Главная страница

Курсовая работа на тему



НазваниеКурсовая работа на тему
страница2/4
Дата18.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипКурсовая
1   2   3   4

1. Понятие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); их роль в образовательном процессе.

2. Анализ исследования по вопросу применения ИКТ в процессе обучения.



Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает совокупность методов, процессов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. В таком случае информационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации. В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. По М.В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко: любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Что же такое ИКТ?

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология, т.к. важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Информационно - коммуникационные технологии – важнейшее средство для активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют развитию личности школьников и обеспечивают качественное образование.

Анализ исследований ученых-педагогов (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.), а также результаты собственных диагностик образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что у большинства учеников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ.

В настоящее время в образовании сохраняется три направления: связь теории с практикой; практическая подготовка учащихся; теоретическая подготовка. Основными тенденциями теоретической подготовки являются: фундаментализация, гуманизация и компьютеризация образования.

Однако, Е.И. Машбиц указывал на то, что нельзя ставить знак равенства между компьютеризацией образования и компьютеризацией обучения. Поскольку последнее, охватывает те стороны применения компьютера, которые непосредственно связаны с обучением (Машбиц, 1988). Г.М. Черногородова определяет цели компьютеризации обучения как подготовку обучаемого к жизни в информационном обществе и повышение эффективности обучения. Поэтому, по ее мнению, под компьютерным обучением следует понимать применение компьютера, как средства обучения, так и многоцелевое использование компьютера в учебном процессе (Панчешникова, 1986).

Теоретико-методологической основой применения компьютера в обучении считают следующие теории и труды:

Теорию активизации познавательной деятельности (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, В.II. Беспалько).

Труды в области автоматизированных систем интенсивного обучения на базе компьютерной и аудиовизуальной техники (СИ. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина).

Исследования в области компьютеризации образования (Г.А. Бордовский, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, В.А Извозчиков, Е.И. Машбиц, А.В. Петровский, И.В. Роберт, В.Ф. Шолохович и другие).

Исследования по информатизации педагогического образования (С.В. Алексеев, Е.З. Власова, В.А. Извозчиков, Т.Н. Носкова, И.В. Роберт, И.А. Румянцев, В.П. Соломин).

Труды по вопросу использования компьютеров для обучения разным дисциплинам, созданию обучающих программ, процессов и явлений. Информация, которая будучи усвоена и преобразована сознанием субъектов, превращается в процессе учебной деятельности в качества личности - мировоззрение, систему ценностей и смыслов, убеждения, представления, знания, умения.

Локтюшина Е.А. отмечает, что нельзя ставить компьютер на один уровень с учителем, так как это связано с неизбежными последствиями: попытками вытеснить учителя из образовательного процесса, заменить автоматическими системами обучения. Такой подход несовместим с идеями концепции личностно-ориентированного образования и, как убедительно свидетельствует педагогическая действительность, оказывается малопродуктивным: в автоматическом режиме можно обучать каким-то производственным навыкам, но это имеет весьма малое значение в развитии человека как личности.

Когда идет речь о ДКС (дидактическая компьютерная среда), предполагается, что обучаемый и педагог имеют свободный доступ к компьютерным системам, банкам алгоритмов и программ, компьютерным коммуникациям, иначе компьютерное обучение следовало бы рассматривать как включенное в традиционные системы или как дополнительно-иллюстративное. В ДКС компьютер - это и средство обработки информации, и средство коммуникации, и средство обновления знаний. В то же время это и инструмент для проведения экспериментов, конструирования, самореализации. Обучение в ДКС - сложная мыслительная деятельность: формально-логическая при создании и анализе абстрактной математической модели, рационально-логическая при решении предметной задачи, эмоционально-образная при восприятии и преобразовании графических объектов, творчески-преобразующая при освоении новой информации, новых способов действий, новых форм опосредования (Роберт, 1994).

Одним из основных преимуществ электронных средств обучения является возможность преодоления региональных и национальных границ. Обучаемые могут взаимодействовать как друг с другом, так и с экспертами в различных областях. Поэтому особое внимание в последние годы у исследователей компьютеризации заслуживает изучение вопроса преимуществ использования компьютерных технологий при дистанционном обучении. Это возможно при условии использования телекоммуникационных сетей, составной частью которых являются и компьютерные системы.

Использование компьютерных сетей передачи данных для научных и образовательных целей началось в России в конце 80-х годов, и к настоящему времени сформировались довольно развитые региональные сети с опорными центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Эти опорные центры имеют выходы в Интернет. Вместе с тем существуют сети, не имеющие выходов в Интернет и применяющие другие системы передачи данных и иные стандарты (Иванов, 2000).

В нашей стране развитие телекоммуникационных сетей решает три важнейшие задачи: обеспечивает оперативную передачу сообщений; открывает доступ к глобальным информационным ресурсам; вводит массивы собственных данных в международный оборот.

Средством дистанционной передачи информации, которое также можно использовать в процессе дистанционного обучения, (по мнению С.З. Алборовой) можно считать телекоммуникационные системы, их использование включает применение электронной почты, телеконференций, удаленных баз данных. Телекоммуникационные системы предназначены для самостоятельной работы над учебным материалом, заложенным в банке информации. Телекоммуникационная система позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, представляет возможности самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности, обеспечить устойчивую мотивацию познавательной деятельности и надежное хранение информации, ее необходимую обработку.

Повсеместное подключение к Интернету домашних компьютеров дает возможность ученикам значительно расширить свои познания в различных сферах и приобрести опыт работы с вычислительной техникой. Таким образом, многие из них уже готовы и способны воспринимать информацию в нетрадиционных формах. И, кроме того, информация именно в таких формах является для них более привлекательной, а значит, будет лучше усваиваться. Любое обучение, связанное с компьютерными технологиями, попадает на благоприятную почву, отмечает Гутгарц Р.Д. Интернет позволяет широко применять современные технологии дистанционного обучения, что важно для школы - практические занятия можно проводить через WEB-серверы, посредством теле, аудио и видео-конференций.

Глобальная компьютерная сеть открывает большие возможности для сотрудничества. Ее роль О.В. Бурносова определяет, прежде всего, как возможность использования учебных телеконференций. Под ними следует понимать процесс обсуждения определенного вопроса с использованием телекоммуникационных технологий, где осознанно формируется и решается учебная задача. Большое преимущество учебных телеконференций заключается в том, что отсутствуют жесткие временные и пространственные рамки, которые позволяют участникам дать взвешенный и лаконичный ответ, что способствует развитию рефлексивной культуры человека.

Шейнис Л.И. считает, что в настоящее время «формируется новая образовательная среда - учебная компьютерная сеть как специфический учебно-методический комплекс». Роль учебной компьютерной сети он видит, прежде всего, в том, что можно задействовать образовательные механизмы глобальной компьютерной сети Интернет. Это возможно потому, что Интернет - это быстрый и дешевый канал передачи информации, источник информации и среда для бесплатного предоставления результатов деятельности (Шейнис, 1994). Благодаря сети Интернет можно организовывать совместную учебно-познавательную деятельность учащихся разных школ, значительно удаленных друг от друга, которую он называет ДИП (дистанционный исследовательский проект).

Большую роль в учебном процессе может сыграть использование Интранет-технологий (корпоративных сетей, построенных с применением Интернет-технологий). На это указывают Фокин Р.Р. и Шелухина А.В. При этом отмечаются следующие преимущества Интрасети:

  • возможен поиск и получение актуальной информации, но при этом не нужно оплачивать выход в Интернет;

  • возможна обработка и разделение информации;

  • облегчается защита учебных курсов;

  • происходит защита авторских методик как интеллектуальной собственности;

  • интрасеть удобно разрабатывать, используя WEB-редакторы, и в ее создании могут активно принимать участие школьники, создавая WEB -страницы.

Различие Интрасети от Интернета заключается, прежде всего, в том, что последний, охватывает компьютерную сеть в глобальном, а первая в локальном масштабе. Свою Интрасеть может создать любое общеобразовательное учреждение, посредством которой возможно получение предметно-ориентированной информации (необходимой для организации учебного процесса), обмен научно-методической информацией, электронная переписка, доступ в информационные банки данных, возможность вовлечения в проведение урока других абонентов сети (например, телеконференции).

Итак, как следует из выше изложенного, исследование вопроса внедрения компьютера в учебный процесс происходит весьма интенсивно. Основные идеи компьютеризации обучения находят свое отражение в таких толкованиях как «новые информационные технологии», «информационные технологии», «компьютерные информационные технологии», «компьютерные технологии», «интернет-технологии» и другие.

Многочисленные исследования по всему миру показали, что ИКТ может улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания учителей. Доклад, сделанный Национальным институтом Мультимедии Образования в Японии, доказал, что ИКТ в области образования, при помощи программы интеграции, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, особенно в области «Знание и понимание» и «Практические и презентационные навыки».

Давайте ознакомимся с преимуществами и недостатками ИКТ-инструментов в образовании.











 





При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит составляет план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее:

1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3. интерактивность и диалоговый характер обучения - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента: средство подготовки текстов, их хранение; графический редактор; средство подготовки выступлений; вычислительная машина больших возможностей.

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:

1. Языки программирования- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя - предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.

2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении, например химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Преимущества использования ИКТ

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3. рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.

11. С помощью ИКТ, изображения могут быть с легкостью использованы в процессе преподавания и обучения в целях содействия памяти учеников.

12. С помощью ИКТ, преподаватели могут с легкостью объяснять сложные инструкции при этом обеспечивая большее понимание.

13. С помощью ИКТ, преподаватели могут создавать уроки более приятные, что может привести к лучшей посещаемости и концентрации учащихся.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения. Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:

1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Отсутствие контакта с учителем информатики.

5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

7. Не хватает компьютерного времени на всех.

8. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

9. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

10. Настройка техники может оказаться опасной.

11. Слишком дорого в приобретении

12. Возникновение затруднений у преподающих, у которых отсутствует

опыт в обращении с ИКТ-инструментами.


II. Возможности использования компьютера
1   2   3   4