|
Сказка «Колобок и химия» Сценарий открытого урока по химии в 8 классе
Сказка «Колобок и химия»
по теме: «Физические и химические явления в химии. Признаки химических реакций».
Учитель химии Выскребенцева С.В.
Цели урока:
1. В игровой форме обобщить знания о физических и химических явлениях в химии.
2. Рассмотреть основные признаки химических реакций на конкретных опытах.
3. Закрепить умения и навыки в решении задач на массовую долю чистого вещества.
4. Привить интерес к химии.
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления изученного
Методы: урок-сказка с демонстрационным экспериментом, решением
расчетных задач.
Оборудование: элементы костюмов для сказочных героев, задания на карточках, лоток с
реактивами: растворы щелочи и кислоты, индикатор фенолфталеин, раствор
карбоната натрия. ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку. 2. Вступительное слово учителя.
1) Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а сказка, в которой примут участие практически все. (слайды №1,2)
2) Распределение ролей - выбирается «колобок», а остальной класс делится на 3 группы (по рядам) – «белочки», «ежи», «птички» (они будут по ходу урока помогать главному герою).
(Роли «Зайца», «Волка», «Медведя» и «Лисы» распределены заранее и учитель должен им раздать их реплики, по возможности отрепетировать)
3) Вначале с ребятами кратко вспомнить суть самой сказки «Колобок», а затем предложить им представить, что когда колобок убежал от бабки и деда, то он попал в сказочный лес, где все жители «помешались» на химии. 3. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, сказка…
… И решил колобок убежать от бабки и деда. И пришел он в сказочный лес. А на встречу ему заяц. (из лаборантской выходит «Заяц»)
Заяц: Колобок-колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Заяц: Э, нет, зачем мне твоя песенка, у нас в лесу все стали увлекаться химией! Ответишь на мои вопросы – отпущу, а нет – съем! Итак, а знаешь ли ты, что явления, которые нас окружают, делятся на физические и химические? (слайд №3)
А как ты думаешь, какие явления называются физическими?
(вопрос колобку и всему классу, если колобок сам не отвечает)
Физические явления – это такие явления, при которых из данных веществ не образуются новые вещества, а меняется их агрегатное состояние или форма.
Например: таяние льда или вскипание воды. (слайд №4)
(дать время всему классу записать определение и примеры).
Заяц: А какие физические явления ты, колобок, знаешь? На слайде записаны примеры различных явлений, выбери из них только физические явления. (здесь ему помогают с места «лесные жители»).
• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• приготовление сахарного сиропа;
• приготовление сахарной пудры из сахара;
• горение свечи. (слайд №5)
Ну, ладно, колобок, ты хорошо старался, не буду тебя есть, можешь идти дальше.
Учитель: И пошел колобок дальше. А на встречу ему волк.
Волк: колобок-колобок, я тебя съем.
Колобок: не ешь меня, я тебе песенку спою…
Волк: Э, не, зачем мне твоя песенка. У нас в лесу все наукой увлекаются. Ответишь на мои вопросы, отпущу, а нет – съем!
Итак, а знаешь ли ты, какие явления называются химическими?
(вопрос колобку и всему классу, если колобок сам не отвечает)
Химические явления – это такие явления, при которых из данных веществ образуются новые вещества со своими свойствами.
Например: гашение соды уксусом, пригорание пищи. (слайд №6)
(дать время всему классу записать определение и примеры).
Волк: А какие химические явления ты, колобок, знаешь? На слайде записаны те же примеры различных явлений, выбери из них только химические явления. (здесь ему помогают с места «лесные жители»). (слайд №7)
Ну, ладно, колобок, ты хорошо старался, не буду тебя есть, можешь идти дальше.
Учитель: И пошел колобок дальше. А на встречу ему медведь.
Медведь: колобок-колобок, я тебя съем.
Колобок: не ешь меня, я тебе песенку спою…
Медведь: Да зачем мне твоя песенка! У нас в лесу все помешались на химии! А знаешь ли ты, что химические явления называются химическими реакциями? А по каким признакам их можно отличить от физических явлений? (слайд №8)
(все вместе с классом и колобком перечисляют признаки, а затем проверяют по слайду и записывают в тетрадях)
Выделение или поглощение тепла (часто выделение сопровождается свечением)
Изменение цвета
Выделение газа
Выпадение осадка
Появление запаха (слайд №9)
А в доказательство я покажу вам несколько опытов: (колобок может участвовать в качестве помощника)
Опыт№1 «Изменение цвета»:
В колбу приливаем раствор натриевой щелочи и добавляем 2-3 капли фенолфталеина (окраска становится ярко малиновой), а затем в эту же колбу добавляем раствор серной кислоты (раствор обесцвечивается). (слайд №10)
Опыт№2 « Выделение газа»:
Если в колбу налить раствор соды и прилить серную кислоту, то будем наблюдать бурное выделение пузырьков газа! (слайд №11)
Ладно, колобок, за то что ты мне помог провести опыты, я тебя отпущу!
Учитель: И пошел колобок дальше. А на встречу ему лиса.
Лиса: Ах, какой румяный, сочный,
Очень вкусный, это точно!
И один идет, уж право,
Я сейчас поем на славу!
Колобок: не ешь меня, я тебе песенку спою!
Лиса: Песенку? Уж, нет, лучше я тебе задам задачу, решишь – отпущу, а нет – тут же съем!
(весь класс решает задачи, а колобок решение записывает на доске)
Задача№1. В колбе смешали 200 г воды и 50 соли, определите массовую долю соли в полученном растворе.
Решение:
m(раствора) = 200г + 50г = 250г
W(соли) = 50г / 250г *100% = 20%
Ответ: 20%
Задача №2. В колбе смешали 100 г 5%-ного раствора соды и 200 г 10%-ного раствора той же соды. Вычислите массовую долю соды в полученном растворе.
Решение:
m1 (соды) = m1(раствора) *W1 / 100% = 100г *5% /100% = 5 г
m2 (соды) = 200г *10% /100% = 20г
W3 (соды) = (5+20)/(100+200) *100% = 8,3%
Ответ: 8,3%
(проверяем решение задач по слайдам) (слайд №12)
(Но лиса даже после второй решенной задачи не хочет отпускать колобка и собирается его съесть)
Лиса: Ты смотри, как размечтался, от меня уйти собрался!
И не думай ты об этом, будешь ты моим обедом!
(учитель вместе с ребятами и колобком уговаривают лису отпустить колобка при условии, что он вернется домой, будет ходить в школу и все-все уроки учить, особенно химию)
Учитель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! 4. Домашнее задание: изучить параграфы 25-26, с. 138 №1,2,6 пис. (сдайд №13) |
|
|