Главная страница


Законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс)



Скачать 424.79 Kb.
НазваниеЗаконы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс)
страница2/4
Дата11.03.2016
Размер424.79 Kb.
ТипЗакон
1   2   3   4



Модуль 1.2. Тема: «Закон сохранения массы веществ.

Закон постоянства состава веществ.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Закон Авогадро»

№ уч.

элемента..

Учебный материал с указаниями заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Интегрирующая цель: Изучив материал данного урока, вы будете знать стехиометрические законы – закон сохранения массы веществ и закон постоянства состава. Уметь применять эти законы в конкретных условиях

Прочитайте цель урока

УЭ-1



Входной контроль знаний

Задание: Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Что называется химическими реакциями?

  2. Что называется реагентами и продуктами реакции?

  3. Что называют химическим уравнением?

  4. Что показывают коэффициенты в уравнении химической реакции?

Работайте в парах.


Оценивается 4 баллами


УЭ-2

1. Повторите закон сохранения массы веществ.

Задания:

  1. Дайте определение названного выше закона.

  2. Ответьте на вопросы заданий № 4-6, с. 7 учебника.

  3. Составьте уравнения реакций, которые выражаются следующими схемами:

Вариант 1. а) Fe + Cl2→FeCl3

б) C3H7OH + O2 → CO2 + H2O

в) N2O5 + H2O → HNO3
Вариант 2. а) Al + S → Al2S3

б) Li3N + H2O → NH3 + LiOH

в) Fe(OH)3 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + H2O

Прочитайте первый раздел

§ 2. Ответы запишите в

тетрадь.

Оценивается 5 баллами




2. Повторите закон постоянства состава

Задания:

  1. Дайте определение закона.

  2. Для веществ какого строения применим этот закон.

  3. Ответьте на вопрос задания № 7, с.7 учебника

Прочитайте второй раздел

§ 2. Ответы запишите в

тетрадь.
Оценивается 3 баллами



УЭ-3

1. Повторите алгоритм решения расчетных задач по уравнениям химических реакций, используя такие величины, как масса, объем и количество вещества.

Задания:

  1. Внимательно прочитайте алгоритм.

  2. Пользуясь алгоритмом, решите задачу:

Вариант 1. Какая масса магния Mg вступает в реакцию с серной кислотой H2SO4 , если в результате реакции выделяется 5,6 л водорода Н2 при н.у.?

Вариант 2. Определите объем водорода Н2 (н.у.), который образуется при взаимодействии 1,5 моль алюминия Al с избытком серной кислоты H2SO4?


Найдите информацию в табл. Н.Б.Ковалевской с.30

Ответы запишите в тетрадь


Оценивается 3 баллами




2. Повторите закон Авогадро и следствия из него.
Задания:

  1. Рассчитайте, какой объем (н.у.) занимает:

Вариант 1. 2 моль любого газа, 7 г азота N2

Вариант 2. 5 моль любого газа, 4 г водорода Н2.


  1. Рассчитайте относительные плотности по водороду и по

воздуху:

Вариант 1…метана СН4.

Вариант 2…кислорода О2.



Найдите информацию в табл. Н.Б.Ковалевской с. 27-28. Ответы запишите в тетрадь
Оценивается 2 баллами

Оценивается 1 баллом



УЭ-4



Проверьте полученные знания.

Задание:

Ответьте на вопросы заданий № 4-6, с. 7 учебника.

Ответ дайте устно. Комментируйте ответы учащихся.

Оценивается 3 баллами





Подведение итогов урока.

1. Оцените свою работу на уроке.

2. Домашнее задание - записи в тетрадях,

§ 2, расчетные задачи № 1, 2, с.7.

3. Учитель выборочно берет тетради на

проверку.



Правильные ответы собирает учитель



Модуль 2.1. Тема: «Строение электронных оболочек

атомов химических элементов»


№ уч. эле-мента..

Учебный материал с указаниями заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Интегрирующая цель: Изучив материал данного урока, вы будете знать строение электронной оболочки атома, форму электронных орбиталей, порядок заполнения электронами энергетических уровней в атомах малых и больших периодов


Прочитайте цель урока

УЭ-1

5 мин

Входной контроль знаний

Задание: Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Какие модели строения атома известны? Какие числа периодической системы можно использовать для описания строения атома и как?

  2. Какие периоды периодической системы называют большими и какие – малыми?

  3. Дайте определение понятия «орбиталь».

Работайте в парах.

После ответа на вопросы внимательно прочитайте введение к главе 2, с. 8 учебника
Оценивается 3 баллами

УЭ-2,

УЭ-3



1. Получите представление о форме и расположении в пространстве s -, p -, и d - орбиталей.

Задание:

  1. Зарисуйте форму этих орбиталей.

  2. Сколько электронов может находиться на одной орбитали?

Прочитайте § 3, с. 9 (рис.1-3).


Оценивается 2 баллами



2. Получите представление об энергетических уровнях и подуровнях.

Задания. Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Как располагаются электроны внутри электронной оболочки атома? Какие электроны образуют энергетический уровень/подуровень?

  2. Что характеризует энергетический уровень/подуровень?

Какое обозначение получили уровни и подуровни?

  1. Какая формула позволяет рассчитать максимальное число электронов на энергетическом уровне?

  2. Сколько орбиталей составляет каждый из энергетических подуровней?

  3. Как называется и что показывает следующая запись

+10Ne 1s22s22p6
Что означает каждая цифра и буква в этой записи?

  1. Как называется и для чего используется схема на рис. 4, с.10 учебника? Для чего в схеме используют квадраты и стрелки?

  2. Какой электронный слой называют завершенным? Атомы каких элементов имеют завершенный электронный слой?

Прочитайте

§ 3, с. 9 (абзац 3) учебника и с. 61-62 таблиц Н.В.Ковалевской.

Ответы запишите в тетрадь

Оценивается 6 баллами



3. Получите представления о порядке заполнения электронами энергетических подуровней в соответствие с принципом минимума энергии.

Задания:

  1. Внимательно прочитайте и законспектируйте формулировку принципа минимума энергии:

Основное (устойчивое) состояние атома – это такое состояние, которое характеризуется минимальной энергией. Поэтому электроны заполняют орбитали в порядке увеличения их энергии.

Запомните: электроны заполняют энергетические подуровни в в порядке увеличения их энергии. Последовательность в нарастании энергии подуровней определяется рядом:

1s < 2s < 2p < 3s < 3p < 4s < 3d < 4p <5s < …

  1. Объясните появление вставных декад элементов в 4 и 5 периодах периодической системы.

  2. Какие элементы называют s -, p - и d – элементами.

Какое количество s -, p - и d – элементов находится в 4 периоде.


  1. Составьте схемы строения атомов и электронные формулы для элементов № 25 и 34.

  2. Определите положение элементов в периодической системе (период, группа, подгруппа) по электронным формулам:

А) 1s22s22p63s23p4

Б) 1s22s22p63s23p64s23d10

B) 1s22s22p63s23p64s23d5

Г) 1s22s22p1


Прочитайте § 3 до конца.

Ответы на вопросы запишите в тетрадь.


Модель решения:

1s2 2s22p1

В атоме два электронных уровня, значит элемент находится в III периоде.

Последним в атоме заполняется р – подуровень, следовательно это элемент главной подгруппы.

На внешнем уровне атома находится 3 электрона, поэтому это элемент третьей группы бор В
Оценивается 9 баллами



УЭ- 4

Проверьте полученные знания

Задание:

Ответьте на вопросы заданий № 1-7, с. 22 учебника.

Ответ дайте устно. Комментируйте ответы учащихся.

Оценивается 7 баллами




Подведение итогов урока.

1. Оцените свою работу на уроке.

2. Домашнее задание - записи в тетрадях,

§ 3.

3. Учитель выборочно берет тетради на

проверку.

4. Выполните дистанционную

самостоятельную работу № 2.



Правильные ответы собирает учитель




Модуль 2.2. Тема: «Положение в периодической системе Д.И.Менделеева

водорода, лантаноидов, актиноидов и

искусственно полученных элементов»


№ уч.

элемента

Учебный материал с указаниями заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Интегрирующая цель: Вы ознакомитесь с положением в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных. Научитесь объяснять двойственность химических свойств водорода (окислитель или восстановитель) на основе строения атома

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1



Входной контроль знаний

Задание. Ответьте на вопросы о строении электронных оболочек атомов химических элементов:

Вариант 1.

  1. Атому какого химического элемента соответствует электронная формула 1s22s22p63s23p64s23d104s1 ?

  2. Приведите по два примера s- и р- элементов. Поясните, почему эти элементы так называются. Составьте формулы высших оксидов этих элементов и укажите их характер.

Вариант 2.

  1. Атому какого химического элемента соответствует электронная формула 1s22s22p63s23p64s23d104s2?

  2. Приведите по два примера химических элементов, в атомах которых имеются: а) только s – электроны; s - и р – электроны.

Составьте формулы высших оксидов этих элементов и их водородных соединений, если они такие образуют.


Пользуйтесь только периодической системой. Обратите внимание общие формулы соединений элементов в нижней части таблицы.

Ответы запишите в тетради.

Сравните свои ответы с кодопленками.

Оценивается 3 баллами



УЭ-2,

УЭ-3




1. Ознакомьтесь с представлением о двойственности химических свойств водорода.

Задание. Внимательно прочитайте соответствующий раздел § 4 и ответьте на вопросы:

    1. Какие вещества (частицы) называют восстановителями?

    2. Как называется процесс отдачи электронов?

    3. Какие вещества называют

окислителями?

    1. Как называется процесс присоединения электронов?

    2. Как с помощью ряда электроотрицательности определить окислитель и восстановитель?

    3. Дайте определение степени окисления?

    4. Определите степень окисления элемента водород в простом веществе Н2, в катионе водорода и гидрид-анионе?

    5. Приведите по одному примеру реакций соединения, в которых простое вещество водород принимает участие как окислитель и как восстановитель? Какие свойства более характерны для водорода?

    6. Объясните, почему водород в периодической системе находится одновременно в двух группах?

10) Как называются семейства элементов, которые

одновременно с водородом находятся в IA и VIIA группах?



Прочитайте первый раздел § 4.

Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

При необходимости используйте таблицы Н.Б.Ковалевской, с.72, 77, 79, 80.

Оценивается 10 баллами





2. Получите представление о положении в периодической таблице лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

Задание. Внимательно прочитайте второй раздел § 4 и ответьте на вопросы заданий 9 и 10 на с. 22 учебника.



Прочитайте соответствующий раздел § 4.

Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
Оценивается 2 баллами


УЭ-4



Проверьте полученные на уроке знания

Задание. Дайте письменный ответ на следующий вопрос: Какие химические реакции доказывают сходство свойств водорода со свойствами галогенов и щелочных металлов? Приведите уравнения соответствующих реакций.


Работайте индивидуально, учебник закрыт.

Для проверки передайте тетрадь соседу по парте.

После проверки исправьте ошибки и дайте им устное объяснение.
Оценивается 2 баллами





Подведение итогов урока.

1. Оцените свою работу на уроке.

2. Домашнее задание - записи в тетрадях,

§ 4, расчетные задачи № 1 и 2, с. 23

3. Учитель выборочно берет тетради на проверку.

4. Выполните дистанционную

самостоятельную работу № 3.



Правильные ответы собирает учитель

1   2   3   4