Главная страница


Урок по теме: «Биобатарейка или сладкая жизнь»



Скачать 73.41 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Биобатарейка или сладкая жизнь»
Дата24.02.2016
Размер73.41 Kb.
ТипУрок

Урок по теме: «Биобатарейка или сладкая жизнь».

Вид урока: урок - исследование.
Цель урока. Систематизация знаний учащихся об углеводах на межпредметной основе (химия и биология)

ОбучающиеОбобщение знаний о свойствах углеводов; значение углеводов в здоровом образе жизни человека.

Развивающие – расширять кругозор учащихся, их творческие способности, закрепление навыков экспериментирования.

Воспитательные –формировать потребность в познавательной деятельности.

Оборудование и реактивы.

Компьютер, мультимедиапроектор, Одноразовая посуда – стаканчики, стеклянная палочка, стакан, чащка Петри, лоток, штатив, пипетка, ложечки, кусочки черного хлеба, раствор йода, дистиллированная вода, различные сорта меда, в том числе и фальсифицированный с крахмалом и сахарным сиропом.

Ход урока

1.Организационный момент ( мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока)

Зачем нужны углеводы? УЧИТЕЛЬ Организм человека - это уникальный «химический комбинат», в котором протекает множество разнообразных химических реакций. Согласно закону сохранения энергии человеку необходимо поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи - углевсды, белки, жиры. В результате пищеварения эти вещества превращаются в более простые и разносятся кровью во все клетки организма, где окисляются кислородом, доставляемым кровью из легких. Энергию дает практически любая пища, но углеводы (фруктоза, глюкоза, сахар и крахмал) усваиваются быстрее других продуктов.

При фотосинтезе растения поглощают солнечную энергию и синтезируют из простых молекул большие, богатые энергией молекулы. Энергия солнца переходит в химическую энергию молекул: 6СО2 + 6Н20+2816кдж=С6Н12О6 +602

При попадании в организм они окисляются с выделением энергии. Так в конечном итоге мы используем энергию солнца.

2. Актуализация опорных знаний:

а) групповая работа;

б) фронтальная работа с классом (заполнение таблицы: «Углеводы»,) Проверка знаний учащихся фактического материала, основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность.

Таблица: обобщение сведений класса «Углеводов»






Глюкоза

Фруктоза

Крахмал

Целлюлоза

Физические свойства













Нахождение в природе













Строение молекулы













Химические свойства













Применение
















3.Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения. (Вопросы заранее даны учащимся профильной группы для подготовки )

1ученик (каждой группе предлагает кусочек свежего пышного хлеба и задает вопрос командам)

Почему в хлебе много дырочек?

1 ученик ( слушает по очереди версии каждой группы, за каждый правильный ответ выдает жетоны),обобщает ответы:

Дырочки придают хлебу пышность, а появляются они в результате спиртового брожения

Глюкоза С6Н12О6 под действием ферментов превращается в этиловый спиртС2Н5ОН, и образуется углекислый газ СО2 : С6Н12О6-ферменты----- 2С2Н5ОН +2СО2


Самый древний способ сбраживания теста – добавление небольшого количества дрожжей.

Когда тесто попадает в печь, под действием тепла углекислый газ расширяется в объеме, этиловый спирт испаряется и его пары тоже расширяются . В результате хлеб становиться пышным.

2 ученик.

Почему при варке крупы, макаронных изделий, соусов, киселей происходит увеличение массы продукции? Ответ 2 ученика. Все эти продукты содержат крахмал ( С6Н10О5 ). Крахмальные зерна при обычной температуре не растворяются в воде, при повышении температуры они набухают, образуя вязкий коллоидный раствор -крахмальный клейстер. При клейстеризации крахмал способен поглощать 200-400 % воды, что приводит к привару. Под действием ферментов или кислот при нагревании крахмал присоединяет воду и гидролизуется. В общем виде

Схема превращения крахмала при гидролизе может быть представлена следующим образом: (С6Н10О5)n +пН2О nС6Н12О6

Этот процесс происходит при получении многих пищевых продуктов- патоки, глюкозы, хлебобулочных изделий и при жарке картофеля.

3 ученик.

Как отличить котлетный фарш от бифштексного химическим путем? Ответ 3 ученика.

Котлетный фарш содержит крахмал, поэтому под действием йода его проба окрасится в синий цвет.

Определение крахмала в образце фарша. К образцу фарша приливают несколько капель 2% р-ра йода. Если наблюдаем посинение пробы, то это котлетный фарш.

4 ученик.

Почему при долгом пережевывании черного хлеба появляется сладковатый вкус? Ответ 4 ученика

В слюне человека содержится фермент амилаза (птиалин), вызывающий гидролиз крахмала и образование глюкозы. Обычно человек не чувствует этого сладкого привкуса, поскольку в ротовой полости пища находится 15-18 с.

5 ученик просит отгадать о каком продукте идет речь.

Сообщение учащегося: «Фруктоза-золотой лекарь».

«Золотой лекарь», «жидкое золото», - какими только эпитетами не награждают этот продукт люди в течение многих тысячелетий. Он известен с древнейших времен. До революции 1917г. этот уникальный продукт являлся официальным лекарственным средством и продавался в аптеках. О чем речь?

Конечно, о меде – загадочном даре природы. Пифагор, отдавший предпочтение вегетарианской пище и меду, прожил 90 лет. Гиппократ, проживший 107 лет, также любил и употреблял мед, широко использовал его в своей практике.

В составе этого душистого продукта более 300 веществ: углевод-фруктоза, , органические кислоты и их соли, протеины, незаменимые аминокислоты, витамины, гормоны. По некоторым свойствам мед напоминает плазму крови человека. В нем найдено 37 важных для организма человека элементов – больше, чем в самых популярных витаминно-минеральных комплексах. Но чтобы все это прошло нам на пользу, мед нужно уметь выбирать, хранить и правильно употреблять.

Постановка проблемы

УЧИТЕЛЬ. Как всякий продукт, пользующийся стабильным спросом, мед нещадно подделывают. Например, скармливая пчёлам сахар. Сахарный мед – ненатуральный. Или выдают за натуральный мед подкрашенный сахарный сироп, куда для запаха добавлено немного настоящего меда, - типичный «цыганский мед». А чего только не примешивают к меду: крахмал, мел, патоку, сахарин…Фальшивый мед беден активными веществами, не проявляет лечебного эффекта. Как выяснить, не подделка ли то, что вы уже купили?

Для решения этой проблемы проделаем небольшую практическую работу.

4.Практическая работа «определение качества меда»

Цель работы. Проверить качество меда простыми и доступными способами, которые можно использовать в домашних условиях.

1 способ

Опустить маленькие кусочки хлеба в образцы меда, через 5 минут достать. Проанализировать результат и сделать выводы.

Натуральный мед

Фальсифицированный мед

Хлеб затвердеет

Хлеб размягчиться или вовсе расползется


2 способ

Маленькую порцию меда нагревают во рту до 30-36°С и определяют вкус

Проанализировать результат и сделать выводы

Натуральный мед

Фальсифицированный мед

Не растворяется сразу , немного жжёт горло, порой имеет привкус – горьковатый или горьковато-терпкий

Аромат меда притуплен и ощущается вкус карамели


3 способ

Взять порцию меда ложкой и рассмотреть процесс стекания меда с ложки.

Проанализировать результат и сделать выводы

Натуральный мед

Фальсифицированный мед

Если мёд зрелый и качественный, то он тягучий, густой и не капает с ложки, а наматывается на неё вязкой лентой , стекает длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервётся, то она целиком опустится, образуя на поверхности мёда башенку, которая затем медленно разойдётся.

Разбавленный сахарным сиропом мёд стекает с ложки каплями, как вода, образуя впадину.



5 способ

В мед добавить каплю йода.

Проанализировать результат и сделать выводы

Натуральный мед

Фальсифицированный мед

Цвет не изменится

Если в мёде есть мука или крахмал, раствор обязательно посинеет( муку или крахмал добавляют в мёд для создания видимости кристаллизации, которая характеризует его натуральность)



6.Обсуждение результатов

УЧИТЕЛЬ. Подведём итог совместной работы. В ходе исследования меда доступными средствами мы научились определять его качество. Подобные знания понадобятся вам в повседневной жизни. В заключение мне хотелось бы дать вам несколько полезных советов.

  1. Сколько меда нужно есть с пользой для здоровья? Это очень индивидуально. Обычно рекомендуется 80-100г (примерно 2 столовые ложки) в сутки взрослым и 30-50г(1-2 чайные ложки )детям. Но следует непременно проконсультироваться с врачом – всё же непростой это продукт.

  2. При температуре выше 40 °С мед теряет свои основные лечебные свойства. Кроме того, некоторые травники вообще не рекомендуют смешивать мед с «окрашенной жидкостью» вроде чая или травяного настоя, а советуют разводить мед в теплой (не горячей!) кипяченой воде. Или, как леденец, рассасывать во рту столовую ложку меда., а уж потом, через 15-20мин, выпить чай. Причем делать это желательно за 1.5 -2 ч до еды или через 3 ч после еды.

  3. Мед хранят в стеклянной, глиняной фарфоровой, керамической и деревянной посуде. В посуде из железа и оцинкованной жести хранить мед опасно. Тара должна быть плотно закрыта крышкой. Оптимальная температура хранения – от +5 до +20 °С.

  4. Никогда не берите мед с рук у незнакомых людей.

Покупайте его у пчеловодов, в чьей профессиональной честности не сомневаетесь, либо в специализированных магазинах. Правильно храните и употребляйте мед и будьте здоровы!

7.Итоги урока.

Вывод по теме урока (делают учащиеся). Для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека, в том числе и углеводов.

Учитель. Надеюсь, что теперь вы понимаете, как тесно химия связана с жизнью человека, и сможете оценить эту науку по достоинству.