра «Составь слова из слогов».
− Если вы правильно составите слова из слогов, то узнаете, что еще возьмет Чебурашка в школу.
Дети составляют слова из слогов, находящихся на магнитной доске. ли
| ней
| ка
|
|
| тет
| радь
|
|
| пе
| нал
|
|
| у
| чеб
| ник
|
|
− Что возьмет Чебурашка в школу? (Ручку, линейку, тетрадь, пенал, учебник.)
− В каких словах слышится звук «ч»? (Звук «ч» слышится в словах «ручка», «учебник».)
− Как можно назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности.) X. Упражнение в чтении предложений (Формирование навыка осмысленного чтения, закрепление понятия о предложении).
− Чебурашка просит вас прочитать, что написано на таблице.
Дети читают предложения:
Гречка в речке, водичка в печке.
Гречка в печке, водичка в речке.
Речка в гречке, водичка в печке.
Печка в водичке, гречка в речке.
− Что вы прочитали? (Предложения.)
− Что такое предложение? (Несколько слов, связанных по смыслу.)
− Какое предложение правильное по смыслу? (Гречка в печке, водичка в речке.)
− Как пишется предложение. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка. Слова в предложении пишутся раздельно.)
− Повторите правильное предложение по памяти. Какой звук часто слышится в словах этого предложения? (Звук «ч».) XI. Составление предложений по схемам (Анализ состава предложения)
− Составьте предложение про Чебурашку по схеме.
(Чебурашка жил в телефонной будке.)
− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Чебурашка.)
− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Будке.)
− Назовите слово-действие. (Жил.) На какой вопрос отвечает это слово? (Что делал?)
− Назовите предлог. (Предлог в.)
− Назовите слово-признак. (Телефонной.) На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)
(Чебурашка вышел из нового дома.)
(Чебурашка идет по широкой дороге.) XII. Итог занятия − Вы помогли Чебурашке выполнить все задания. Каким стало его настроение? (Веселым, радостным, бодрым.) Он, как и вы, пойдет в первый класс. Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук «ч» и букву Ч.)
− Что понравилось на занятии?
Оценка деятельности детей.
Литература: 1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
4. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
5. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать.
|
|
|