|  | «Звукознайкин и Буквоед»| МАДОУ
 
 Детский сад №29
 Занятие по обучение грамоте
 
 в подготовительной группе (компенсирующей направленности
 
 для детей с ЗПР )
 
 ТЕМА: «Звукознайкин и Буквоед »
 
 Подготовила и провела: дефектолог
 
 Кузьмина А.С.
 
 
 Город Петропавловск-Камчатский
 
 Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
 
 Тема: «Звукознайкин и Буквоед»
 
 Обучающие задачи: закреплять знания о гласных и согласных звуках; выделять первый звук в словах. Продолжать учить давать характеристику звука, производить звукослоговой анализ слов, соотносить звук с буквой; составлять предложения с заданным словом и составлять схему к нему.
 
 Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, ориентировку на плоскости, мелкую моторику. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
 
 Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, навыки коллективной работы.
 
 Материал: конверт с заданиями с изображением мальчика (Звукознайкин); карточки с картинками начинающие на разные звуки (с игры «Учим буквы), «полянки» звуков все, схемы предложений, снежинки с буквами и цифрами; сухой бассейн, буквы на магнитах, сундучки со скрепками, магнитофон, кукла мальчика.
 
 Ход занятия:
 
 1Ч. Приветствие детей в кругу.
 
 - Ребята , сегодня к нам в гости собрался прейти мальчик по имени Звукознайкин, но он попал в беду и просит вас о помощи. Давайте послушаем, что с ним случилось. (Включить запись, где Звукознайкин просит спасти его из замка злого волшебника Буквоеда ).
 
 -Посмотрите в каком страшном замке он находится (показать замок на магнитной доске, под которым находится изображение Звукознайкина)
 
 - Ребята поможем Звукознайкину? (да)
 
 - Тогда приступаем. Письмо уже у меня!
 
 Задание №1. «Картинки»
 
 - Давайте посмотрим, что в этом письме (достать карточки с картинками). Раздать каждому ребенку карточку.
 
 - Рассмотрите картинки, которые нарисованы на ваших карточках.
 
 Звукознайкин просит, чтобы вы назвали картинки, и определили с каких звуков начинаются эти слова.  (Дети выполняют задания)
 
 - Сядет на место тот, у кого слова начинаются с гласного звука.
 
 - Сядет на место тот, у кого слова начинаются с согласного звука.
 
 С первым заданием мы справились, замок начинает рушиться (убрать один кусочек замка), но нужно спешить.
 
 2Ч. Задание №2. «Полянки звуков»
 
 Звукознайкин передал «полянки звуков», нам нужно рассказать, что они обозначают.
 
 - Какие звуки обозначает полянка красного цвета (показ)? – гласны звуки.
 
 - назовите какие гласные звуки мы знаем? (А, О, У, Ы, И, Э).
 
 -Какие звуки обозначает полянка синего цвета? (согласные, твердые и глухие)
 
 Какое главное отличие всех гласных звуков от согласных? (преграда)
 
 - Какие звуки обозначает полянка зелёного цвета? (согласные мягкие, глухие звуки)
 
 - Какие звуки обозначает эта полянка? (сог., звонкие, твердые звуки).
 
 - Как определить звук звонкий или глухой? (горлышко работает или нет)
 
 - Какие звуки обозначает эта полянка? (сог. мяг. звонкие)
 
 - Я сейчас буду называть звуки, а вы должны поднять соответствующую полянку: А П М ПЬ У З С И СЬ.
 
 Еще одно задание выполнено , убрать еще один кусочек замка.
 
 Задание № 3 «Деление слов на слоги»
 
 - На что мы делим слова? (на слоги, части)
 
 - Назови слово со своей карточки которое находится в правом нижнем углу, и поделите его на части (у-тюг, те-ле-фон…)
 
 - Молодцы, вы справились еще с одним заданием.
 
 Физминутка: «Зимние забавы»
 
 Раз, два, три, четыре, пять
 
 Мы во двор пошли гулять.
 
 Бабу снежную лепили,
 
 Птичек крошками кормили,
 
 А еще в снегу валялись,
 
 А потом с горы катались,
 
 Все в снегу домой пришли,
 
 Съели суп и спать легли.
 
 Задание № 4 «Заколдованное слово»
 
 - Ребята злой волшебник Буквоед заколдовал слово, которое нам нужно расколдовать (на доске снежинки с цифрами от 1 до 4 с другой стороны снежинок буквы З И М А)
 
 - К доске выйдет Максим и расставит снежинки по порядку от 1 до 4.
 
 - Давайте перевернём снежинки и прочитаем, какое слово нас получилось? (зима).
 
 - Составьте предложение со словом зима.
 
 - Давайте «запишем» предложение (выбрать наиболее удачное предложение)
 
 Составить схему к нему. (дети выкладывают схему у себя на столе, один ребенок работает у доски)
 
 - Какие правила по написанию предложений вы знаете? (первое слово в предложении пишутся с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка.)
 
 Задание № 5 «Звукослоговой разбор слова ЗАМОК».
 
 - Ребята , посмотрите мы уже почти освободили Звукознайкина, но на двери замка весит замок. Чтобы его открыть, нужно сделать звуковой разбор слова ЗАМОК.
 (разбор слова на доске, дети выполняют разбор на доске).
 
 - А теперь поставим буквы к соответствующим звукам, дети достают из сухого бассейна буквы и ставят над соответствующими звуками.
 
 Задание №6 «Буквы»
 
 - Ребята, осталось последние задание.
 
 - Посмотрите Звукознайкин передал вам сундучки, откройте и посмотрите, что там находится?
 
 - Выложите в центре вашей карточки букву, которая обозначает звук, с которого начинаются слова на ней.
 
 - Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим).
 
 - Ребята мы справились с последним заданиям и разрушили замок злодея Буквоеда.
 
 3Ч . Итог занятия
 
 Появляется Звукознайкин.
 
 - Ребята мы помогли о освободили Звукознайкина, молодцы! Какие задания вам понравились? Что было для вас сложно?
 
 Звукознайкин говорит вам большое спасибо. Раздать угощенье от Звукознайкина.
 | 
 |  |