Главная страница

Конспект занятия по развитию речи в в подготовительной к школе группе «Цветок добрых слов». Составитель



Скачать 56.81 Kb.
НазваниеКонспект занятия по развитию речи в в подготовительной к школе группе «Цветок добрых слов». Составитель
Краснова Е.Н
Дата18.07.2016
Размер56.81 Kb.
ТипКонспект


Конспект занятия по развитию речи в в подготовительной к школе группе

«Цветок добрых слов».

Составитель: Краснова Е.Н.

Программное содержание:

Дать общее понятие о языке как об основном средстве общения людей, рассказать о многообразии русского языка, языка межнационального общения людей в России, воспитывать любовь к родному языку, добиваться от детей осознанного отношения к речи. Закрепить понятие о слове, о его многосторонности, его звуковой и слоговой состав, строение предложений, представления о происхождении некоторых слов и появлении их в русском языке, дать понятие о предлоге, учить согласовывать их с именами существительными, подводить детей к осмысленному чтению.

Материал к занятию:

магнитная доска с буквами, карточки для игр, бумажный цветок с большими лепестками, кувшин . карандаш, кольцо, ложка.

Предварительная работа:

Заучивание с детьми стихотворений о русском языке поэтов Букова, Данилова, Гришашвили.

В зале звучит русская народная мелодия «Русский хоровод» ансамбля «Русские узоры». Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал.

Воспитатель: На земном шаре около трех тысяч языков. Однако большинство людей планеты говорят только на 13- ти языках. В нашей стране государственным признан русский язык. Благодаря языку мы общаемся с друзьями, родными, а научившись писать, мы можем излагать свои мысли на бумаге.

История русского языка интересна. Первую славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий, ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа, куда входит и русский народ, обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: «Разве не для всех светит солнце, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди-братья, все равны перед богом, и всем нужна грамота. День памяти первоучителей-24 мая. В этот день в нашей стране проходит праздник славянской письменности и культуры.

Какая же письменность была раньше? Раньше на Руси все слова писались слитно. Впервые в истории русского письма промежутки между словами появляются в книге «Апостол». Эта книга издана первопечатником Иваном Федоровым.

В нашей стране живет много народов. И все они общаются между собой благодаря русскому языку.

(Читает стихотворение молдавского поэта Букова.)

Коль язык ты знаешь русский,

Всяк поймет тебя при встрече, Хоть объезди много стран:

Всем понятной русской речью

Будут говорить с тобой

И грузин, и украинец,

И узбек и белорус.

Ребята, а вы знаете других поэтов, прославляющих в своих стихах наш русский язык?

Дети: Да, знаем.

(Читают стихотворения)

Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком…

Вот почему нам близок чистый, ясный,

Народа русского язык прекрасный!

Гришашвили.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком-

Это потому. Что я владею

Русским величавым языком.

Данилов.

Воспитатель: Нам всем нужно гордиться, что мы владеем этим прекрасным языком. Вот что сказал поэт-писатель К.Паустовский о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

(Звучит русская народная мелодия из сказки «Хрустальная гора», входит сказочный персонаж-Иванушка, он грустный.)

Воспитатель: Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь, отчего такой грустный?

Иванушка: Как же мне не грустить , не печалиться,

Сколько бед на людей скоро свалится.

Я хочу нашу Землю спасти, нужно лишь один цветочек найти…

Воспитатель: Всего один цветочек? В мире много цветов, скоро они все расцветут, подожди только.

Иванушка: Тот цветок он- непростой,

Не растет и в поле он,

Не растет и на лугах,

Нет его в густых лесах.

Тот – «Цветочек добрых слов»,

Кто же мне помочь готов?

Воспитатель: Подожди – ка, подожди,

Поподробней расскажи.

Что за цветок добрых слов?

Мы не слышали о том…

Иванушка:

Тот цветочек добрых слов

Всякому помочь готов:

Злого сделает он добрым,

Ну а грустного - веселым,

Другом сделает врага,

Но спрятала его Яга!

Злая бабушка-Яга

Спрятала цветочек тот,

Унесла за те брега,

Где никто уж не найдет.

Чтоб к цветку к тому прийти,

Нужно долгий путь пройти.

В заколдованных местах,

Где бушует черный страх,

Бабушка Яга нас ждет

И пройти нам не дает.

Воспитатель:

А что за испытания, может, наши ребята справятся с ними?

Иванушка:

Нужно «Азбуку» всю знать,

И о звуках рассказать,

И слова читать, писать,

И рассказы составлять.

А цветок найдется вдруг,

Все изменится вокруг.

Будет доброй вся земля,

Помогите мне, друзья!

Воспитатель:

Ребята, Иванушке нужно помочь. Как гласят русские пословицы о дружбе?

(Дети рассказывают русские пословицы о дружбе).

  • Друг познается в беде.

  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.

  • Друга на деньги не купишь.

  • Друга ищи, а найдешь – береги.

Воспитатель:

Шаг за шагом мы пойдем,

И цветок тот мы найдем!

Звучит музыка, дети выполняют разные задания для того, чтобы преодолеть путь к цветку добрых слов. После каждого верного ответа детей звенит колокольчик, разрешающий перейти к следующему заданию.

Задание № 1. «Звуковые домики». Расположить буквы в два домика: гласных – в красный домик, в синий – согласных, ь и ъ – в пустой кружочек.

Задание № 2. «Составь слова». Баба Яга перемешала все звуки и слоги, из них составить слова: сын, сон, суп, жук, каша, река, родина.

Задание № 3. «Такие разные слова». Воспитатель показывает детям карточки с изображением разных предметов. Дети называют предметы по определенным признакам.

  • «Зимние слова»: снег, вьюга, метель, Дед Мороз, варежки, санки, лыжи.

  • «Сладкие слова»: конфета, мороженое, мед. сахар.

  • «Вкусные»: яблоко, груша, печенье.

Задание №4. «Вспомни историю и происхождение слов». Баба Яга приготовила карточки. Дети должны вспомнить историю происхождения слов: береза, подорожник, капуста, пельмени, карандаш, библиотека, сани, альбом, акварель, мел.

Задание № 5. « Мышиная кладовая», (выставляется картина).У Бабы яги в кладовке появились мыши. Детям нужно правильно рассказать по картине, где спрятались мыши: под столом, за стулом, в мешке.

Задание №6. «Смекалочки». В слово добавить букву, чтобы получилось новое слово: шар – шарф, рыба – рыбак.

Задание № 7. «В чулане у бабы Яги». В зале – импровизированный чулан бабы Яги, где имеются разные предметы. Дети преобразовывают словосочетания: кувшин из глины – глиняный кувшин, кофта из шерсти – шерстяная кофта, варенье из яблок – яблочное варенье, кольцо из золота – золотое кольцо, ложка из дерева – деревянная ложка.

После выполнения последнего задания раздается громкая музыка, шум, слышен возмущенный голос Бабы Яги, что дети прошли все испытания, но все же она выходит из своего домика с цветочком в руках, цветок держит за спиной, на каждом лепестке цветка написаны следующие слова : любовь, забота, мир, добро, тепло, нежность, уют.

Иванушка:

Ну, Ягуся, расскажи,

Где цветочек, покажи!

Баба Яга:

Таких умничек я вроде

Не видала отродясь,

Детки умные, похоже.

К Яге пришли, не боясь…

Вот цветочек добрых слов,

Он всегда помочь готов…

Смущенно отдает цветок Иванушке.

Воспитатель:

А с цветочком доброты

Доброй стала ты, Яга.

Посмотри – ка на себя!

Иванушка:

Ой, и вправду зацвела

Наша бабушка Яга!

Воспитатель: Мы дарим тебе «Азбуку». (отдает Бабе Яге).

Буквы знать тебе пора.

Баба Яга:

Вот спасибо, детвора!

Воспитатель:

Ребята, пусть этот цветок навсегда останется в вашей памяти, пусть эти добрые слова сопутствуют вам всю жизнь, любите свой язык, берегите его. Вот что сказал об этом русский писатель Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!

Воспитатель с детьми приглашают Иванушку и Бабу Ягу в детский сад.