Главная страница

«Звук ч, буква Ч»



Скачать 72.71 Kb.
Название«Звук ч, буква Ч»
Дата14.04.2016
Размер72.71 Kb.
ТипКонспект

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема: «Звук ч, буква Ч»
Цель:

закрепить правильное произношение звука «ч»;

закрепить знания детей о звуке «ч» и букве Ч;

упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;

расширять предметный словарь и словарь признаков;

работать над многозначностью слова «ручка»;

закреплять умение составлять предложения по схемам с предлогами;

упражнять в чтении предложений;

развивать мышление, внимание, память.
Оборудование:

игрушка Чебурашка,

картина «Весна»,

предметные картинки,

схемы слов и предложений,

слоги на карточках с магнитами,

таблица с предложениями
Ход занятия:
I. Организационный момент

− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ч». (Бочка, часы, ключ, врач и т.д.)

Вспомните сказочных героев, в именах которых слышится звук «ч»? (Чебурашка, Чипполино, Почтальон Печкин, Снегурочка, Мальчик-с-Пальчик.)
II. Постановка цели занятия
− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить о звуке «ч» и букве «Ч»).
III. Характеристика звука «ч» и буквы «Ч»

Повторение материала.
− Сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка.

Расскажите о его настроении. Какой он? (Чебурашка грустный, печальный, расстроенный, огорченный, невеселый.)

− Я знаю, почему Чебурашка такой грустный. Вредная Старуха Шапокляк сказала, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке «ч» и букве «Ч». Если вы поможете Чебурашке правильно выполнить все задания, он пойдет осенью в первый класс.

− Дайте характеристику звуку «ч». (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)

− Докажите, что звук «ч» согласный. (Когда мы произносим звук «ч», воздух во рту встречает преграду.)

− Какой буквой обозначается звук «ч»? (Буквой «Ч».) Выставляется буква «Ч». Какая это буква? (Согласная.)

На что похожа буква «Ч»? (На цифру «4». На удочку с леской. На перевернутый стул.)
IV. Определение места звука «ч» в слове
Дидактическая игра «Весенние слова»

− Ребята, посмотрите на весеннюю картину. Помогите Чебурашке назвать «весенние слова» со звуком «ч» и определить место звука «ч» в словах. (В слове «бабочка» звук «ч» слышится в середине слова.)
V. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов
Дидактическая игра «Угадай слово».

− Угадайте слово по первым звукам в названии картинок. Назовите первые звуки в словах. (В слове «ромашка» первый звук «р» и т. д.)














− Какое слово получилось? (Ручка.)

− Составьте схему слова «ручка». Сколько слогов в слове «ручка»? (Два слога.)

− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «у», «а».)

− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

− Назовите первый слог. (Руч…)

− Назовите второй слог. (…ка)

− Сколько звуков в слове «ручка»? (Пять звуков.)

− Сколько звуков в первом (во втором) слоге?

− Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «р» − согласный, твердый, звонкий.)

− Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «к» − согласный, твердый, глухой.)

− Назовите третий звук в первом слоге. (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)
VI. Физкультминутка
Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Поиграем в игру «Зеркало». (Один ребенок показывает движения, сопровождая их стихами. Дети повторяют.)


Перед зеркалом стою

И себя не узнаю.
Ставлю руки на бочок:

Я − отважный морячок.

Вы еще не сели

Я теперь качели.
Ну-ка угадай-ка,

Что за птица? Чайка.
Только ночка началась,

В небе звездочка зажглась

Стоят прямо.

Качают головой.
Ставят руки на пояс.

Правая нога - на носок, подбородок вверх.
Соединяют руки,

качают ими влево-вправо.
Машут руками, как крыльями,

кисти рук заострены вверх.
Руки в стороны, ноги широко расставлены.


− Какие слова со звуком «ч» вы запомнили?.( Бочок, морячок, качели, чайка, звездочка.)
VII. Работа над многозначностью слова «ручка»
− Что такое «ручка»? (Ручка − это маленькая рука. Ручка − это предмет для письма. Ручка − это часть двери или сумки.)

− Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.)
VIII. Составление слов из слогов
(Упражнение в слоговом синтезе слов)

Дидактическая игра «Составь слова из слогов».

− Если вы правильно составите слова из слогов, то узнаете, что еще возьмет Чебурашка в школу.

Дети составляют слова из слогов, находящихся на магнитной доске.

ли




пе




ка



у

ли

ней

ка







тет

радь







пе

нал







у

чеб

ник






ник




радь




ней



чеб




нал




тет


− Что возьмет Чебурашка в школу? (Ручку, линейку, тетрадь, пенал, учебник.)

− В каких словах слышится звук «ч»? (Звук «ч» слышится в словах «ручка», «учебник».)

− Как можно назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности.)
X. Упражнение в чтении предложений
(Формирование навыка осмысленного чтения, закрепление понятия о предложении).

− Чебурашка просит вас прочитать, что написано на таблице.

Дети читают предложения:

Гречка в речке, водичка в печке.

Гречка в печке, водичка в речке.

Речка в гречке, водичка в печке.

Печка в водичке, гречка в речке.

− Что вы прочитали? (Предложения.)

− Что такое предложение? (Несколько слов, связанных по смыслу.)

− Какое предложение правильное по смыслу? (Гречка в печке, водичка в речке.)

− Как пишется предложение. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка. Слова в предложении пишутся раздельно.)

− Повторите правильное предложение по памяти. Какой звук часто слышится в словах этого предложения? (Звук «ч».)
XI. Составление предложений по схемам
(Анализ состава предложения)

− Составьте предложение про Чебурашку по схеме.



(Чебурашка жил в телефонной будке.)

− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Чебурашка.)

− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Будке.)

− Назовите слово-действие. (Жил.) На какой вопрос отвечает это слово? (Что делал?)

− Назовите предлог. (Предлог в.)

− Назовите слово-признак. (Телефонной.) На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)



(Чебурашка вышел из нового дома.)



(Чебурашка идет по широкой дороге.)
XII. Итог занятия
− Вы помогли Чебурашке выполнить все задания. Каким стало его настроение? (Веселым, радостным, бодрым.) Он, как и вы, пойдет в первый класс. Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук «ч» и букву Ч.)

− Что понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей.


Литература:
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.

2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.

4. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.

5. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать.