Конспект занятия по развитию речи в в подготовительной к школе группе
«Цветок добрых слов».
Составитель: Краснова Е.Н.
Программное содержание:
Дать общее понятие о языке как об основном средстве общения людей, рассказать о многообразии русского языка, языка межнационального общения людей в России, воспитывать любовь к родному языку, добиваться от детей осознанного отношения к речи. Закрепить понятие о слове, о его многосторонности, его звуковой и слоговой состав, строение предложений, представления о происхождении некоторых слов и появлении их в русском языке, дать понятие о предлоге, учить согласовывать их с именами существительными, подводить детей к осмысленному чтению.
Материал к занятию:
магнитная доска с буквами, карточки для игр, бумажный цветок с большими лепестками, кувшин . карандаш, кольцо, ложка.
Предварительная работа:
Заучивание с детьми стихотворений о русском языке поэтов Букова, Данилова, Гришашвили.
В зале звучит русская народная мелодия «Русский хоровод» ансамбля «Русские узоры». Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал.
Воспитатель: На земном шаре около трех тысяч языков. Однако большинство людей планеты говорят только на 13- ти языках. В нашей стране государственным признан русский язык. Благодаря языку мы общаемся с друзьями, родными, а научившись писать, мы можем излагать свои мысли на бумаге.
История русского языка интересна. Первую славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий, ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа, куда входит и русский народ, обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: «Разве не для всех светит солнце, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди-братья, все равны перед богом, и всем нужна грамота. День памяти первоучителей-24 мая. В этот день в нашей стране проходит праздник славянской письменности и культуры.
Какая же письменность была раньше? Раньше на Руси все слова писались слитно. Впервые в истории русского письма промежутки между словами появляются в книге «Апостол». Эта книга издана первопечатником Иваном Федоровым.
В нашей стране живет много народов. И все они общаются между собой благодаря русскому языку.
(Читает стихотворение молдавского поэта Букова.)
Коль язык ты знаешь русский,
Всяк поймет тебя при встрече, Хоть объезди много стран:
Всем понятной русской речью
Будут говорить с тобой
И грузин, и украинец,
И узбек и белорус.
Ребята, а вы знаете других поэтов, прославляющих в своих стихах наш русский язык?
Дети: Да, знаем.
(Читают стихотворения)
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком…
Вот почему нам близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный!
Гришашвили.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком-
Это потому. Что я владею
Русским величавым языком.
Данилов.
Воспитатель: Нам всем нужно гордиться, что мы владеем этим прекрасным языком. Вот что сказал поэт-писатель К.Паустовский о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
(Звучит русская народная мелодия из сказки «Хрустальная гора», входит сказочный персонаж-Иванушка, он грустный.)
Воспитатель: Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь, отчего такой грустный?
Иванушка: Как же мне не грустить , не печалиться,
Сколько бед на людей скоро свалится.
Я хочу нашу Землю спасти, нужно лишь один цветочек найти…
Воспитатель: Всего один цветочек? В мире много цветов, скоро они все расцветут, подожди только.
Иванушка: Тот цветок он- непростой,
Не растет и в поле он,
Не растет и на лугах,
Нет его в густых лесах.
Тот – «Цветочек добрых слов»,
Кто же мне помочь готов?
Воспитатель: Подожди – ка, подожди,
Поподробней расскажи.
Что за цветок добрых слов?
Мы не слышали о том…
Иванушка:
Тот цветочек добрых слов
Всякому помочь готов:
Злого сделает он добрым,
Ну а грустного - веселым,
Другом сделает врага,
Но спрятала его Яга!
Злая бабушка-Яга
Спрятала цветочек тот,
Унесла за те брега,
Где никто уж не найдет.
Чтоб к цветку к тому прийти,
Нужно долгий путь пройти.
В заколдованных местах,
Где бушует черный страх,
Бабушка Яга нас ждет
И пройти нам не дает.
Воспитатель:
А что за испытания, может, наши ребята справятся с ними?
Иванушка:
Нужно «Азбуку» всю знать,
И о звуках рассказать,
И слова читать, писать,
И рассказы составлять.
А цветок найдется вдруг,
Все изменится вокруг.
Будет доброй вся земля,
Помогите мне, друзья!
Воспитатель:
Ребята, Иванушке нужно помочь. Как гласят русские пословицы о дружбе?
(Дети рассказывают русские пословицы о дружбе).
Друг познается в беде.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друга на деньги не купишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Воспитатель:
Шаг за шагом мы пойдем,
И цветок тот мы найдем!
Звучит музыка, дети выполняют разные задания для того, чтобы преодолеть путь к цветку добрых слов. После каждого верного ответа детей звенит колокольчик, разрешающий перейти к следующему заданию.
Задание № 1. «Звуковые домики». Расположить буквы в два домика: гласных – в красный домик, в синий – согласных, ь и ъ – в пустой кружочек.
Задание № 2. «Составь слова». Баба Яга перемешала все звуки и слоги, из них составить слова: сын, сон, суп, жук, каша, река, родина.
Задание № 3. «Такие разные слова». Воспитатель показывает детям карточки с изображением разных предметов. Дети называют предметы по определенным признакам.
«Зимние слова»: снег, вьюга, метель, Дед Мороз, варежки, санки, лыжи.
«Сладкие слова»: конфета, мороженое, мед. сахар.
«Вкусные»: яблоко, груша, печенье.
Задание №4. «Вспомни историю и происхождение слов». Баба Яга приготовила карточки. Дети должны вспомнить историю происхождения слов: береза, подорожник, капуста, пельмени, карандаш, библиотека, сани, альбом, акварель, мел.
Задание № 5. « Мышиная кладовая», (выставляется картина).У Бабы яги в кладовке появились мыши. Детям нужно правильно рассказать по картине, где спрятались мыши: под столом, за стулом, в мешке.
Задание №6. «Смекалочки». В слово добавить букву, чтобы получилось новое слово: шар – шарф, рыба – рыбак.
Задание № 7. «В чулане у бабы Яги». В зале – импровизированный чулан бабы Яги, где имеются разные предметы. Дети преобразовывают словосочетания: кувшин из глины – глиняный кувшин, кофта из шерсти – шерстяная кофта, варенье из яблок – яблочное варенье, кольцо из золота – золотое кольцо, ложка из дерева – деревянная ложка.
После выполнения последнего задания раздается громкая музыка, шум, слышен возмущенный голос Бабы Яги, что дети прошли все испытания, но все же она выходит из своего домика с цветочком в руках, цветок держит за спиной, на каждом лепестке цветка написаны следующие слова : любовь, забота, мир, добро, тепло, нежность, уют.
Иванушка:
Ну, Ягуся, расскажи,
Где цветочек, покажи!
Баба Яга:
Таких умничек я вроде
Не видала отродясь,
Детки умные, похоже.
К Яге пришли, не боясь…
Вот цветочек добрых слов,
Он всегда помочь готов…
Смущенно отдает цветок Иванушке.
Воспитатель:
А с цветочком доброты
Доброй стала ты, Яга.
Посмотри – ка на себя!
Иванушка:
Ой, и вправду зацвела
Наша бабушка Яга!
Воспитатель: Мы дарим тебе «Азбуку». (отдает Бабе Яге).
Буквы знать тебе пора.
Баба Яга:
Вот спасибо, детвора!
Воспитатель:
Ребята, пусть этот цветок навсегда останется в вашей памяти, пусть эти добрые слова сопутствуют вам всю жизнь, любите свой язык, берегите его. Вот что сказал об этом русский писатель Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!
Воспитатель с детьми приглашают Иванушку и Бабу Ягу в детский сад. |