|
в учебном процессе. Средства ИКТ можно классифицировать:
1. По решаемым педагогическим задачам:
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
урочные;
внеурочные
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
технология асинхронного режима связи – «offline»;
технология синхронного режима связи – «online».
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
раскрытия творческого потенциала обучающихся;
освоения школьниками современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
при фронтальной либо групповой формах работы.
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании географии значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность школьников в глубоком изучении программного материала. Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию. Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
аудирование;
говорение;
чтение;
письмо.
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:
речевых поступков;
речевой ситуации.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
ученик спрашивает;
подтверждает мысль;
побуждает к действию;
высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
новая речевая задача;
новый собеседник;
новый предмет обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:
осознание необходимости общения;
потребность использования речи;
формируется речевое поведение.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
учебная;
игровая;
трудовая.
Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:
устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
мотивируется общение;
презентуется (преподносится) речевой материал;
приобретаются речевые навыки;
развивается активность детей и самостоятельность общения. В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:
отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
приносить детям радость;
сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями. Информационно-дидактические средства обучения представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Информационно-дидактические средства обучения. Остановимся несколько подробнее на тех, которые на наш взгляд могут быть включены в учебный процесс при обучении географии.
Большое применение могут найти в географии экспертные программы или экспертные обучающие системы (ЭОС). Предлагаемые в настоящее время ЭОС, все в большей мере строятся на учете и моделировании логико-психологических, психолого-педагогических закономерностей реального процесса мышления человека, рассматриваемого как процесс решения задачи на основе анализа основных признаков проблемной ситуации. Такие программы получили название «экспертных». В учебный процесс преподавания географии вскоре будет внедряться электронный учебник. Исследования показывают, что единого определения понятия «электронный учебник» нет. Чаще всего под ним понимается программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного усвоения учебного курса. Электронный учебник (ЭУ) реализованный в виде книги с комплектом дискет следует называть компьютерным учебником. При построении ЭУ обычно следуют принципам нелинейности учебной информации, нацеленности на личность и самостоятельную и индивидуальную работу, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности и практических действий.
ЭУ должен содержать: 1) модель знаний; 2) многоуровневую структуру предоставления знаний; 3) демонстрационные модели и примеры; 4) справочники, шаблоны, образцы; 5) контроль в виде тестов.
Электронный учебник, как правило, представляет собой мультимедийный продукт и должен обеспечить эффективное обучение и учащихся в режиме самообразования и в режиме, при котором преподаватель от обычного инструктирования переходит к консультированию. Анимированные карты, многочисленные иллюстративные материалы, тщательно отобранная информация, прекрасный дикторский текст в ЭУ должны обеспечивать наглядность, научность, доступность, системность и последовательность и прочие дидактические принципы, что способствует формированию наглядно-образных знаний по выбранному предмету.
В целом электронный учебник может существенно экономить время учащегося, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала, при повторении или по отысканию неизвестных или забытых понятий.
Эффективным является использование иллюстраций вместе с подсказками. Подсказка может быть полезной и при работе с географическими картами. Некоторые явления практически невозможно описать словами (например, водопад или огонь, движение литосферных плит), их можно только показать. Достоинство видеоклипов состоит еще и в том, что они позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе, а также использовать выборочную съемку.
Большую помощь в обучении географии могут оказать электронные энциклопедии (ЭЭ). ЭЭ содержат электронные карты, статьи с иллюстрациями, аудио- и видеокомментариями, хронологическую линию, индексы, закладки и т. д.
Интернет. С помощью Интернета сегодня широко реализуются услуги электронной почты, обеспечивается доступ к массивам цифровой информации, расположенной в самых дальних точках планеты, к научным документам, в том числе картам, аэро- и космическим снимкам, к электронным каталогам, учебникам и библиотекам. Особую значимость для географии могут иметь не только электронные энциклопедии и справочники, но и геоизображения, атласные информационные системы, расположенные в Интернете.
Поиск нужной картографической информации в Интернете не всегда оказывается простой задачей из-за избыточности и изначальной стихийности формирования информационных ресурсов. Поэтому при использовании компьютерной сети для образовательных целей, в особенности для обучения географии, важнейшей проблемой становится создание удобных навигаторов и дружественных интерфейсов - средств, обеспечивающих простое и удобное общение с сетью. В последние годы большое внимание уделяется учебным виртуальным, то есть как бы несуществующим атласам, которые, но сути, представляют собой особым образом организованные пользовательские графические интерфейсы (Иванов, 2000).
Специальные исследования показывают, как отмечает Кушнирснко А.Г., что сегодня более половины пользователей картографической информацией составляют учащиеся школ, лицеев и т.д. Основные цели, с которыми они обращаются к картам и атласам, таковы: 1) учебные задачи; 2) получение справочной информации; 3) общий просмотр и поиск; 3) целенаправленный поиск тематических карт; 4) поиск пути или выбор маршрута; 5) самостоятельное составление карт путем интерактивной комбинации статистических данных; 6) исследования, включая моделирование, анализ, синтез и отображение результатов; 7) поиск пространственных данных, баз данных.
Обратим внимание на то, что на первом месте стоят образовательные задачи. Интерес школьников и учащихся к компьютерным изображениям предоставляет педагогам уникальную возможность открыть увлекательный мир карт, снимков и трехмерных моделей, анимации, сформировать особое, "картографическое" мировоззрение, расширить кругозор в области наук о Земле и повысить картографическую грамотность. Конечно, геоизображения должны быть точны, привлекательно оформлены и непременно интересны по содержанию.
Особое место в Интернете занимают электронные атласы. Они оказались удачной альтернативой бумажным, создание которых, как известно, требует длительного времени, иной раз растягивается на долгие годы, так что некоторые из атласов частично устаревают еще в процессе подготовки. Существуют разные типы электронных атласов. Одни из них предназначены только для визуального просмотра (перелистывания). В других предусмотрена возможность менять оформление, способы изображения и даже классификации картографируемых явлений, увеличивать и уменьшать карты, получать бумажные копии (это так называемые интерактивные атласы). Третьи позволяют более разнообразно работать с картами, комбинировать и сопоставлять их, проводить по картам количественный анализ и оценку, выполнять взаимное наложение и пространственные корреляции, по существу это ГИС-атласы. Наконец, есть особые электронные Интернет-атласы, в структуре которых кроме карт, дополнительной информации и сегмента интерактивных действий обязательно присутствует еще и сегмент навигации, то есть средство перемещения по сети в поисках других карт.
Особый интерес для географии могут представлять геоизображении в Интернете. Геоизображения, размещенные в Интернете, включают прежде всего статичные карты и атласы, а также аэро- и космические снимки, поступающие в цифровой записи. Число таких изображений чрезвычайно велико. Кроме того, в сети существуют многочисленные интерактивные геоизображения, то есть такие, которые сам пользователь может составлять и преобразовывать в процессе исследования. В этом случае появляются возможности для изменения или обновления содержания карт, комбинирования элементов, модификации способов изображения, выбора изучаемого района и т.п. Но, пожалуй, наиболее существенно то, что в интерактивном режиме пользователь может наносить на карты дополнительную текущую информацию.
Наконец, в компьютерной сети размешены блоки карт, снимков и иных геоизображений, входящих в географические информационные системы (ГИС). С ними можно манипулировать: сопоставлять между собой, накладывать друг на друга, определять по ним взаимосвязи явлений, использовать для оценки и районирования территории и решения других научно-практических или учебных задач. Геоинформационные системы занимают особое положение. Под ними следует понимать «автоматизированную систему для работы с графическими и тематическими базами данных, выполняющую функцию моделирования и расчета, создания карт, атласов, служащих для принятия разнообразных решений и осуществлении контроля».
ГИС позволяют быстро производить поиск данных совмещать космические (аэроснимки) изображения и карту, производить трансформацию снимков, геометрическую коррекцию, объединять, синтезировать большой объем информации по желанию пользователя, определять и показывать на экране дисплея пространственные взаимосвязи, применяя при этом разнообразные модели, Данными в среде ГИС являются сведения, описывающие объект, географические данные, которые дают представление о пространственном положении предмета, и временные сведения, описывающие момент и период времени.
ГИС подразделяются на многоцелевые и специализированные, общегеографические и отраслевые, по масштабу и охвату - региональные, общегосударственные и глобальные,
Основной массив в Интернете образуют оперативные карты, создаваемые в режиме реального времени, то есть в период протекания самого процесса. Они отражают актуальную справочную информацию. Наибольшее место в Интернете занимают карты погоды и опасных атмосферных явлений (ураганов, циклонов). Вторые по частоте встречаемости - планы городов и дорожные карты. Другие геоизображения ориентированы на специализированное применение в научных и практических целях (например, карты динамики окружающей среды или спутниковые снимки, фиксирующие состояние сельскохозяйственных посевов). Популярны карты транспорта и навигации, картосхемы текущих событий, политических конфликтов, горячих точек, карты национальных парков, предназначенные для туризма, отдыха и путешествий.
Информационные ресурсы современного общества, заложенные в персональные компьютеры и компьютерные сети огромны. Перед педагогом всегда будет стоять вопрос выбора наиболее оптимальной и важной учебной информации, и игнорировать помощь компьютерных технологий в наше время просто нельзя. Средства ИКТ представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Средства ИКТ. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе представлено на рисунке 3.
Рисунок 3. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе
III. Применение компьютерных технологий при обучении географии. Из опыта работы. География - это единственная наука и школьный предмет, которая объединяет знания о природе и обществе, то есть о том, что окружает человека в его повседневной жизни. Главная цель обучения географии в широком смысле слова заключается в том, чтобы способствовать формированию разносторонне развитой личности. В более узком смысле - это формирование географической культуры, на что указывают И.В. Душина и Г.А. Понурова. Для достижения этих целей применяются различные методы, формы и средства обучения. В последнее время значительное внимание учителей географии уделяется активному обучению. Его задача заключается в такой организации педагогом процесса обучения, где педагог не столько передает обучаемым знания, сколько умело организует деятельность своих учеников и направляет на самостоятельное получение знаний. Одним из направлений активизации учебной деятельности является использование компьютера в обучении географии (Высоцкий, 2000).
На основании анализа многочисленной литературы по вопросу компьютеризации процесса обучения, мы пришли к выводу о том, что наиболее емким термином, определяющим возможные направления использования компьютера в обучении можно считать компьютерные технологии. Мы предлагаем под компьютерными технологиями в обучении географии понимать весь комплекс массовых и приемов сбора, хранения и обработки географической информации , который может быть вовлечен в учебный процесс с использованием ЭВМ и программированного обучения, способствующий интенсификации учебного процесса и реализации принципов развивающего обучения посредством использования Интрасети и Интернета
В курсе географии важную роль играют технические средства обучения и наглядность. Здесь возможности компьютера просто не ограничены. Анализ педагогической литературы по вопросу возможности применения компьютерных технологий при обучении географии показал, что исследования в данной области уже проводятся, но в незначительных масштабах. В.П. Максаковский по этому поводу пишет: «...компьютерная поддержка учебного процесса по географии, за исключением элитарных школ, еще совершенно недостаточна. На путях компьютеризации, которая в географии пролегает, прежде всего, через анализ, обработку и преобразование картографической информации, сделаны только первые шаги». Компьютеризация школьного и вузовского географического образования является одной из актуальных проблем. По мнению ряда исследователей, нет лучшего способа изучить поведение географического объекта или явления, чем экспериментировать с его компьютерной моделью.
Обобщение опыта применения компьютерных технологий в обучении различным предметам позволило нам разработать схему «Компьютер в обучении географии», которая представленная в таблице 1. На нем отражены потенциальные возможности использования компьютера при обучении географии в школе.
Таблица 1. Компьютер в обучении географии.
Виды работ с компьютером
| В локальной и региональной компьютерной сети
| В глобальной компьютерной сети
| ГИС
| Прикладные компьютерные обучающие программы
| Компьютерное тестирование
| Конкурсы WEB-страниц
| ЧАТы
| Поиск географической справочной информации в сети Internet
| Экспертные компьютерные программы по географии
| Электронные мультимедийные энциклопедии на CD-дисках
| Развивающие компьютерные программы (викторины)
| Создание банка справочной информации по географии
| телетесты
| телеконференция
| Компьютерный урок
| Компьютерный учебник
| Слайд-шоу
| Закрытый электронный учебник
| Компьютерные игры
| Интернет-учебник
| Формы организации обучения
| На уроке
| На уроке
| На практическом занятии
| При самостоятельной работе
| Функции компьютера как средства обучения
| Дидактическая (развивающая, познавательная, оценочная, тренировочная, систематизирующая)
| демонстрационная
| Культуровед-ческая
| информационная
| Развиваю-щая творческую активность
| Форма обучения
| стационарное
| дистанционное
| Методы компьютерного обучения
| Информационно-рецептив-ный
| Частично-поисковый
| практический
| диалоговый
| Исследова-тельский
| интерактивный
| Возможность применения
| Во время и после занятий
| Во внеурочное время
| Роль в процессе обучения
| Оптимиза-ция учебного процесса
| Расширение и углубление географических знаний
| Повышение интереса к географии
| Индивидуализация и дифференциация процесса обучения
| Активизация процесса обучения
| Объективность оценки ЗУН
|
О важности компьютера в обучении географии пишут и современные географы-методисты. Еще в 1984 г. Л.М. Панчешникова отмечала, что за рубежом компьютер в обучении географии применяется более активно, чем в нашей школе. В то же время она указывала и на основные возможности применения компьютера в школе, опираясь на опыт зарубежных школ. Володина Г.В. роль компьютера видит в том, что он может быть средством управления процессом учения; банком справочной информации; тренажером; динамическим средством условной наглядности. Г.В. Володина, И.В. Душина и Г.В. Понурова обращают внимание на то, что уже создаются географические компьютерные программы. Они выделяют: программы-тренажеры; обучающие программы; имитационно-моделирующие программы; компьютерные дидактические игры.
Из опыта работы
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ.
Свои уроки я строю в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Все этапы урока реализую при использовании деятельностного метода и компетентностного подхода. Для улучшения качества образовательного процесса изучаю и успешно применяю на уроках и во внеурочной деятельности различные современные образовательные технологии: игровые технологии; проблемное обучение; развивающее обучение; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие технологии; сингапурские обучающие структуры.
Школьная география располагает широкими возможностями для использования информационных технологий. Трудно переоценить роль наглядности при изучении географии. Применяю в 5-11 классах на разных этапах урока для повышения мотивации, для активизации познавательной деятельности, для развития мышления и творческих способностей.
Все перечисленные мной образовательные технологии считаю, что применяю целесообразно, вследствие чего растет мотивация детей к обучению и наблюдается рост качества.
По проблеме использования ИКТ не раз проходила обучение: прошла обучение в НОУДПО «Институт «АйТи» по программе «Применение пакета свободного программного обеспечения» 72 часа; прослушала курс лекций в ИНПО г. Набережные Челны по проблеме «Инновационные формы обучения на основе использования ИКТ» 36 часов; прошла курсы повышения квалификации по проблеме «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по географии» 108 часов, из них:
1) Информационно-образовательная среда основной школы 36 часов.
2) ЭОР в образовательной деятельности по предмету география 72 часа.
В 2009 году в рамках республиканской программы «Приоритетный национальный проект "Образование" выиграла кабинет географии (с последующей презентацией кабинета на республиканском уровне). В 2010 году принимала участие в республиканской акции «Компьютер учителю» school3.tat.rusobr.ru›…kudryavceva…valentinovna…комп-учит
Кабинет оснащен всем необходимым для эффективного использования информационных технологий:
1. Картографическая информация. Различные карты в электронном варианте. Эти карты отличаются от настенных карт, так как их можно в процессе работы преобразовывать, можно наносить на карты дополнительную информацию, накладывать их друг на друга.
2. Интерактивные геоизображения. Анимации. Это набор наглядных пособий нового поколения, предназначенных для демонстрации в классе с помощью проектора и использующих возможности компьютерных технологий для повышения эффективности изучения нового материала. Каждое пособие представляет собой анимированный видеоролик, который просто и наглядно иллюстрирует процессы и понятия, изучаемые на уроках географии. Демонстрацией можно управлять, останавливать в нужном месте, пропускать некоторые места. Использование таких пособий имеет преимущество по сравнению с наглядными пособиями на печатной основе. В них ученик видит схему явления, которая одновременно показывает все его стадии, внимание ученика рассеивается. В интерактивных пособиях действия разворачивается постепенно, учитель может приостановить демонстрацию и более подробно объяснить какую - то часть явления.
3. Электронные учебные пособия. Диски по всем материкам представляющие собой электронные уроки и тесты. Особенности программы: на диске представлено поурочное представление теоретического материала. Форма представления наглядная, снабжена подробными географическими картами и увлекательными видеофрагментами. Имеется словарь географических терминов, биография исследователей. Урок снабжен разнообразными упражнениями с возможностью проверки ответов (тестирование), а так же имеется закрепление основных положений урока с применением звукозаписи.
Работу с программой делает удобной и система поиска.
4. Электронные наглядные пособия по географии с 6 по 10 класс. Представляют собой в наглядной и образной форме основные элементы содержания курса географии с помощью иллюстраций и гипертекста (дикторский голос). Многие изучаемые географические объекты, такие как горы, океаны не могут быть показаны ученикам непосредственно, поэтому использование на уроке слайдов способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе понятий.
5. Энциклопедический словарь по географии России. Краткие статьи и иллюстрации. Удобный поиск.
Как же мы используем эти современные средства обучения? Вот некоторые формы:
1. Использование групповых творческих заданий, работа над которыми предполагает обращения учащихся к информационным ресурсам.
2. Применение индивидуальных заданий, исследовательского характера (рефераты, доклады).
Возможность оформления заданий в электронном виде.
3. Создание презентаций – краткий конспект темы с выделением основных особенностей и демонстрации его в классе. Особенно для закрепления пройденного материала.
4. Непосредственное применение в учебном процессе (на разных этапах урока).
5. Применение учениками при самостоятельном изучении отдельных разделов.
6. Применение для обеспечения познавательного досуга (электронные энциклопедии).
7 . Использование электронных атласов и наглядных пособий для подготовки к олимпиаде.
Применение в обучении компьютера в сочетании с электронными пособиями повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, а так же это удобно и наглядно. (в моей практике это доказано повышением качества знаний и результативным участием моих учеников в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах Муниципального, Республиканского и Всероссийского уровней).
С 2011 года в социальной сети работников образования создала Личный сайт учителя географии http://nsportal.ru/kudryavtseva-natalya-valentinovna
где постоянно публикую свои работы и работы моих учеников.
А так же web-ресурс «Методическая копилка учителя» metod-kopilka.ru
за моё активное участие создали мне учительский.сайт›Кудрявцева-Наталья-Валентиновна, который находится в стадии доработки. Но уже сегодня только одну мою разработку урока на сайте в 7 классе посмотрели и скачали 110 раз!
Состою в сообществе учителей Intel Education Galaxy. ИнтеВики является обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel "Обучение для будущего" https://wiki.iteach.ru/index.php/Участник:Кудрявцева_Наталья. Являюсь пользователем школьного портала ПроШколу.ру www.proshkolu.ru Личная. Размещала учебный материал на портале coolreferat.com (izlov.ru) - это общедоступный ресурс для свободного обмена учебными материалами. Я зарегистрирована и имею личный кабинет на сайте http://www.ya-geniy.ru/ - Центр роста талантливых детей и педагогов. Всероссийские дистанционные конкурсы, олимпиады, викторины для школьников и педагогов. Зарегистрирована на портале профессионального развития учителей РТ совместно с компанией Educare (Сингапур) для Школ Превосходства. На портале я загружаю планы своих уроков с применением сингапурских обучающих структур. Тренеры отправляют мне анализ полученных планов уроков и отслеживают активность на портале - pdonline.educare.sg. Зарегистрирована на сайте дистанционного образования Школьная Академия "Успех" uspeh.tspu.ru.
В «Электронном образовании РТ» администрирую сообщество «Особенности современной подготовки к школьным олимпиадам по географии», в сообществе на сегодняшний день состоят 82 участника. Сама состою в сообществе «Использование электронных образовательных ресурсов учителями географии».
Так как я обучаю учеников и на дому, поэтому кроме электронного обучения, активно применяю и дистанционные образовательные технологии. Для общения с учениками находящимися на домашнем обучении (и с другими учащимися) я активно использую удобную и бесплатную программу Интернета Skype. Программа позволяет мне вести индивидуальные консультации, давать задания и получать ответы. Для этих же целей я использую социальную сеть - vk.com. Через эту сеть я скидываю ученикам ссылку на видеоурок и предлагаю его посетить. Сама уроки просматриваю заранее и подбираю индивидуально. Затем могу дать задание по просмотренному уроку. Для этих целей использую сайты: znaika.ru; InternetUrok.ru; virtulab.net; digital-edu.ru›fcior/; school-collection.edu.ru; window.edu.ru›Электронная библиотека; infourok.ru – это всё уникальные образовательные проекты, которые дают возможность получить знания в максимально понятном, доступном виде. При подготовке к ЕГЭ так же пользуемся образовательными сайтами в сетях Интернет. И конечно широко использую дистанционное общение с учащимися участвующими в различных предметных конкурсах.
В «Электронном образовании РТ» я администрирую факультатив для учащихся «Афоризмы на уроках географии», на сегодняшний день на факультатив записано 60 участников. К сожалению, в полной мере дистанционные образовательные технологии в нашей школе не используются, т.к. не созданы условия. Но, я думаю, что это вопрос времени. Сама я очень интересуюсь таким обучением. В недавнее время я посетила вебинар на тему: «Инструктаж: как стать участником всероссийской апробации электронных учебников»; стала участницей практико-ориентированной онлайн конференции «Развитие информационной образовательной среды в современной школе». Поэтому я полностью готова в полной мере реализовать дистанционные образовательные технологии.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Наша республика – Татарстан (в которой я живу и работаю!) также находится в постоянном поиске новых решений и технологических разработок для формирования креативного, критически мыслящего ученика XXI века, способного анализировать, рассуждать, доказывать, просто задавать вопросы. Реализация совместного проекта с сингапурскими коллегами «Совершенствование качества преподавания в РТ» предлагает нам глобальный опыт воспитания профессионала с широким кругозором, способного обучаться на протяжении всей жизни, понимающего окружающую его реальность и сознательно участвующего в его совершенствовании. С 2013 года наша школа, в которой я работаю, в рамках Республиканской программы, объявлена «Школой превосходства», а я являюсь членом педагогического сообщества «Школы превосходства», работающего по программе BBL и «Развитие культуры мышления». Прошла обучение по применению новых (сингапурских) методик обучения. Введение новых методик в процесс преподавания – интересная и ответственная работа, и я верю, что это приведет к качественному обновлению образования. Поэтому на своих уроках, на разных этапах я активно применяю структуры Сингапурской системы обучения, считаю, что их применение положительно сказывается на работе учащихся. Уроки, построенные на принципах BBL, создают безопасную здоровьесберегающую среду обучения, позволяют повысить познавательную мотивацию учащихся; способствуют социализации; направлены на улучшение мыслительных процессов школьников, поскольку опираются на знания из областей физиологии и психологии человека. Сингапурские обучающие структуры творчески развивают личность каждого ученика, заставляют его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень. Новое всегда воспринимается учениками с особым вниманием. Для учащихся занимательна работа в группах. Каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. На таких уроках ученики более самостоятельны, а я лишь направляю и организовываю деятельность учащихся. Конечно, большинство уроков построенных на принципах BBL, строятся и на основе ИКТ.
Моя практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Чаще всего эти структуры применяю в 5-8 классах. Приведу пример: в силу специфики моего предмета - на своих уроках я часто использую видеоматериал (мультимедиа, что в переводе с английского языка «много средств»: звук, видео, графика). На мой взгляд, проведение уроков с наглядной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал и более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Как добиться этого? Как органично включить в урок? Опробовала разные варианты, раньше мне было сложно сфокусировать детей на основной идее видеоматериала. Сейчас, для этого и для развития критического мышления я стала составлять конструктивные вопросы и использовать упражнение сингапурской методики ЭЙ АР ГАЙД.
Хочу поделиться своей находкой. Небольшой фрагмент урока – изучения нового материала в 7 классе. Тема: «Природные зоны Южной Америки». Речь идет о природной зоне – пустыня. Пустыня Атакама. Уникальная пустыня, т.к. тянется тонкой полосой вдоль океана.
1) Предлагаю познакомиться с предложенными утверждениями.
2) Учитывая личный опыт, убеждения и знания, полученные ранее в столбике «до» самостоятельно поставить «+» если ребята согласны с утверждением и
«-» если не согласны с утверждением.
3) Просмотр видеоматериала.
4) Предлагаю еще раз прочитать утверждения.
5) Учитывая новые знания в столбике «после» самостоятельно поставить «+» если согласны с утверждением и «-» если не согласны с утверждением.
6) Сравниваем столбики «до» и «после».
7) Отвечаем на вопрос: изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие из этих утверждений являются самыми важными? Почему?
Предложенные утверждения:
до
| утверждения
| после
|
| 1. Самая сухая пустыня мира – Атакама, лежит прямо на берегу океана
|
|
| 2.Даже в самой сухой пустыне мира Атакама есть жизнь
|
|
| 3.В Атакаме не бывает дождя по 50 лет
|
|
| 4.Единственный источник влаги в этой пустыни - туман
|
|
| 5. В пустынях Южной Америки растут гигантские кактусы сагуара, ствол которого может вместить до 5 тонн воды
|
|
| 6. В стволах таких кактусов птицы делают дупла и гнезда
|
| |
|
|