Главная страница


Курсовая работа на тему



НазваниеКурсовая работа на тему
страница1/4
Дата18.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4


АОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования Удмуртской Республики»

Кафедра естественнонаучного и математического образования

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему

«Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»


Работу выполнил

слушатель группы ЕНО-01-14, направление

«Естественнонаучное образование»,

учитель географии высшей квалификационной категории

Кудрявцева Наталья Валентиновна
Научный руководитель

ст. преподаватель кафедры

естественнонаучного и математического образования

Кощеева Полина Анатольевна

Оценка_______________

08.06. 2015г.
Зав. кафедрой

Тукмачева Е.А


Ижевск, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

I. Информационно-коммуникационные технологии…………………………...6

1. Понятие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); их роль в образовательном процессе.


2. Анализ исследования по вопросу применения ИКТ в процессе обучения

II. Возможности использования компьютера в учебном процессе…………16

III. Применение компьютерных технологий при обучении географии. …….25

Из опыта работы

Заключение.............................................................................................................35

Список литературы................................................................................................36

Приложение....................................................„......................................................37

«Технологии не заменят учителя,

но учителя, которые  используют технологии,

могут заменить тех, кто этого не делает»

 Рэй Клиффорд

«Ни один из других предметов в такой степени

не нуждается в наглядности и занимательности

как география, и в то же время ни один из

предметов не представляет более благоприятного

поля для применения наглядных и занимательных

способов преподавания, как география»

Н.Н. Баранский

Введение.
  В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. География же - это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.

Но процесс формирования знаний - длительный и сложный, через восприятие, осмысление, запоминание и применение. Он усложняется еще и тем, что само по себе «знание», в том числе и географическое, представляет собой сложный клубок структурных элементов - понятий, категорий, закономерностей и т.д. Для получения качественных знаний - необходима правильная организация этого процесса (Методика обучения географии…, 1968; Даринский, 1975; Давыдов, 1996). Сама по себе проблема успешности учения не является новой в теории обучения. Ее исследованию были посвящены еще работы Я.А. Коменского, Г. Пестолоци, К.Д. Ушинского. Одним из критериев успешности учения является уровень усвоения знаний, умений и навыков. В методике обучения географии - это работы Л.М. Панчешниковой, И.В. Бариновой, И.С. Матрусова, В.А. Щенева, Г.В. Понуровой, И.В. Душиной и др.

Одной из особенностей же современной образовательной системы является поиск оптимального соответствия между сложившимися традициями и введением инноваций; поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования.

Поэтому теоретической основой процесса обучения должна быть теория развивающего обучения. (Сущность которой раскрыта в трудах JI.C. Выготского, А.А. Смирнова, В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина). Находят свое применение и другие теории, такие, как теория активизации обучения (А.А. Вербицкий, Г.И. Щукина); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер; Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская); теория формирования знаний (А.Н. Звягин, Л.Я. Зорина, И.Н. Пономарева, А.П. Усова, Э.Э. Карпова, В.А. Щенев); теория проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.Н. Леонтьев, Крутецкий В.А.) и другие.

В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использовании компьютерных технологий в учебном процессе (Гутгарц, Чебышева, 2000). Среди школьных предметов география имеет очень широкие возможности для учебы с использование ИКТ.

Теоретико-методологической основой применения компьютера в учебном процессе считают теорию активизации познавательной деятельности (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько).

То, что компьютеризация обучения остается актуальной темой и в настоящее время, свидетельствуют работы по вопросу возможности применения компьютерных технологий в школе (С.З. Алборова, О.И. Беляков, И.Р. Высоцкий, И.Б. Горбунова, А.А. Ездов, Н.И. Пак, И.В. Симонова, А.И. Шейнис, А.В. Шелухина). А также, как средства обучения, с целью подготовки учащихся к использованию компьютерных технологий в их дальнейшей профессиональной деятельности (В.В. Алейников, Ю.В. Башкатова, Л.В. Белецкая, О.В. Бурносова, Е.З. Власова, Т.Ю. Волошинова, В.М. Горбунов, Т.И. Носкова, И.А. Цвелая, Т.Ш. Шихнабиева, А.В. Штырев и др.).

Таким образом, необходимость использования ИКТ в преподавании географии не вызывает сомнения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения. Актуальность данной проблемы позволяет нам определить тему и цель нашего исследования.

Объектом данного исследования является поиск новых, действенных педагогических технологий обучения, а именно ИК технологий; предметом исследования являются способы их применения на уроках географии.

Целью данной работы является изучение современных ИКТ и возможности применения их в процессе обучения географии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятия «технология», понятие «инновации», «ИКТ». Определить основные черты и типы инновационного, компьютерного подхода к обучению. Изучить варианты применения различных способов обучения с применением ИКТ на уроках географии.Изучить продуктивность их применения.

Гипотеза:  Введение  информационно-коммуникационных технологий при изучении географии позволит:

  1. рационально организовать и активизировать учебно-познавательную деятельность школьников на уроках географии;

  2. обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребенка;

  3. повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;

  4. обеспечить качественное образование школьника по географии.


I. Информационно-коммуникационные технологии.

  1   2   3   4